Оргстекло "Витражная роспись"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Витражная роспись - это рисование, используя различные нетрадиционные методы на оргстекле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Витражная роспись" | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное рисование «Витражная роспись» на мольберте из оргстекла
Витражная роспись
Витражная роспись - это рисование, используя различные нетрадиционные методы на оргстекле.
Удобный двухсторонний прозрачный мольберт из небьющегося стекла разнообразит занятия и увлечет детей. Идеально подходит для групповых занятий - одновременно за мольбертом могут рисовать несколько детей от 2 до 4. Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге - просто приложить к свежему рисунку лист бумаги или ватмана. Если же рисунок немного подсох, увлажните его, слегка побрызгав водой, а потом приложить бумагу. Прекрасный дидактический материал, для рисования, развития пространственного мышления, логики. На гладкой текстуре деткам проще и интереснее рисовать. Оргстекло - для детей новый, непривычный материал. Дети привыкли рисовать на листках бумаги, рисовать красками, используя кисточки. Здесь же мы будем использовать различные техники, порой, не используя кисти.
Цели:
- ознакомление детей с новой изобразительной техникой - витражная роспись
- развитие творческой деятельности детей
- развитие эстетического вкуса
Задачи:
1) формировать умение использовать различные приёмы работы с красками, оргстеклом.
2) поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, активизировать творческие проявления детей.
3) способствовать созданию условий для психологической разрядки детей, учить получать удовольствие от изготовления арт. объектов, повышая самооценку, создавать ситуации успеха.
4) обогащать словарь детей специальными терминами
5) пробуждение интереса, стимуляция внимания
6) знакомство со средой
7) пробуждение интереса к игре
8) обучение специальными движениями и их тренировка
9) развитие внимания, связанного с координацией движений
10) развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, глазомер
11) развитие речи, памяти, мышления
12) развитие умений действовать по инструкции
13) развитие пространственной ориентации
14) усовершенствование навыков позитивной коммуникации
Используемые техники:
- пальцеграфия
- отпечатывание
- диатипия
- тампонирование
-пиктография
-графическая аналогия
-пуантилизм
- сюрреалистическое изображение
- изображение в стиле «Авангард»
ПАЛЬЦЕГРАФИЯ
Пальцеграфия - рисование пальцами рук.
Деткам бывает трудно сразу научиться рисовать и раскрашивать кистью, фломастерами. Поэтому мы рекомендуем сначала попробовать рисовать пальчиком, ведь пальчик контролировать гораздо проще.
Рисование пальчиками будет очень полезно для развития мелкой моторики и подготовит ручку ребёнка к «настоящему» рисованию – с помощью карандаша и кисточки.
Раскрашивая пальчиками, ребёнок быстрее научится чувствовать границы изображения.
Рисование пальцами способствует развитию восприятия, формированию сенсорных эталонов цвета, величины, формы, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции).
- свобода от двигательных ограничений
-свобода от культурного влияния
-свобода от социального давления
При организации данной деятельности, движения могут быть размашистыми крупными или, наоборот, точечными, отрывистыми. У одного и того же ребёнка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по - новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм.
Способ получения:
Нужно заранее приготовить лоток с разведёнными красками, или штемпельную подушку (кусок поролона с налитыми в него красками). Ребёнок прижимает пальчик к краске, краска останется у него на пальце, и прижимает к поверхности и оставляет отпечаток - точечки. Так можно рисовать рябину, гусеницу, виноград или раскрашивать этой техникой обычную раскраску. Проводим пальчиками линии – так хорошо рисовать геометрические фигуры. Прикладываем пальчики (раскрасим два пальчика) и приложим к поверхности – выйдут кустики, звёздочки, деревья. Соберём пальчики в пучок – получим цветы и снежинки.
Можно заранее приготовить шаблон, например: нарисовать круг и попросить окрасить контур отпечатываем пальца, получившиеся изображение до фантазировать (голова льва, солнышко, цыплёнок, мяч)
ОТПЕЧАТЫВАНИЕ
Следующий приём - отпечатывание. Это может быть и отпечатывание ладошкой, и отпечатывание природного материала (листочков деревьев, веточек, камешков и т. д.) Здесь не нужны кисти, только ладошки ребёнка, любой материал и краски.
Рисуем ладошкой – при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка – вертикально прикладываем к поверхности две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка, приложенная к поверхности горизонтально).
Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можно рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.
Рисуем кулачком со стороны большого пальца – выйдут красивые розы, ракушки, улитки.
Отпечатывание листьев – ребёнок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его к поверхности окрашенной стороной и получает отпечаток. Черешки можно дорисовать как пальчиками, так и кистью. Так можно отпечатывать любой природный материал.
ДИАТИПИЯ
Диатипия доступная детям техника рисования. Диатипия (от греческого dia- сквозь, через). Эту технику считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Способ получения:
Специальным роликом (валиком) или тампоном из ткани (поролона) наносится лёгкий слой краски на стекло. Сверху накладывается лист бумаги и можно рисовать. Рисуют карандашом, можно и заострённой палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно взять белую краску и чёрный лист или наоборот. Получается очень красиво.
ТАМПОНИРОВАНИЕ
Перед тем, как показать ребёнку способ обведения силуэтов карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета - тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее! Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, лёгкий, воздушный, прозрачный контур. А дальше остаётся довести его до задуманного образа. В этой технике можно использовать ватные шарики, поролоновые заготовки. Причём поролоновые заготовки можно украсить цветными резинками для волос, используя различные цвета-здесь и закрепление цвета, и ориентация по цвету (какой цвет каким тампоном брать, чтоб не смешать цвета). Способом тампонирования можно изображать облака, деревья, объёмные изображения, не используя шаблоны.
Способы получения:
Прикладываем силуэт к стеклу, придерживаем левой рукой. В правой руке поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» лёгкими движениями обводим силуэт по контуру. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге чёткий и ясный силуэт. Способом тампонирования удобно передавать контуры пушистых зверушек - зайчат, бельчат,щенят, цыплят; сказочных героев- снеговика, чебурашку ; можно изображать облака,деревья, волны, а также объёмные изображения (шубу, шапку)
ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ
Сначала детям предлагают геометрические формы и просят выложить какую-нибудь фигуру (игрушку, животное). После того, как дети научились быстро выкладывать животных, им предлагают, обводя геометрические формы рисовать животных, сюжет сказки. Детали прорисовываются, тоже, в геометрических формах. Например рисуем страну, где всё квадратное- и люди, и цветочки. А можно круглой и треугольной формы. Детали, тоже, прорисовываются в геометрических формах.
ПИКТОГРАФИЯ
Пиктография-от лат. pictus- нарисованный (рисуночное письмо). Отображения содержания в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографию называют ещё говорящим рисунком. Такой способ передачи информации был распространён у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири. В современных культурах пиктография применяется как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации, указателях, а также как художественное средство - детские и юмористические рассказы в картинках. Пиктографию предлагают детям после того, как они овладели техникой графической аналогии.
Способы получения:
Когда один человек (воспитатель) читает короткий рассказ с последовательностью действий. И ребёнок зарисовывает то, что слышит, как понял сюжет. Например: в лесу есть длинная тропинка, пойдёшь по ней. По двум сторонам её растут грибы- боровички, лисички, сыроежки. По правую сторону цветочная поляна, по левую сторону лес. А в этом лесу живёт змей Горыныч…и так далее.
ПУАНТИЛИЗМ
Пуантилизм- фр. pointillisme, буквально «точечность», фр. point- точка. Возникновение пуантилизма связано с увлечением молодого художника Жоржа Сёра рисовать точками. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию мелкой моторики, усидчивости, аккуратности, но и развитию воображения, мышления, фантазии. Здесь можно применить технику – пальцеграфия или рисовать ватными палочками.
Способ получения:
К стеклу крепится рисунок (заготовка, узор, схема). Обводим по контуру с помощью частых точек, выделяя детали, и начинаем заполнять пустоту между линиями точками, чередуя цвета. Для более яркого изображения используем частую точку, для бледного изображения расстояние между точками увеличиваем.
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Сочетание фантастических и реальных элементов при изображении. В переводе на русский язык сюрреализм означает – «сверхреализм». Сюрреалистические игры используются для того. Чтобы идеи детей развивались более свободно и в случайном ключе. Главная цель таких изобразительных игр – разрушить традиционные принципы мышления и получить оригинальные конечные результаты. Ну, и просто посмеяться.
Основное понятие сюрреализма сюрреальность – совмещение сна и реальности. Одним из важнейших ценностей является свобода, свобода в изображении и так далее. Сюрреализм – мечта, грёза, сновидения. Главными приёмами в сюрреализме считаются сопоставление несопоставимого, соединение несоединимого, но где узнаются черты реальной действительности. У детей сюрреалистические изображения можно увидеть в каждом рисунке – изображение летающего человека, дом на облаке, улыбающиеся животные, которые пьют чай и тому подобные рисунки. Многие художники черпают идеи, нестандартное видение именно с детских рисунков, дополняя их своим видением.
Для способа получения сюрреалистического изображения (игры) можно использовать все перечисленные техники и приёмы и получить свой неповторимый рисунок.
Материал, который можно использовать в технике витражной росписи, очень разнообразен: гуашь (любые краски, клей ПВА, ватные палочки, поролоновые тычки, валики, пипетки, различные штампы, фломастеры, зубные щётки, расчёски, печатки – клише, тетради в клетку, скотч, изо лента разных цветов, планшеты из оргстекла, витражные мольберты, трафареты, схемы и так далее.
РИСОВАНИЕ ЛИСТЬЯМИ
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
ШТАМПЫ И ПЕЧАТИ
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. "Шлепать" такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
МОНОТОПИЯ
Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами
РИСОВАНИЕ МАРКЕРОМ
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
РИСОВАНИЕ КРЕМОМ
-Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
-На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
- Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
РИСУЕМ ПО ОЧЕРЕДИ
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
РИСУНОК ПЛЮС
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
РИСУЕМ С НАТУРЫ
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
ЮНЫЙ ПОРТРЕТИСТ
Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?
И не забывайте, что витражная роспись – это работа на оргстекле, можно, не боясь, использовать самый различный материал от фломастера до клея, всегда можно стереть, подправить, размазать и приклеить. Не получилась, можно стереть и, опять поверхность готова к новым приключениям! Прозрачность стекла, и наличие солнечного света позволяет видеть красоту рисунка, его волшебное превращение и лёгкость, чего никогда не увидишь на бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись по соли (практическое занятие)
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью; с...
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1) Предшествующая работа:· Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...
Роспись тарелочки "Городецкая роспись"
Городецкая роспись...
Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)
Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...
Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольского петушка»....