История возникновения «Золотой хохломы».
статья
Предварительный просмотр:
История возникновения «Золотой хохломы».
СЛАЙД 2.
В Древней Руси дерево играло очень важную роль. Из него строили жилища, изготавливали мебель и посуду. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в X-XII веках русские ремесленники делали чаши, ковши, черпаки, а старинные описи монастырских хозяйств часто упоминают токарей, ковшечников, судописцев. Среди посуды, изготавливаемой ремесленниками, существовала особая, окрашенная киноварью и покрытая золотом. Она подавалась на княжеских пирах и царских приемах. Как правило, она производилась при монастырях. Среди ремесленников Троице-Сергиевой лавры были приписанные крестьяне из заволжских сел.
СЛАЙД 3.
Возникновение промысла хохломской росписи
Архивные материалы и научные исследования определили, что во второй половине XVII века в Семеновском округе возник промысел изготовления посуды, ставший основой развития особого вида декоративной росписи по дереву. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б.И. Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров на «оловянном деле». В XVII веке олово применялось для золочения в художественных ремеслах, а боярину Морозову принадлежало «селишко Семеновское». Именно в нем, а также вокруг сел Хохлома и Скоробогатовское сформировался промысел хохломской росписи.
СЛАЙД 4, 5.
Развитие
Развитию промысла способствовала близость волжского торгового пути и соседство с крупнейшей в России Макарьевской ярмаркой. Качество посуды, вырабатывавшейся в Семеновском уезде, было высоким, и в 1764 году производство деревянной посуды было отмечено как «главный всех жителей промысел». О продукции крестьян из Семеновского уезда говорили так: «Товар их легок, чист, крепок и светел», а семеновский городничий Блюммер писал, что в городе жители «земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной, крашенной и лаковой посуды…». Село Хохлома, волостное село в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, где продавалась деревянная посуда, с необычной окраской.
СЛАЙД 6.
Связь с культурой
На протяжении двух столетий хохломская посуда удовлетворяла потребности народа и являлась важной частью отечественной художественной культуры. Во второй половине XIX века возрастает интерес к промыслу, как к искусству. В моду входит «русский стиль», и у образованного общества просыпается интерес к произведениям народных промыслов.
СЛАЙД 7. В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, и далее чередой шли успешные выставки в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. К хохломской росписи начинает проявлять интерес и царская семья. Восхищенная творчеством народных мастеров, императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. Хохломская продукция широко продается на базарах и ярмарках, а после получения в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже, резко увеличился и экспорт продукции.
СЛАЙД 8.
Семеновская школа хохломы.
Спрос на хохлому во второй половине XIX века вызвал появление скупщиков. Они требовали дешевый, низкий сорт товара, что привело к упрощению и снижению качества продукции. Это вызвало беспокойство образованного общества и властей. По общему мнению, следовало наладить обучение мастеров новым приемам и технологиям. В 1916 году по инициативе и на средства Нижегородского городского головы Д.В. Сироткина в городе Семенове открылась Школа художественной обработки дерева во главе с художником Г.П. Матвеевым. После Великой октябрьской социалистической революции школа не только была сохранена, но и нашла значительную поддержку новой Советской власти. Выпускники школы внесли в роспись новые элементы, школа объединила разрозненных кустарей, оживила промысел и нацелила выпуск изделий для продажи на иностранных рынках.
АО «Хохломская роспись» 100 лет деятельности.
Развитие Семеновской школы обработки дерева шло очень активно. В 1924 году школа преобразуется в объединение «Кустарь-художник»; в 1931 году оно преобразовывается в артель «Экспорт». В 1934 году в Семенове основан музей кустарно-художественных изделий. В годы Великой Отечественной войны многие мастера артели ушли на фронт и погибли, а предприятие работало на нужды фронта, изготавливало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно изготавливалось более 10 тысяч ложек для фронта. Героический трудовой подвиг в тылу вынесли хрупкие женские плечи. Именно женщины заменили не вернувшихся с фронта художников-мужчин, и с тех пор они стали играть в коллективе фабрики главную роль.
СЛАЙД 9.
В 1950 году у мастеров «Хохломской росписи» (так стала называться артель) формируется новый почерк, появляется тенденция к усложненности росписи, нарядности. В 1960 году артель перерождается в крупную фабрику «Хохломская роспись», происходит техническое переоснащение, вводятся в действие новые цеха.
СЛАЙД 10. В 1964 году на базе предприятия создается творческая лаборатория, которую возглавила художник Е. Н. Доспалова. Разрабатываются новые формы изделий и виды письма, адаптированные к быту горожан. Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967г.), Осаке (1970г.), Париже, на ВДНХ приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно-известной. В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрешки, 1993 году - мастерскую миниатюрной росписи, в 2004 году – участок живописи. В 2014 году городу Семенову присваивается статус столица Золотой хохломы.
СЛАЙД 11. С этого же года начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.
СЛАЙДЫ 12, 13, 14, 15.
Сайт золотая хохлома- история goldenhohloma.com
Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью?
СЛАЙД 16. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
СЛАЙД 17. Изготовление «белья»
СЛАЙД 18. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. СЛАЙД 19. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). СЛАЙД 20. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Слайд (лужение) СЛАЙД 21.
Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. СЛАЙД 22. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Лужение и художественная роспись
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
СЛАЙД 23. «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
СЛАЙД 24. «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
СЛАЙД 25. «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Хохломская роспись
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, СЛАЙД 26. закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. От нагрева лак желтеет, обращая «серебро» в «золото», смягчая яркость колорита росписи ровным 3олотистым тоном. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота.
Рассмотрим как выполняются узоры хохломы по программе ДОУ.
СЛАЙД 27. Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
СЛАЙД 28.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
СЛАЙД 29.
СЛАЙД 30.
Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
По программе мы начинаем знакомить детей с хохломой со старшей группы.
СТАРШАЯ ГРУППА
Занятие 64. Рисование «По мотивам хохломской росписи»
Программное содержание. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Занятие 69. Рисование «Золотая хохлома»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Занятие 55. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.
Занятие 79. Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)
Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (чувство цвета, композиции). Продолжать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
СЛАЙД 31,32, 33, 34, 35, 36, 37.
Образцы рисования с детьми по теме «Хохлома» в соответствии с программными задачами.
Сегодня мы с вами будем разрисовывать глиняный горшочек в стиле хохломы.
38, 39, 40, 41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "История Золотой Хохломы"
Конспект НОД "История Золотой Хохломы"...
Презентация на тему "История Золотой Хохломы"
Презентация на тему "История Золотой Хохломы"...
Хохлома-история возникновения ремесла
История возникновения промысла Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый ...
История Золотой хохломы
Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «История Золотой хохломы» ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...
Хохлома. История возникновения промысла.
История возникновения промысла Хохлома - старинный русский народный промысел, воз...