"Содержание прогулки как условие формирования экологических знаний детей 5-6лет"
статья (старшая группа)
Экологические проблемы наших дней прямым образом связаны с пробелами в экологическом образовании – его низкий уровень определяет потребительское отношение человека к природе. Нет сомнения, что именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания жителей планеты с экологическим мировоззрением, с ответственным и разумным отношением к окружающему миру. Детский сад является первой ступенью в системе экологического образования, именно поэтому перед воспитателями встает важнейшая задача – раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого доступным для ребенка образом [1]. Дошкольное детство – это начальный этап становления личности человека, его мировоззрения. Он представляется наиболее благоприятным для естественного формирования основ экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание прогулки | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание прогулки как условие формирования экологических знаний детей 5- 6 лет
Экологические проблемы наших дней прямым образом связаны с пробелами в экологическом образовании – его низкий уровень определяет потребительское отношение человека к природе. Нет сомнения, что именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания жителей планеты с экологическим мировоззрением, с ответственным и разумным отношением к окружающему миру. Детский сад является первой ступенью в системе экологического образования, именно поэтому перед воспитателями встает важнейшая задача – раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого доступным для ребенка образом [1]. Дошкольное детство – это начальный этап становления личности человека, его мировоззрения. Он представляется наиболее благоприятным для естественного формирования основ экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой. Задача педагога – использовать эти предпосылки, то есть, направлять и углублять детский интерес, ориентируясь на воспитательный потенциал окружающей среды. Представление о природных связях, полученное в детстве, создаёт прочную основу для дальнейшего развития экологических знаний и экологически целесообразного поведения [5]. В экологическом воспитании используются разнообразные формы работы. Одна из них – экологическая прогулка – обеспечивает возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Она имеет огромное значение в воспитательно-образовательной деятельности детей, предоставляя условия для непосредственного общения с природой в любое из времен года. Прогулка является способом накопления и систематизации элементарных экологических знаний, доступных пониманию старших дошкольников [2]. Суть экологической прогулки заключается в посещении различных экосистем с целью наблюдения и изучения природных объектов в естественных условиях. Прямое взаимодействие и активная деятельность способствуют формированию у детей первичных представлений о взаимосвязях, существующих в природе. Экологические прогулки помогают воспитывать в детях осознано-бережное отношение к родной природе и приобщают детей к участию в природоохранной деятельности. Содержание целевой прогулки всегда связано с природным окружением, выбранной тематикой, временем года и погодой. Прогулка не должна быть случайной, ее план необходимо заранее продумывать. В процессе подготовки к каждой прогулке необходимо учитывать интересы детей, их настроение. При этом целесообразно использовать различные формы организации – фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальная организация наблюдений на прогулках может применяться для ознакомления детей с сезонными изменениями. В наблюдении могут участвовать и небольшие группы детей (рассматривание Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) растения, ростков, насекомых, паутины и т. д.). Прогулка также предполагает индивидуальную работу. Наблюдение за объектами живой и неживой природы – важнейший компонент целевой прогулки. В этом процессе решаются основные программные задачи. Взрослый может ознакомить детей с теми природными явлениями, представления о которых складываются продолжительное время. Ребята наблюдают таяние снега, движение облаков, распускание цветов, закат солнца и т. п. На ежедневных прогулках следует обращать внимание детей на сезонные изменения в жизни растений и животных (набухание почек, появление травы, прилет и отлет птиц, увядание растений, листопад). Педагог помогает дошкольникам подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Воспитатель задает детям вопросы, предлагает загадки и потешки, а детские высказывания дополняет своими пояснениями. Для того чтобы увидеть красоту окружающего мира ребенку нужна помощь взрослого. Педагог настраивает душу ребенка на восприятие природы, вызывает в ней эмоциональный отклик. Под руководством воспитателя дети учатся понимать эту красоту, накапливают чувственный опыт для глубокого познания окружающего мира и своей роли в нем. Сделать общение с природой более эмоциональным помогает художественное слово: отрывки из стихотворений и прозы, народные пословицы и поговорки, приметы. Очень важно объяснить детям, что сохранение красоты родной природы невозможно без человеческого труда. Таким образом, прогулка предполагает и трудовую деятельность, направленную на формирование навыков природоохранной деятельности. Она может быть как запланированной (подкормка зимующих птиц, уборка опавших листьев, очистка клумб от увядших растений), так и спонтанной (полив засыхающего растения, уборка мусора). Организация работы в огороде или цветнике должна определяться ее содержанием. Одни задания дошкольники могут выполнять всей группой (посев, посадка, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. Для старших дошкольников не исключается организация дежурств по участку в теплое время года [4]. На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом (снегом, льдом, водой, песком, глиной, листьями), а также игрушками, приводимыми в движение силой воды и ветра. Подвижные игры используются не только для закрепления знаний о качествах предметов природы, но и для воспитания умения сопереживать природе, для осознания жизненных потребностей ее обитателей. Воспитателю стоит продолжить работу и после проведения прогулки. Важно выслушать рассказы детей об их впечатлениях, провести с дошкольниками обобщающую беседу. В последующих занятиях рисованием и лепкой у детей имеется возможность изобразить увиденное на прогулке. Яркие сезонные изменения, наблюдаемые на прогулках, дети могут отображать в календаре природы [3]. Такая форма работы является результативной, именно потому, что погружает ребенка в процесс непосредственного взаимодействия, в практическую деятельность и, как следствие, развивает в нём умение чувствовать природную красоту и стремления к знаниям об окружающем мире.
Список литературы
1. Абдуллаев З.А. Экологические отношения и экологическое сознание / З.А. Абдуллаев. – Ташкент, 2011. – 247 с. 2. Баранникова Э.Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э.Э. Баранникова. – Ульяновск, 2005. 3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. – М., 2004. – 156 с. 4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М., 1998. – 199 с. 5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....
«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»
Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...
Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"
Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».“Детское экспериментирование претендует на роль веду...
«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Выступление в рамках обучающего семинара «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников» Тема: «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольног
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" по созданию развивающей ландшафтной среды на территории учреждения....
Прогулка как способ формирования экологических знаний детей
Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольн...