Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы)
статья (младшая группа)
Конференция на тему:"Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Елена Викторовна,
Воспитатель, ГБДОУ детский сад №86
Тема: « Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы воспитателя)».
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным. Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:
-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование познавательных действий, становление сознания.
-Развитие воображения и творческой активности.
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Основные направления работы:
1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);
2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);
3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).
Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:
-обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)
-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);
-индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);
-самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)
Используются следующие принципы:
Принцип развития;
Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);
Принцип психологической комфортности;
Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);
Принцип формирования деятельности;
Принцип смыслового отношения к окружающему миру;
Принцип здоровьесбережения.
Формы работы с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:
-информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;
-занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);
-в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;
-на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;
Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В группах создана развивающая предметно-игровая среда: «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях
- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).
Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.
В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.
Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.
Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:
Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.
Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).
Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка. Взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
.Считаю, что для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Статья на представленную тему...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).
В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....