Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_._novikova_n.a._dou.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Н.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 103 Калининского района
Санкт-Петербург
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно. Поэтому проблема развития познавательной активности детей весьма актуальна и востребована. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным.
В соответствии с ФГОС ДОУ в центре внимания педагога должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача педагога – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, является проведение элементарных опытов.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность, так как ребёнок постоянно хочет попробовать сделать, что-то сам, без помощи взрослого. Осуществляется это в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
-«мини-лаборатория», которая постепенно пополняется новыми материалами для экспериментирования;
- глобус и физическая карта, которые являются наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.д.;
-картотеки игр и наглядных пособий («Фрукты-ягоды», «Домашние и дикие животные», и т.д.).
-разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
- микроскоп, лупы и другие материалы, которые используются в экспериментальной деятельности с детьми.
Все эти предметы и пособия необходимо расположить так, чтобы в любое время ребенок мог подойти и «поработать» с ними.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Но самое главное для детей, необходимо сделать так, процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций. Для этого рекомендуется использовать приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей: игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала; сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.); элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.); юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Список литературы
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
http://www.mon.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Статья на представленную тему...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).
В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"
В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....