«Все мы родом из детства…» (консультация для воспитателей)
консультация
Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития психики человека. Ведь если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы ни складывалась жизнь родителей, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и, уж конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_my_rodom_iz_detstva.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все мы родом из детства»... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб. Эти слова могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.
Еще Л. Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития психики человека. Ведь если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы ни складывалась жизнь родителей, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и, уж конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Кажется, что все сказанное не вызывает никаких сомнений. Конечно, новизна, творческий поиск, выдумка – это прекрасно. Но теперь давайте подробнее остановимся на отношении к творчеству, когда речь заходит о наших детях, которые без конца что-то выдумывают, фантазируют, задают самые неожиданные вопросы, экспериментируют с самыми неподходящими вещами. Отсюда вопрос, хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные» творческие дети, и какими бы хотели видеть педагоги и родители своих воспитанников?
Частично ответ на этот вопрос мы находим в одном из психологических исследований, проведенных зарубежными психологами. Сначала они предложили родителям и учителям определить детей, которых они считают одаренными. И учителя, и родители дали довольно близкие определения. Наиболее важными чертами одаренного ребенка они считали высокий интеллект, хорошие отметки, творчество, целеустремленность, хорошие контакты с окружающими, высокий моральный облик.
Затем исследователи просили учителей описать ребенка, которого они хотели бы видеть в своем классе. Оказалось, что их описание во многом совпадает с тем, которое они дали одаренным детям. Родителей же просили описать детей, которых они хотели бы видеть членами своей семьи. И вот эти описания уже довольно резко разошлись с описаниями одаренных детей. Для родителей наиболее важными в данной ситуации выступили такие качества, как эмоциональная стабильность, послушание, хорошие контакты с окружающими, высокий моральный облик. О творчестве уже не было сказано ни слова!
Многие учителя, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают: «Куда исчезают «почемучки»?», «Почему все меньше и меньше дети задают на уроках вопросы?», «Где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные находки?»
Конечно, и многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Но, во-первых, это уже школы, а очень многое закладывается в ребенке гораздо раньше; а, во-вторых, все оценивается положительно, пока ребенок развивает свою фантазию в кружке, а дома он мил и послушен. Но как только он выходит за рамки, которые ему отвели, нередко начинаются упреки, что все это выдумки и фантазии. Конечно, при таком отношении гаснут искры детской непосредственности и стремления к новому. А потом мы сами избегаем людей с куцыми, ровненькими мыслями, смертельно боящихся высказать что-то новое.
Но возможно и иное отношение к детской фантазии. Я приведу отрывок из рассказа Татьяны Тэсс «Добрые зерна».
«...Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и, наконец, поднял руку. Он был маленького роста, и поэтому казался младше всех других.
– Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? – спросил он.
– Что же ты хочешь нарисовать? – удивилась учительница.
– Дерево эвкалипт, – сказал мальчик задумчиво.
– Нарисуй, – согласилась учительница.
Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.
– Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? – спросил он.
– Объясни, пожалуйста, что это такое, – сказала учительница с интересом.
– Синяя птица, – сказал мальчик очень серьезно.
– Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.
Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку.
– Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, – сказал он тихо. – Можно?
– Например? – Мамонта, когда он просыпается, – сказал мальчик виновато.
– Мамонта? – переспросила учительница, внимательно глядя на него.
– Мамонта, – вздохнул мальчик.
– Ну, что же, – сказала учительница. – В конце концов, можно и мамонта.
Урок закончился, весь класс отдал учительнице тетради, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой «бубликом». Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги. Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта – и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими цветущими травами...
Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие пальцы его были слабей, чем его воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым. Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить двойку.
Но она не сделала этого. Она поставила ему отметку, не предусмотренную, вероятно, в учебниках педагогики, оценив силу и пылкость его воображения. Она угадала в мальчике поэта...»
Наверное, именно такое отношение поможет ребенку дорасти пусть не до вершин человеческого творчества, но навсегда сохранить в себе живую искру воображения и выдумки.
Как справедливо сказал Дж. Родари: «Свободное владение словом – всем – на мой взгляд, это хороший девиз... Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом». Однако достаточно ли «пассивного» поощрения развития творчества в детях, простого невмешательства в их фантазии и пусть дружелюбного, но созерцания? И хорошо, если в ребенке есть стремление сочинять, воображать, а если нет, что делать?
Давайте же попробуем разобраться, что же такое воображение, в особенности творческое воображение, и откуда приходит эта свобода: свобода в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении? Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти пути к творческой свободе для всех? Пусть не в равной степени, но каждый получит возможность совершать свои маленькие открытия: на работе, дома, в отношениях с друзьями. И жизнь получит новое озарение от радости этих открытий. Ведь если мы вспомним прошедшие дни, месяцы нашей жизни, то увидим, что очень немногие из них отличаются друг от друга. Но именно те, в которые произошло что-то необычное, особенное, да еще придуманное нами самими, запоминаются как самые яркие и праздничные.
У К.Булычева есть замечательный юмористический рассказ о том, как однажды некий любитель-рыболов после удачной рыбалки возвращался домой и встретил лешего. Леший потребовал отдать ему весь улов, но рыбак был несговорчив и отказал лешему, как выяснилось, весьма опрометчиво. Наказал его леший, наказал тем, что все дни рыбака стали совершенно одинаковыми. Каждое утро готовила его жена на завтрак яичницу, сын опаздывал в школу, и на работе было все одно и то же. Тошно стало рыболову от такой жизни, вымолил он у лешего прощение и был счастлив, когда однажды понял, что прощен: на завтрак жена приготовила манную кашу, сын заболел и в школу не пошел, а его самого послали в далекую и неинтересную командировку.
Невозможно человеку день за днем брести по одному и тому же кругу, а если он сам не может ничем разнообразить свою жизнь, придумывать что-то новое для себя и для других, он ищет обстоятельства или людей, которые помогут ему это сделать.
Но что же характеризует людей, которые настроены на создание этого нового, которые склонны к творческому поиску? Психологов давно интересовал этот вопрос. Но ответ на него первоначально давался слишком общий и описательный. Например, творческая одаренность характеризовалась как способность к успешному приспособлению к новым задачам и условиям жизни. Затем более детально были описаны качества творческого мышления. Основными из них считались беглость мысли (т. е. количество идей, возникающих в, единицу времени), оригинальность идей, любознательность, способность к разработке гипотез, полет фантазии. В дальнейшем эти качества конкретизировались, наполнялись более ясным содержанием. К творческим способностям стали относить такие, как зоркость в поисках проблем (многие психологи стали рассматривать, как наиболее существенную характеристику творчества, умение поставить новую проблему, а не решить старую), способность к «свертыванию» (т.е. к сжатым и точным формулировкам), способность к «сцеплению» (т. е. увязыванию новой информации со старой), способность к переносу (применение старых знаний в новой ситуации), готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца и др. Все это, конечно, верно. Но нам особенно важно понять, какие из характеристик творчества начинают складываться в детстве, особенно в дошкольном детстве, где находятся истоки наших взрослых находок и потерь. Попробуем ответить на эти вопросы и для этого давайте заглянем в детство и посмотрим: может быть, там удастся найти пути для творческого развития каждого.
Детское творчество получило сейчас всеобщее признание. Устраиваются конкурсы детских рисунков, проводятся смотры детских вокальных и танцевальных ансамблей, детские стихи попадают на страницы «серьезных журналов». Не вызывающая сомнений прелесть детских произведений, их своеобразие, и высокая художественность многих из них привлекают самое серьезное внимание разных специалистов: искусствоведов, психологов, педагогов. Оказалось, что и в такой тонкой области, как творчество детей, гармония вполне «поверяется алгеброй». Выделяются наиболее существенные моменты в творчестве ребенка, делаются серьезные попытки помочь ему в овладении разными творческими деятельностями, попытки, если можно так выразиться, научить его творчеству.
Не так давно широко было распространено мнение, да многие западные психологи и педагоги и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности. Оказывается (и вся наша педагогическая практика подтверждает это), что если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, уже не вызывает сомнений.
Но что же считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, стало понятным, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Если он занимается живописью, ему надо научиться элементарно пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов. Если он начинает сам сочинять стихи и рассказы, ему необходимы знания и практика овладения художественным словом и т.д. Сам ребенок не сможет найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, да часто и взрослый, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить еще в свое произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Казалось бы, это настолько тонкая и индивидуальная сфера, что уж сюда вмешиваться никак невозможно. Но если мы правильно поймем, что составляет основу эмоционального переживания действительности и воплощения этого переживания в художественном произведении, то сможем оказать влияние на развитие чувств ребенка, которые придадут неповторимость и полноту его творчеству. И такие попытки уже делаются. Например, в литературном кружке, которым руководит психолог 3. Н. Новлянская, детям даются основы того, что составляет эмоциональный мир любого художника: умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, цветам и самым простым предметам, которые нас окружают. Ведь именно это сопереживание, сочувствие, умение представить или вообразить внутренний мир всех и всего создают неповторимую поэтичность сказок Г. X. Андерсена, заставляют нас идти за героями «Синей птицы» М. Метерлинка.
Выяснилось, что можно дать детям уроки такого сочувствия и сопереживания, можно научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир таких знакомых и прозаичных предметов, как лук, картошка, морковка. После таких специальных занятий рассказы детей приобретали эмоциональность, индивидуальность, приближались к действительно творческим произведениям. Но есть и еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности. В самом деле, те средства, овладению которых мы учим детей, те эмоциональные компоненты, которые порождают у них художественные образы, специфичны для разных деятельностей. Здесь есть свои, особые законы у литературы, музыки, живописи. Что же касается образов воображения, то именно их анализ дает нам некоторые критерии для оценки степени творчества художника, в какой бы области он ни работал. На первый взгляд может показаться странным, что мы говорим о необходимости развивать воображение у детей, тем более, что речь идет о детях дошкольного возраста. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых специалистов - психологов.
Однако уже в 30-е годы крупнейший советский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л. С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».
Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Множество таких примеров можно найти в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»: «Море – это с одним берегом, а река с двумя», «Под кроватью живут мышкины птенчики», «Что ли ножик – вилкин муж?», «Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?» и т.д.
Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. В этом вы легко можете убедиться сами. Попросите своих знакомых в возрасте до семи лет сочинить сказку. У большинства из них вы увидите замешательство, наиболее стеснительные скажут, что такого они в детском саду не делают и, конечно, делать не умеют. Часть детей побойчее перескажет с небольшими вариациями сюжеты хорошо знакомых сказок, и только один - два малыша постараются придумать что-то свое. Только очень немногие дошкольники смогут направленно использовать действительно присущую детям свободу ассоциаций и выполнить это задание творчески. Но даже если такое задание вы предложите своим знакомым постарше, и даже значительно старше, то, скорее всего, тоже очень немногие из них окажутся «на высоте», а очень многие ответят отказом и ссылками на то, что «это мы не проходили, это нам не задавали». И, именно, поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Л. С. Выготский, – это дошкольное детство. Развивать... Но как? В чем суть воображения? Многие советские психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. В развитой форме такое комбинирование всегда подчинено некоторой задаче (направленное воображение, а не свободное фантазирование) и как бы сопротивляется стандартным решениям, на которые наталкивают внешние особенности материала. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют единственного заданного решения. Психолог А. В. Петровский отмечает, что «воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика». Примеры можно найти в любом виде художественной деятельности, где ее результат сугубо индивидуален и не может регламентироваться заранее заданными условиями. Воображение творчески преобразует действительность; его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать новые и неожиданные результаты. Но даже на протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие. Как же мы можем судить, есть ли у ребенка воображение или оно еще не возникло? Когда впервые начинает складываться этот один из сложнейших психических процессов? Ведь именно воображение, то есть умение представлять себе то, что еще не существует в действительности, отличает человека от всех остальных существ.
Мы знаем, что у животных есть и восприятие, и память, и мышление, хотя, конечно, все эти процессы отличаются от человеческих. Но представить себе животное, наделенное воображением, невозможно. Хорошо известны слова К. Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Может быть, именно потому нас так привлекает творчество, творческие люди, что творчество – это вершина развития человека, вершина развития человеческих способностей. Но где же истоки этого? Как начинает складываться творческое воображение, какие его особенности возникают уже в дошкольном детстве? Ведь развитие его неразрывно связано с развитием личности ребенка. Воображение – это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы родом из детства»
Авторская работа, в которой поднимается вопрос о том, как сделать своих детей счастливыми и раскрывается секрет детского счастья...
Все мы родом из детства...
Все мы родом из детства… Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них закл...
Проект "Мы все родом из Детства"
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется проект в течение одного учебного года. Занятия длились 25-30 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня....
Эссе на тему: «Все мы родом из детства».
Эссе на тему: «Все мы родом из детства»....
Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.
Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть перва...
МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА. Консультация для родителей.
МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА.Консультация для родителей....
Консультация для родителей: «Все мы родом из детства»
Дошкольный возраст в воспоминаниях взрослых – счастливая пора. События, происходящие в этот период, овеяны волшебством и теплотой. Воспоминания связаны с домом и семьей. Мы испытываем чувство гл...