Что такое духовная педагогика? И для чего она нужна?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Алексанина Ирина Владимировна,воспитатель, детского сада №10 Невского района,г.Санкт-Петербурга.
Бездуховный педагог владеющий самыми современными методиками ,не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.Педагог должен не только передавать детям знания,но и формировать высокую внутреннюю культуру,светлые, добрые, морально-нравственные человеческие качества,развить отношения с каждым ребенком, как с индивидуальной личностью,духовной душой, которая пришла в этот мир полуить свой неповторимый жизненный опыт.Своим собственным примером,поведением,культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_duhovnaya_pedagogika.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое духовная педагогика? И для чего она нужна?
Алексанина Ирина Владимировна ,воспитатель детского сада № 10 Невского района г.Санкт-Петербурга
«Духовная педагогика – это наука, которая способствует возвышению души и духовности человека»
Амонашвили Ш.А.
Духовность – это потребность и способность человека путем внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с надындивидуальным, а также с надчеловеческим миром, то есть со сверхсистемой, которая вписана в бытие человека как разумная часть живой природы, которая концентрируется всей человеческой жизнью. Современные педагоги задают себе вопрос : Как в процессе обучения охватить личность целостно, чтобы она была гармонично сформирована во всех отношениях: в единстве духа, души и тела.? Шрила Прабхупада- современный святой ,который отдавая всего себя, воспитал как своих детей огромное количество учеников, давая им основы древних ведическиех знаний. Он говорил: «Отец всегда желает, чтобы его сын добился больших успехов, чем он сам.» Одно из любимых изречений Прабхупады: «Ребенок — отец человека». Оно означает, что будущее человечества находится в руках молодежи. Для того чтобы мирно жить на земле, необходимы воспитание и образование. Испокон веков для русской педагогической мысли характерно понимание приоритета духовного начала человека. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл. Шалва Александрович Амонашвили говорил, что педагогика - это «наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» В современных детских садах и школах ведется работа по правовому, нравственному, эстетическому, трудовому, военно-патриотическому, гражданскому воспитанию, но почему так легко рухнула система воспитания, которая существовала в России? И почему мы пришли к таким временам, когда приходится говорить о проблемах воспитания подрастающего поколения? Современное общество, ориентированное, прежде всего, на потребление, наслаждение и удовлетворение своих чувств , таких функций своего организма как :сон, питание, совокупление и оборона ,а духовные ценности теряют свое значение и нравственная составляющая человека практически не затрагивается. Такая позиция характерна для животных решение проблем существования, размножения, сохранения жизни, обеспечения питания. Человек же раскрывает смысл своей жизни только когда он выходит за эти пределы, и именно это делает его существом духовным. Необходимо поощрять и развивать в детях закономерное стремление человека к абсолютным ценностям, как истина, добро, красота, желание узнать законы по которым живет природа, понять свой внутренний мир. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Яном Амосом Коменским ,чешским педагогом -гуманистом. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой. Система воспитания Василия Алексеевича Сухомлинского вся насквозь подчинена законам природы основанных на любви ко всем живым существам, и в этом её сила. Он говорил: «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни». 1.Духовная педагогика основывается на вере. 2. Второй камень, на котором она стоит - истинное знание. Человек не способен самостоятельно объединить знание и веру, науку и религию. Это удел Всевышнего. Потому цементирующим веществом, соединяющим в одно целое веру и знание, является Истинная Любовь и Сострадание. Умение видеть в каждом живом существе вечную душу и акцентировать внимание на достоинствах и хороших качествах человека ,а с недостатками работать именно Любовью и терпением . Духовная педагогика призвана научить человека совмещать несовместимое. Для этого нужно сделать первый шаг: 1.Научиться не вмешиваться в промысел Всевышнего, не мешать Ему. 2.Научиться служить Всевышнему, помогать Ему. То есть, быть сознательным соисполнителем Его Воли. Родившись, каждый ребёнок получает тело, которое уже во многом определяет его судьбу, а потому самое главное — это помогать развить самое лучшее из того, чем Природа его одарила. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Методы воспитания: В житейской практике существуют методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения , намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д. Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно сочетаются со словом «если». Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им. Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Очень важен личный пример (особенно родителей),как реализованное знание – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Шрила Прабхупада вел себя с учениками как будто они уже были зрелыми. Так он помогал им достичь более высокой платформы. Вот с самого начала он вел себя с ними так, как будто они были уже очень продвинутыми. Он спрашивал у них совета. «Никогда не унижайте детей. И не обращайте не нужное внимание на ошибки детей. Насмешки, унижение и жестокий сарказм причина глубокого неудовлетворения ребенка и отвращения. Меньше замечать недостатки и основное внимание концентрировать на хорошем поведении, которое мы ожидаем от ребенка. Выискивать в ребенке его способности и сильные стороны и поощрять их. Вопроса о принуждении или наказании возникать не должно. Если есть необходимость, можешь погрозить им пальцем, но физическое наказание недопустимо. Иначе дети будут расти в атмосфере неудачников.» Очень важно знать, что наказание лишением общения должно быть всегда с последующим объяснением. Если Вы не объясняете, то наказание будет иметь гарантированно отрицательные последствия. Правильное наказание делается с любовью и заботой, т.е. без ненависти. Поэтому на такое наказание способен только тот человек, который способен победить в себе раздражительность. В целом, человек, который не способен быть добрым по отношению к кому-то, он не способен дать ничего хорошего этому человеку. Если Вы не способны быть добрыми по отношению к ребёнку, значит, ничего хорошего дать ребёнку невозможно. Доброта, доброжелательность, сострадание — это основа правильного воспитания. Если мы очень сострадательны и с уважением относимся к ребёнку, значит, мы сможем его воспитать. Если мы недолюбливаем его или относимся к нему сухо, значит воспитать становиться невероятно трудно, можно даже не пытаться. Дорогие педагоги и родители можно сделать вывод ,что развивать духовную педагогику просто необходимо : 1. Для того чтобы напомнить обществу, об истинной цели человеческой жизни- духовном развитии, необходимости научиться выстраивать вертикаль с Высшими Силами Природы. 2. Для воспитания нового поколения ,от которого зависит насколько будет здорово наше общество. 3.Для тех кто непосредственно занимается воспитанием подрастающего поколения , т.к. для того, чтобы отдать нашу любовь ,доброту ,сострадание, тепло нашей души нужно проанализировать работу над самим собой и только наполнившись духовными знаниями от возвышенных личностей ,которые посвятили свою жизнь духовному развитию, предназначению своей жизни. Осознать, что для Вас самое важное в вашей жизни ,выстроить правильные приоритеты .Только так можно прийти к успеху как в личной, семейной ,духовной жизни ,так и в процессе воспитания детей.
Желаю всем счастья и успехов . 1. Амонашвили Ш. А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии, 1996. №
2. Большой энциклопедический словарь: в 3 т. М., 2002. - Т. 1., А-Ж.
3. Ламан В. Ю. Понятие «духовность»: современный взгляд. М., 1995.
4. Светова Т. Природа и человек // М., 2005. № 8.
5. Сухомлинский В. А. «Сто советов учителю.» Киев, 1979.
7. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада: « Наука самоосознания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"
В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....
Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Что такое пальчиковые игры?...
Что такое песочная терапия и для чего нужен этот метод!
В статье описан метод песочной терапии, его актуальность. Метод активно используется психологами в работе, указаны в материале цели, задачи использования песка. А также какие получаются результаты в п...
Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Памятка для родителей....
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и для чего ее развивать".
В наше время школы заинтересованы в том, чтобы дети поступали в 1 класс подготовленными, умеющими писать и считать.На начальном этапе обучения у многих детей чаще всего возникают затруднения именно с ...
Самообразование Духовно-нравственное воспитание «С чего начинается Родина?»
Самообразование Духовно-нравственное воспитание «С чего начинается Родина?»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина?"
Конспект по духовно-нравственному воспитанию...