Опыт работы
материал

Додица Ольга Юрьевна

опыт работы на тему: Социализация дошкольников через ознакомление с трудом взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Додица Ольга Юрьевна

Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Последовательное и конструктивное реформирование сложившейся системы образования глубоко затрагивает организационные, методические, предметно-содержательные и другие стороны российской системы образования. В современной парадигме образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций подрастающего поколения.

Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Автор опыта,  наблюдая за детьми средней группы МДОУ «Детский сад № 3» поселка Ракитное Белгородской области  заметила, что дети имеют недостаточное представления о труде взрослых, профессиях родителей, значении трудовой деятельности в жизни человека, низкий уровень трудовых навыков.

В мае 2010 года  среди воспитанников средней группы автором опыта была проведена диагностика по методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. (Приложение №1 «Изучение представлений  о труде взрослых»). Данная диагностика позволяет  определить уровень представлений детей о профессиях, трудовых процессах выполняемых взрослыми, значении труда в жизни человека.  В результате было выявлено, что 10% воспитанников обладают высоким уровнем представлений воспитания, 31 % - средним уровнем, а остальные – 69% детей обладают низким уровнем представлений о труде взрослых.

         Диагностическое обследование по определению уровня сформированности социальной компетентности детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу и у родителей. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что родители не предают важного значения  формированию у дошкольников представлений о трудовой деятельности.

В ходе  анализа результатов  проведенного мониторинга детей и родителей определилась необходимость активизации  работы по формированию социальной компетентности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  

Актуальность опыта

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития нашего общества на основе более эффективного использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает переход на компетентностное образование. Рекомендации Совета Европы, ориентированные на обновление образования, его приближению к заказу социума, непосредственно касались разработки компетентностного подхода в оценке качества готовности к жизни и конструктивной практической деятельности выпускников учебных заведений. В Российской Федерации переход на компетентностно-ориентированное образование на дошкольной ступени был нормативно закреплен в 2009 г. в «Федеральных государственных требованяях к структуре образовательной программы  дошкольного учреждения».  

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время ведется активная разработка компетентностного подхода в образовании, обосновывается выбор ключевых компетенций, исследуются пути реализации указанного подхода на практике. Указывается, что базовыми для формирования личности, востребованной современным обществом, являются социальные компетенции. Именно они способствуют как успешной самореализации и самообучению выпускника образовательного учреждения всю дальнейшую жизнь, так и наиболее полной реализации его потенциала на благо общества.

Но комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе формирования социальной компетентности, решается в основном для высшего и общего образования. В дошкольном образовании лишь одна базовая программа развития детей дошкольного возраста «Истоки» использует компетентностный подход как основной. В научных работах (А.Г. Гогобиридзе, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичевой и др.) вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно, что и обусловливает актуальность опыта.  

Развитие социальной компетентности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации образования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений с трудом переходят на гуманистические принципы построения отношений с детьми и организации образовательного процесса, которые являются основными факторами формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то, что дети получают определенные знания о нормах социального поведения перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально-подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

  • возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей в дошкольных учреждениях, не позволяющими в полной мере формировать начальную социальную компетентность детей;
  • необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста и неразработанностью адекватных практических путей и средств развития социальной компетентности детей дошкольного возраста;
  • требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы.

Ведущая педагогическая идея

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения социальной компетентности личности дошкольника через ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного учреждения.

                                     Длительность работы над опытом

               Работа по использованию нетрадиционных форм работы для формирования социальной компетентности  детей дошкольного возраста была разделена на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий)  – сентябрь  2010 г. – май 2011г.

2 этап – основной (формирующий)  – июнь 2011 г. – май 2012г.

3 этап – заключительный  (контрольный) – июнь 2012г. – май 2013г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, знакомство родителей с теоретическими знаниями о формировании социальной компетентности дошкольников, особенностями их воспитания и обучения, первичный  мониторинг детей по определению уровня  социальной компетентности.

На основном этапе была апробирована система работы с детьми  для повышения уровня  социальной компетентности личности дошкольника через ознакомление с трудом взрослых. При этом автор опыта использовал подбор теоретического материала для клуба родителей в детском саду и дома, консультативный материал для родителей. Особое внимание педагога было направлено на организацию предметно - развивающей среды, и организацию игровой деятельности с детьми Диагностика на заключительном этапе доказала  успешность проведенной работы.

Диапазон опыта

 Диапазон опыта представлен системой  нетрадиционных форм работы с родителями и детьми по формированию социальной компетентности детей в дошкольном образовательном учреждении через ознакомление с профессиями родителей.

Теоретическая  база опыта

По мнению Н.С. Кирабаева «компетенция или компетентность есть некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области.». Он предлагает считать под компетентностью способность самого человека, под компетентностной характеристикой - составляющую этой способности, а компетенцию понимать как универсальный термин, «обозначающий в зависимости от контекста как компетентность, так и компетентностную характеристику а иногда даже область применения компетентности»

"Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" в соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт» (В. Ядов).

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.

Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:

"Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".

Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

                                                       Новизна опыта

            Новизна данного опыта состоит в создании использования системы    работы  с детьми и их родителями по формированию социальной компетентности через ознакомление с трудом взрослых в дошкольном  образовательном учреждении.

Характеристика условий,

в которых возможно применение  данного опыта

      Этот опыт может быть реализован в дошкольном образовательном  учреждении любого вида для детей  в возрасте от 3 до 6 лет. Его реализация не требует коррекции режима дня воспитанников.

                                                         


Раздел  II

Технология описания опыта

Тема опыта работы: «Формирование социальной компетентности личности дошкольника через ознакомление с трудом взрослых».

Целью работы  над опытом является организация психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности дошкольников через ознакомление с трудом взрослых.

В соответствии с целью были определены задачи работы над опытом:

  1. Разработать систему критериев и показателей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых;
  2. Создать и реализовать  модель, обеспечивающую активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве  мотивационного, когнитивного и деятельностного компонента их жизнедеятельности.
  3. Разработать рекомендации для создания условий обеспечивающих полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

Работа была организована  поэтапно.

      На первом этапе работы изучена методическая литература по данной теме, подобраны вопросы для диагностики знаний, умений и навыков детей, выявлен начальный уровень сформированности социальной компетентности и знаний о труде взрослых у дошкольников.

      Второй этап включал в себя организацию работы по проектному методу. Был разработан и реализован педагогический проект  «Калейдоскоп профессий детского сада» (Приложение № 2).

      На третьем этапе был проведен мониторинг сформированности интегративного качества - проанализирована динамика формирования знаний о труде взрослых у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Главным направление работы на первом этапе была работа с родителями. Параллельно автор опыта осуществлял подбор ролевых игр, учитывающих половую принадлежность воспитанников и особое внимание уделял созданию воспитывающей среды.

В этот период был создан консультативный материал для родителей.

        Выстраивание модели образовательного процесса велось в 4 направлениях:

  • Знакомство родителей с теоретическими знаниями о формировании социальных компетентностей и особенностями их воспитания и обучения;
  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
  • Построение развивающей среды с учетом интересов детей;

        На начальном этапе главной целью было заинтересовать родителей и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию дошкольников. Для этого автор опыта подбирала и анализировала материал по данной теме, исходя из анализа анкет для родителей.

          Автором опыта, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей –87% не знают, что такое социальная компетентность и как осуществлять процесс трудового воспитания современного ребёнка И только единицы (13% ) знают, как это делать (Приложение №3). А как быть с остальными? Очевидно, что взаимодействие с родителями надо начать с формирования доверительных отношений. Нетрадиционные формы работы с родителями являются одним из путей по формированию социальной компеетнтности и приобщению детей к трудовой деятельности.

Для этого, был создан клуб для родителей «Откровение», где родители могли обменяться опытом по воспитанию детей, получить индивидуальную психологическую консультацию, принять участие в тематических практикумах, тренингах, деловых играх, ток – шоу, консультациях в форме круглого  стола, в устных  журналах,  аукционах, показать свой   мастер – класс.  (Приложение №4)

   В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.

    С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам формирования социальной компетентности через ознакомление с трудом взрослых в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация (Приложение №5).  Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности в работе. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье". В группе оформлен фотоальбом "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!" в конце учебного года был проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки".

Автор опыта использовал нетрадиционные формы работы с родителями: круглый стол,   семинар – практикум,   деловая игра,    устный журнал,   мастер – класс,    аукцион, ток – шоу.  А так же пересмотрел возможности организации игровой деятельности воспитанников.

Виды нетрадиционных форм работы с родителями и их преимущества перед традиционными формами.  

На втором этапе автором опыта был накоплен достаточный материал для систематической работы по формированию социальной компетентности через ознакомления с трудом взрослых. В сентябре 2011 года он начал  систематическую работу по социализации с детьми старшей группы. Родители знали о работе клуба «Откровение» и предложили продолжить его работу. Работая по формированию социальной компетентности у дошкольников кроме просветительской работы по проведению семинаров, лекториев, оформлению уголков особое внимание уделил организации совместных мероприятий родителей и детей.

В работе над опытом были использованы разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых

  • Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Большое значение в своей воспитательной работе  придавалось знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

В ходе работы были разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с профессиями (Приложение №6).

  • Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

  • Совместная деятельность

Как не велика роль трудового поведения воспитателя, возможности использования его личного примера в младшей группе весьма ограничены. Дети трех лет требуют большого ухода, постоянного внимания, надзора. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому воспитателю приходится много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им не сложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.

Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Дети 3-4 лет выполняют отдельные трудовые поручения, для более старших детей постепенно вводятся дежурства.

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей, должны тесно между собой переплетаться.

  • Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).

Сюжетно-ролевый игровой процесс можно рассматривать следующим образом: предыгровой (избирательный) период, подготовительный, собственно игра. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка, как-то: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова- дяди Степы-милиционера.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. (Приложение№7)

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.


Раздел III  

Результативность опыта

Успешность работы по формированию социальной компетентности дошкольников через ознакомление с трудом взрослых может быть определена по росту следующих показателей:

  1. Уровня представлений детей о труде взрослых,
  2. Уровнем овладения трудовыми процессами;
  3. Уровень мотивационной зрелости дошкольников в трудовой деятельности.

Таблица 1. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Средняя группа 2010-2011 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

74%

85%

-

2

Средний уровень

15%

12%

-

3

Высокий уровень

11%

3%

-

Таблица 2. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Старшая группа 2011-2012 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

52%

62%

54%

2

Средний уровень

31%

31%

31%

3

Высокий уровень

17%

7%

15%

 

Таблица 2. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Подготовительная группа 2012-2013 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

33%

34%

36%

2

Средний уровень

42%

43%

38%

3

Высокий уровень

25%

13%

26%

Диаграмма динамики развития уровня социальной компетентности дошкольников за три года.

Результаты проведенная диагностика свидетельствовали о правильности выбранного направления. Повысился уровень представлений дошкольников о труде взрослых, изменился уровень мотивационной зрелости в трудовой деятельности и уровень трудовых умений детей.

 Интеграция разных видов организации построения педагогического процесса  с детьми  позволила повысить уровень социальной компетентности дошкольников с учетом современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует  творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности  в повседневной жизни.

       Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: работа по формированию социальной компетентности дошкольников требует высококвалифицированного уровня организации условий педагогического процесса и тесного взаимодействия с родителями.



Предварительный просмотр:

Додица Ольга Юрьевна

Раздел  II

Технология описания опыта

Тема опыта работы: «Формирование социальной компетентности личности дошкольника через ознакомление с трудом взрослых».

Целью работы  над опытом является организация психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности дошкольников через ознакомление с трудом взрослых.

В соответствии с целью были определены задачи работы над опытом:

  1. Разработать систему критериев и показателей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых;
  2. Создать и реализовать  модель, обеспечивающую активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве  мотивационного, когнитивного и деятельностного компонента их жизнедеятельности.
  3. Разработать рекомендации для создания условий обеспечивающих полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

Работа была организована  поэтапно.

      На первом этапе работы изучена методическая литература по данной теме, подобраны вопросы для диагностики знаний, умений и навыков детей, выявлен начальный уровень сформированности социальной компетентности и знаний о труде взрослых у дошкольников.

      Второй этап включал в себя организацию работы по проектному методу. Был разработан и реализован педагогический проект  «Калейдоскоп профессий детского сада» (Приложение № 2).

      На третьем этапе был проведен мониторинг сформированности интегративного качества - проанализирована динамика формирования знаний о труде взрослых у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Главным направление работы на первом этапе была работа с родителями. Параллельно автор опыта осуществлял подбор ролевых игр, учитывающих половую принадлежность воспитанников и особое внимание уделял созданию воспитывающей среды.

В этот период был создан консультативный материал для родителей.

        Выстраивание модели образовательного процесса велось в 4 направлениях:

  • Знакомство родителей с теоретическими знаниями о формировании социальных компетентностей и особенностями их воспитания и обучения;
  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
  • Построение развивающей среды с учетом интересов детей;

        На начальном этапе главной целью было заинтересовать родителей и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию дошкольников. Для этого автор опыта подбирала и анализировала материал по данной теме, исходя из анализа анкет для родителей.

          Автором опыта, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей –87% не знают, что такое социальная компетентность и как осуществлять процесс трудового воспитания современного ребёнка И только единицы (13% ) знают, как это делать (Приложение №3). А как быть с остальными? Очевидно, что взаимодействие с родителями надо начать с формирования доверительных отношений. Нетрадиционные формы работы с родителями являются одним из путей по формированию социальной компеетнтности и приобщению детей к трудовой деятельности.

Для этого, был создан клуб для родителей «Откровение», где родители могли обменяться опытом по воспитанию детей, получить индивидуальную психологическую консультацию, принять участие в тематических практикумах, тренингах, деловых играх, ток – шоу, консультациях в форме круглого  стола, в устных  журналах,  аукционах, показать свой   мастер – класс.  (Приложение №4)

   В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.

    С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам формирования социальной компетентности через ознакомление с трудом взрослых в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация (Приложение №5).  Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности в работе. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье". В группе оформлен фотоальбом "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!" в конце учебного года был проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки".

Автор опыта использовал нетрадиционные формы работы с родителями: круглый стол,   семинар – практикум,   деловая игра,    устный журнал,   мастер – класс,    аукцион, ток – шоу.  А так же пересмотрел возможности организации игровой деятельности воспитанников.

Виды нетрадиционных форм работы с родителями и их преимущества перед традиционными формами.  

На втором этапе автором опыта был накоплен достаточный материал для систематической работы по формированию социальной компетентности через ознакомления с трудом взрослых. В сентябре 2011 года он начал  систематическую работу по социализации с детьми старшей группы. Родители знали о работе клуба «Откровение» и предложили продолжить его работу. Работая по формированию социальной компетентности у дошкольников кроме просветительской работы по проведению семинаров, лекториев, оформлению уголков особое внимание уделил организации совместных мероприятий родителей и детей.

В работе над опытом были использованы разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых

  • Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Большое значение в своей воспитательной работе  придавалось знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

В ходе работы были разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с профессиями (Приложение №6).

  • Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

  • Совместная деятельность

Как не велика роль трудового поведения воспитателя, возможности использования его личного примера в младшей группе весьма ограничены. Дети трех лет требуют большого ухода, постоянного внимания, надзора. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому воспитателю приходится много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им не сложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.

Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Дети 3-4 лет выполняют отдельные трудовые поручения, для более старших детей постепенно вводятся дежурства.

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей, должны тесно между собой переплетаться.

  • Игра как средство знакомства с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).

Сюжетно-ролевый игровой процесс можно рассматривать следующим образом: предыгровой (избирательный) период, подготовительный, собственно игра. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка, как-то: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова- дяди Степы-милиционера.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. (Приложение№7)

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.



Предварительный просмотр:

Додица Ольга Юрьевна

Раздел III  

Результативность опыта

Успешность работы по формированию социальной компетентности дошкольников через ознакомление с трудом взрослых может быть определена по росту следующих показателей:

  1. Уровня представлений детей о труде взрослых,
  2. Уровнем овладения трудовыми процессами;
  3. Уровень мотивационной зрелости дошкольников в трудовой деятельности.

Таблица 1. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Средняя группа 2010-2011 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

74%

85%

-

2

Средний уровень

15%

12%

-

3

Высокий уровень

11%

3%

-

Таблица 2. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Старшая группа 2011-2012 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

52%

62%

54%

2

Средний уровень

31%

31%

31%

3

Высокий уровень

17%

7%

15%

 

Таблица 2. Уровень знаний и представлений детей о труде взрослых.

Подготовительная группа 2012-2013 учебный год

Уровень социальной компетентности

Уровень представлений о труде взрослых

Уровень овладения трудовыми процессами

Уровень мотивационной зрелости дошкольников

1

Низкий уровень

33%

34%

36%

2

Средний уровень

42%

43%

38%

3

Высокий уровень

25%

13%

26%

Диаграмма динамики развития уровня социальной компетентности дошкольников за три года.

Результаты проведенная диагностика свидетельствовали о правильности выбранного направления. Повысился уровень представлений дошкольников о труде взрослых, изменился уровень мотивационной зрелости в трудовой деятельности и уровень трудовых умений детей.

 Интеграция разных видов организации построения педагогического процесса  с детьми  позволила повысить уровень социальной компетентности дошкольников с учетом современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует  творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности  в повседневной жизни.

       Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: работа по формированию социальной компетентности дошкольников требует высококвалифицированного уровня организации условий педагогического процесса и тесного взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...