Консультация для воспитателей : Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия»
консультация (старшая группа)

Консультация для воспитателей :  Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры, формирование у них педагогических умений, навыков. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени нуждается в  педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И наша задача – привлечь их к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

 Наглядные формы работы с родителями имеют огромные возможности по освещению педагогического процесса.

 1. Воспитатели оформляют тематические выставки, знакомящие с творческими работами детей. В холлах, коридорах, на лестничных площадках размещают витрины и стенды на общие педагогические и медицинские темы, разъясняющие основные задачи воспитания, рассказывающие о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета детского сада или группы. В приёмном помещении каждой группы создаётся «уголок для родителей». В нём помещается информация о суточном режиме данной группы, меню, перечень занятий на неделю, различные рекомендации. Периодически родителей знакомят с изменением массы тела и роста ребёнка, сообщают о профилактике различных заболеваний, сообщают о подготовке к праздникам. В приёмных комнатах устраивают также выставки детских работ, различные фотовитрины и др. Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, нужно привлекать к нему их внимание.  

Следующая форма общения с родителями это:

  1. Общее родительское собрание. (с использованием видео материала). Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
  2. Круглый стол. по проблеме интеллектуального развития дошкольников.В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов,  сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.

4.Консультации для родителей  могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях.

5.Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей.Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.

5.«Устные журналы».Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

6.К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
       Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

6.Тематические  консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

  1. Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, поднять отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объему, конкретными по содержанию.
  2. Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Таким образом,  разнообразные  формы работы,  помогут родителям узнать более подробную информацию о деятельности детского сада, наладить тесный контакт с педагогами, привлечь их к сотрудничеству, воспитанию и обучению детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей ДОУ "Формы работы с семьей"

Статья для использования руководителями и педагогами ДОУ при организации сотрудничества с семьями воспитанников....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с семьей по познавательному развитию детей»

Познавательные формы организации общения педагогов с семь­ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического ра...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

Консультация для воспитателей «Наглядные формы работы с родителями»

Консультация для воспитателей«Наглядные формы работы с родителями»...

Консультация для воспитателей "Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО"

Интерактивные формы работы с семьёй как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ОП ДО. ...