Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с семьей по познавательному развитию детей»
консультация на тему
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_a.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные формы работы с семьей по познавательному развитию детей»
Воспитатель: Сандалова Нонна Анатольевна – 1кв.кат.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются, как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
- Устный педагогический журнал.
Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на вопросы.
- Клуб для родителей.
Можно практиковать организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На собраниях «Клуба почемучек» дети вместе с родителями просматривают картины, книги и обсуждают телепередачи, диафильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
- Медиатека.
Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио видеокассетах. Молодые родители все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам. Для того чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребенке, о развитии детско – родительских отношений, о новых формах совместной познавательной деятельности в триаде «ребенок – родитель – педагог» можно оборудовать в ДОУ семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методическом кабинете).
В состав семейной медиатеки могут быть включены:
- Мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми
- Мультимедийные энциклопедии и словари
- Развивающие и обучающие программы
- Собрание медиа – объектов (аудио-,видео-,мультимедиа-, ресурсы и др.)
- Коллекция проектов и итоговых мультимудийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.
- Почтовый ящик.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
- Выставки.
Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов), расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполнено его ребенком. Тематические выставки позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал. Большой оклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты, журнала. В семейном журнале, оформленном родителями вместе с ребенком, можно рассказать о дне рождении семьи и рождении ребенка, о любимых занятиях и играх ребенка ( работа на дачном участке, посещение музея, домашний театр).
- Экскурсии.
Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Благодаря родителям, воспитанники имеют возможность посетить исторические места, парки, водоемы. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.
- Досуговая.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
- Родительские собрания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей - родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок
- Проекты.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
- Круглый стол.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
- Библиотека для родителей.
В ДОУ может работать библиотека “Мамины книжки” в которых родители могут рассказать о своих детях. Книги для этой библиотеки создают родители и педагоги.
- Рукописные газеты и журналы.
Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям о жизни ребят в детском саду; дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.
- Переписка педагогов и родителей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.
Беседы воспитателей с родителями. Чаще всех проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят и забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку у родителей мало времени, а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети, да и родители, нуждающиеся в консультации, не всегда решаются при посторонних завести разговор о своем ребенке.
Можно в ДОУ проводить тренинги детско-родительских отношений в семье под руководством психолога: “Погода в доме”, “Пойми меня”, позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей.
- Тренинги
- Семинары – практикумы
- Педагогический брифинг
- Педагогическая гостиная
- Игры с педагогическим содержанием
- Педагогический случай
- Телефон доверия
Эти формы работы получают высокую оценку родителей и пользуются большой популярностью.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада....
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Коротко о нашей работе с семьями воспитанников....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями".
Материал для проведения консультации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями, используя современные нетрадиционные формы....
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы
В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...