Доклад на педагогическом совете «Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
«Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.»
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Виды игр используемые с детьми дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые (творческие) игры | Игры с правилами | |
Дидактические: | Подвижные: | |
|
|
|
Игра является средством расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс
Руководствуясь требованиями ФГОС ДО, наши педагоги отбирают и планируют программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяют дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Они как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководя ею, воспитатели воздействуют на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Воспитатели широко используют игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, наши педагоги повышает эффективность физического развития дошкольников. Они создают у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений.
На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.
Работа по игровой деятельности в нашем детском саду ведется по четырем направлениям:
Система работы по игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Создание условий | Повышение профессионального мастерства педагогов | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. | Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. | Игра занимает в жизни ребенка особое место. В игре наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игры используются на: | |
- Предметно-развивающая среда - Фонд методических и иллюстративных материалов - Справочная литература - Методическая литература - Детская литература - Наглядный материал - Атрибутика - Костюмерная | -Курсы повышения квалификации -Участие в окружных и районных мероприятиях -Конкурсы -Взаимопосещения -Организация совместных игр детей разного возраста -Консультации -Семинары -Открытые просмотры -Тематические проверки -Педагогические советы -Самообразование | - Занятия - Праздники - Досуги и развлечения - Конкурсы - Тематические недели -Участие в окружных и районных мероприятиях - Спортивные соревнования | - Пропаганда знаний - Тематические родительские собрания - Консультации - Участие в внутрисадовских мероприятиях -Участие в окружных и районных мероприятиях |
Создание условий: Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. Ведется постоянная работа по совершенствованию предметно-развивающей среды. Создан фонд методических и иллюстративных материалов. Ежегодно пополняются фонд наглядных материалов. Организована костюмерная, где хранятся костюмы как приобретенные, так и созданными руками педагогов, родителей, детей.
Повышение профессионального мастерства педагогов. Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Для повышения профессионального мастерства наши педагоги посещают курсы повышения квалификации, участвуют в окружных и районных мероприятиях, таких как «Неделя игры и игрушки», «Неделя зимних игр и забав», «Праздник детсадовского двора», «Дорожная азбука», «День защитника отечества». В детском саду проводятся консультации: например «Игрушки, способствующие социально-личностному развитию детей», семинары «Подготовка воспитателя к управлению самостоятельными играми детей». Организованы взаимопосещения. Проводился конкурс «Дидактическая игра, изготовленная руками воспитателей».
Работа с детьми. В работе с детьми игры используются на:
- Занятиях (дидактические и физкульминутка)
- Праздниках (театрализованные)
- Досугах и развлечениях (театрализованные, игры-драматизации, спортивные игры)
- Конкурсах ( Конкурс «Юный чтецов»: Ежегодно в детском саду проводится конкурс чтецов, на котором для поддержания интереса и внимания детей используются словесные, пальчиковые, музыкально-ритмические игры.
- Тематические недели
-Участие в окружных и районных мероприятиях
- Спортивные соревнования
Самое сложное направление – взаимодействие с семьей. Мы стараемся сделать детский сад открытой системой, вовлекая родителей в различные мероприятия, проходящие в нашем детском саду. Такие как: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Игрушка своими руками», «Масленица», «Маленький исследователь», ставшими у нас традиционными. Воспитатели организовали гостиную «Мастерим своими руками», где родители учатся изготовлению игрушек для детей из ткани, шерсти, бросового материала. В детском саду существует студия, которую посещают родители нашего микрорайона с детьми от полутора до трех лет. На студии родители учатся играть со своими детьми. Студия работает только в вечернее время, т.к. свободных помещений у нас нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...
педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный ми...
Доклад на тему: «Коммуникативные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;- воспитывает положит...