Консультация для воспитателей "Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Потапова Наталия Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sdigry.docx622.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста»

Согласно программам дошкольного образования дети получают элементарные математические представления в основном на занятиях. Чтобы не было действий, совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом.

При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки.

Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и математические действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует за правильностью выполнения счетно-измерительных действий. Это нужно во избежание закрепления ошибок и является необходимым условием для успешности проведения .Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации.

Принципами организации сюжетно-дидактических игр со старшими дошкольниками:https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/roleplayinggames/cuzhetnorolevieigri15.jpg

1. Отбор математических знаний, полученных на занятия, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.

3. Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям.

7. Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.

1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях.

3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.

Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Почта», «Аэропорт», «Кафе», «Кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».

Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:

1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.

2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.

3. Воспитатель должен быть участником.

4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.

Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.

1. «Бензозаправочная станция».

Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения, экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных с движением транспорта, чтение художественных произведений С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова и др.

Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и «после» используют слова «впереди» и «сзади». Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.

Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке. То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».

2. «Кондитерская фабрика».

Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения дошкольников.

Подготовка: на занятиях, беседах знакомство детей с работой кондитера. На кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины, а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми изготавливают кондитерские изделия.

Ошибки: при составлении числа из двух меньших чисел некоторые ребята не понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе копирования действий своих партнёров по игре.

Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре «Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети часто оперируют «деньгами» (картонными монетами) и довольно быстро учатся различать их достоинство. Поэтому действия с монетами можно использовать для упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных способах набора монет более яркое представление о составе числа.

Развитие сюжета.

Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика», «Молочная ферма», «Зернохранилище», «Птицефабрика» действия людей разных профессий, дошкольники практически пользуются мерками при определении протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину, проявляющуюся при измерении.

http://zvezdy-obrazovaniya.ru/konkurs/28633345b75b147a37abe19ce6af43bb.jpg

Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-дидактические играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам.

С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Дошкольники настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции.

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности.

В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения.

Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в проектную деятельность. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. [Словарь Википедии 67,1]. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.

Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют сюжеты, содержание игр.

Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуаций.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое включает в себя:

определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;

обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;

дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных героев;

отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.

То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Литература:

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1978.

 
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0049/0001d508-98d0c9ac/img26.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста

Это развивающие игры с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Можно использовать игру как часть познавтельной деятельности по РЭМП,а можно как самостоятельное НОД  Во ...

Анализ развивающих и обучающих компьютерных программ математического содержания для детей старшего дошкольного возраста

материал для воспитателей и родителей  о том какие программы и компьютерные игры можно использовать в работе с дошкольниками...

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы.

Формипрование математических представлений в процессе сюжетной игры....

Презентация на тему "Развивающие игры математического содержания для детей старшего дошкольного возраста"

интерактивная игра состоит из комплекса игровых заданий направленных на развитие математических представлений...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сборник дидактических игр математического содержания для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы

Тема: «Кондитерская фабрика»Цель:- формировать математические представления в процессе сюжетной игры. Задачи:Образовательная:- продолжать  закреплять  математический  с...