Консультация для воспитателей "Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста»
Согласно программам дошкольного образования дети получают элементарные математические представления в основном на занятиях. Чтобы не было действий, совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом.
При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки.
Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.
Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и математические действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует за правильностью выполнения счетно-измерительных действий. Это нужно во избежание закрепления ошибок и является необходимым условием для успешности проведения .Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации.
Принципами организации сюжетно-дидактических игр со старшими дошкольниками:
1. Отбор математических знаний, полученных на занятия, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.
3. Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.
5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
6. Индивидуальный подход к детям.
7. Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.
1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.
2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях.
3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.
Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Почта», «Аэропорт», «Кафе», «Кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».
Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:
1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.
2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.
3. Воспитатель должен быть участником.
4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.
Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.
1. «Бензозаправочная станция».
Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.
Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения, экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных с движением транспорта, чтение художественных произведений С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова и др.
Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и «после» используют слова «впереди» и «сзади». Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.
Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке. То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».
2. «Кондитерская фабрика».
Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения дошкольников.
Подготовка: на занятиях, беседах знакомство детей с работой кондитера. На кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины, а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми изготавливают кондитерские изделия.
Ошибки: при составлении числа из двух меньших чисел некоторые ребята не понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе копирования действий своих партнёров по игре.
Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре «Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети часто оперируют «деньгами» (картонными монетами) и довольно быстро учатся различать их достоинство. Поэтому действия с монетами можно использовать для упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных способах набора монет более яркое представление о составе числа.
Развитие сюжета.
Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика», «Молочная ферма», «Зернохранилище», «Птицефабрика» действия людей разных профессий, дошкольники практически пользуются мерками при определении протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину, проявляющуюся при измерении.
Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-дидактические играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам.
С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Дошкольники настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности.
В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения.
Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в проектную деятельность. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. [Словарь Википедии 67,1]. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.
Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют сюжеты, содержание игр.
Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых ситуаций.
После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое включает в себя:
определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;
обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;
дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных героев;
отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.
То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.
Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.
Литература:
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353086-1385300613.jpg)
Развивающие игры с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста
Это развивающие игры с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Можно использовать игру как часть познавтельной деятельности по РЭМП,а можно как самостоятельное НОД Во ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484216-1411234697.jpg)
Анализ развивающих и обучающих компьютерных программ математического содержания для детей старшего дошкольного возраста
материал для воспитателей и родителей о том какие программы и компьютерные игры можно использовать в работе с дошкольниками...
Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы.
Формипрование математических представлений в процессе сюжетной игры....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/27/picture-937796-1730028567.jpg)
Презентация на тему "Развивающие игры математического содержания для детей старшего дошкольного возраста"
интерактивная игра состоит из комплекса игровых заданий направленных на развитие математических представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860599-1480669524.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сборник дидактических игр математического содержания для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/01/picture-1316788-1682956278.jpg)
Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223755-1583058426.jpg)
Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы
Тема: «Кондитерская фабрика»Цель:- формировать математические представления в процессе сюжетной игры. Задачи:Образовательная:- продолжать закреплять математический с...