«Дополнительное образование в детском саду: вопросы взаимодействия с родителями».
статья
Одной из проблем дополнительного образования является недостаток взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.
Причин этого достаточно много.
- Родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, даем все что можем, а воспитывают и учат пусть в школе».
- Отсутствие интереса к тому, что делается в учреждении дополнительного образования.
- Предпочтительнее для родителей является платное дополнительное образование, которое могут получить дети.
- Родители не считают важными знания и опыт, полученные в дополнительном образовании для развития личности ребенка.
- И наиболее частая причина – это загруженность родителей работой и другими делами.
На сегодняшний момент Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Таким образом, успех процесса воспитания возможен только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Спиридонова Е.В. педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад №81 Калининского района
Санкт-Петербурга
«Дополнительное образование в детском саду: вопросы взаимодействия с родителями».
Одной из проблем дополнительного образования является недостаток взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.
Причин этого достаточно много.
- Родители, как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили, кормим, даем все что можем, а воспитывают и учат пусть в школе».
- Отсутствие интереса к тому, что делается в учреждении дополнительного образования.
- Предпочтительнее для родителей является платное дополнительное образование, которое могут получить дети.
- Родители не считают важными знания и опыт, полученные в дополнительном образовании для развития личности ребенка.
- И наиболее частая причина – это загруженность родителей работой и другими делами.
На сегодняшний момент Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Таким образом, успех процесса воспитания возможен только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Задачи сотрудничества с родителями:
- Установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.
- Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания.
- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.
Ведущими методами взаимодействия могут стать:
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
В дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
- Групповые формы:
- Дни открытых дверей.
- Конференция.
- Родительское собрание.
- Творческие мастерские.
- Государственно-общественные формы работы.
- Совместная игровая деятельность.
- Индивидуальные формы:
- Анкетирование, диагностика.
- Индивидуальная консультация (беседа).
- Просветительская работа.
Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика.
Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Посещение семьи на дому.
Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.
Конференция.
Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.
Индивидуальная консультация (беседа).
Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Дни открытых дверей.
Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.
Творческие мастерские.
Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.
Просветительская работа
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования).Сайт позволяет разместить на нем интерактивные опросы для родителей.
Наглядная информация.
Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
- Выставки тематические, посвященные какой-либо теме.
- Групповые выставки детских работ (периодически).
- Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
- Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в объединениях.
- Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
- Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
- Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
Достаточно популярными в нашем учреждении являются совместные мероприятия для детей и родителей. К ним можно отнести:
- открытое занятие. Занятие, на котором могут присутствовать родители.
- праздники.
- соревнования.
- конкурсы.
Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. Этому могут поспособствовать те практические рекомендации, которые были приведены в данном сборнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...
Программа дополнительного образования воспитанников детских садов. :Кружок "Росток"
Перспективное планирование для детей дошкольного возроста. спортивной работы...
Дополнительное образование в детском саду.
ull;Цель - социальная адаптация детей, пробуждение интереса к разным видам детской деятельности.•Задачи:•формирование базы для развития речи, мышления, внимания, памяти, творческой фантази...
Дополнительное образование в детском саду.
1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.2.Развитие ...
«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....
«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....
Обобщение из опыта работы по дополнительному образованию в детском саду. Кружок по робототехнике "ТЕХНО" с использованием наборов "Перворобот. LEGo WeDo"
В обобщении представлен анализ, программа кружка, фото и видео занятий...