Перспективный план по самообразованию
материал (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Чичеватова

 «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx161.86 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

План по самообразованию воспитателя

 «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Картинки по запросу нетрадиционное рисование в средней группе

Выполнил воспитатель

Чичеватова Татьяна Юрьевна

 

2019

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность выбора данной темы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Именно поэтому наш выбор пал на эту тему.

Целью работы над темой самообразования стало формирование представления о многообразии нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста.

Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

Образовательные:

  • сформировать у детей технические навыки рисования;
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
  • совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Развивающие:

  • развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Этапы работы над темой:

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

 1. Изучение методической литературы по теме:

 1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

 2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

 3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

 4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

 5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Диагностика уровня развития художественных способностей детей.

II Прогностический этап.

1. Определение целей и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной технике рисования.

III Практический этап:

1. Работа с детьми по плану.

2. Анкета для родителей «Любит ли Ваш ребенок рисовать?».

3. Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

4.  Памятка родителям «Учим нетрадиционно рисовать»

5. Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники 

рисования».

6. Оформление выставки детских рисунков для родителей.

IV Обобщающий этап.

1. Диагностика уровня развития художественных способностей детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

V Внедренческий этап.

1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

2. Мастер-класс для педагогов с использований различных техник «Пейзаж».

3. Брошюры для педагогов по возрастным группам.


Перспективный план работы над темой самообразования

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Сентябрь

1

Мониторинг

2

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

3

Луг

Акварельные краски+восковые мелки

 Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете, используя нетрадиционные техники рисования

4

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Октябрь

1

Рябина

Рисование пальчиками

 Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

2

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

3

Осенние листья

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции

4

Ковер из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Ноябрь

1

Платье

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье с помощью различных техник.

2

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить изображать предмет, используя различные  нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками).  Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

4

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Декабрь

1

Снежок

Монотипия. Рисование пальчиками

Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

2

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

3

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

4

Новый год

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки

Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

Январь

1

Сказочный сад

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).  

2

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

3

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться    выразительными средствами графики.

Февраль

1

Мой друг

Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

2

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки  + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

3

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

4

Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

1

Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе        по - разному

2

Весенние цветы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать  цветы  восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

3

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт  определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

4

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ  используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Апрель

1

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

2

Наш сад

Тиснение

Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

3

Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

4

Украшение  фартука

Различные

 Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать  его. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Май

1

Пчелки

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках.  Развивать чувство композиции

2

Одуванчики

Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

3

Дерево

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции

4

Мониторинг

 


Список использованной литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2001, N2.
  2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 2001, N9.
  3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2011-2013 учебные года

План по самообразованию-это одна из форм повышения моей профессиональной компетенции. Темы ("Проектный метод, как метод развивающего обучения детей 5-6 лет с ОНР" и "Развитие интегративных и личн...

Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"

Социальное  развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....