Месяц, цель | Тема и деятельность с детьми |
Сентябрь | Анализ знаний |
Сентябрь Цель: Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям. |
«Семья» «Родственные связи»
|
- Беседа с детьми о их семье.
- Рассматривание семейных фото.
- Рисование «Дом, в котором я живу».
- Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
- Чтение художественной литературы.
6. Выставка детских рисунков: «Моя семья». 7. Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью. 8. Дидактические игры «Кому что нужно», «Домашние обязанности». 9. Словесная игра «Кто кем кому приходится». 10. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 11. Проблемная ситуация «Кто уберет игрушки?». |
Цель: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
| «Родословное древо» |
1. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». 2. Пословицы и поговорки о семье. 3. «Моя родословная» изготовление генеалогического дерева. 4. Дидактические игры «От рождения до старости», «Родословная», «Мои родственники». 5. Аппликация «Дом, в котором я живу». 6. Просмотр мультфильмов. |
Цель: Формирование уважительного отношения к сотрудникам детского сада. | «Детский сад – мой дом второй» |
- Рассказ воспитателя об истории детского сада.
- Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «У врача», «Повар».
3. Коммуникативные игры: «Я начну, а ты закончи», «Цветик - семицветик», «Хорошо-плохо». 4. Экскурсия по детскому саду. 5. Познакомить детей с трудом взрослых работающих в детском саду. 6. Дидактические игры «Профессии», «Кому что нужно для работы». 7. Игры – ситуации «Приготовим обед», «Медицинский кабинет». 8. Заучивание стихотворений «Детский сад, детский сад». 9. Рисование «Мой любимый детский сад». 10. Дидактические и словесные игры. |
Работа с родителями | Анкетирование «Знаете ли вы своих предков». Консультация на тему: «Развитие речи в нравственно – патриотическом воспитании детей». Совместные посиделки (см. приложение 5). Изготовление «генеалогического древа». |
Октябрь, Цель: Воспитание бережного отношения к малой родине ; закрепление названия родного города, домашнего адреса; формирование у детей чувства любви к родному городу. | «Мой край родной» «Город, в котором я живу» |
- Знакомство детей с г. Балабаново.
- Достопримечательности улицы Московской.
- Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе».
- Оформление альбома «Наш город».
6. Составление коллективного рассказа «Моё родное Балабаново» по предложенному плану воспитателем. 7. Д.И. «Узнай герб города». 8. Целевые прогулки по улице Московской. |
Цель: Расширение знаний детей о родном городе; приобщение к истории и культуре родного города. | «История города Балабаново» |
- Познакомить детей с историей возникновения города
- Герб города Балабаново.
3. Экскурсия к памятнику на улице Московской. 4. Составление описательного рассказа о своей улице. 5.Выставка рисунков «Мой любимый город». 6. КВН «Мой город» 7. Целевая экскурсия к городскому стадиону. |
Цель: Дать представление детям о родной природе; знакомство детей с растительным и животным миром края; воспитание бережного отношения к природе и животному миру. | «Природа родного края» |
- Познакомить детей с природой родного края.
- Просмотр фильма о природе Калужского края.
- Художественное творчество: рисунки, аппликация животных, обитающих в лесах Калужского края.
- Беседа на тему: «Ты часть природы».
- Экологическая акция.
- Чтение экологических сказок.
- Заучивание стихотворений о природе.
- Изготовление Красной книги своего края.
- Игра-викторина «Знатоки природы».
- Дидактические игры экологического содержания.
- Труд в природе: сбор природного материала для поделок.
- Игры-ситуации на экологические темы.
- Оформление панно «Природа родного края».
- Беседа «Как вести себя на природе».
|
Работа с родителями | Экологическая акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек для птиц вместе с родителями). Фотовыставка «Прогулка по городу». Изготовление ширмы «Природа родного края». Конкурс поделок из природного материала. |
Ноябрь, Цель: Формирование у детей представления о традициях русского народа. | «Моя Родина – Россия» Традиции русского народа. |
- Беседа на тему «Традиции русского народа».
- Разучивание русских народных игр, хороводов.
- Словесные игры.
- Прослушивание песен.
- Беседа на тему «Народно-прикладное искусство».
- Игровая ситуация « Встреча гостей».
- Просмотр презентации « История русского костюма».
- Музыкальный досуг.
- Знакомство с народной игрушкой.
10. Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле выросла». 11. Досуг «Чаепитие». 12. Создание полочки красоты. |
Цель: Формирование у детей общего представления о народной культуре, её богатстве и красоте. | «Культура русского народа» |
- Закрепление представлений у детей о жилище русских людей; об их одежде. Показ презентации по теме.
- Познакомить с предметами быта и утвари.
- Строительные игры: «Терем для красавицы», «Дворец для царевны».
- Дидактическая игра «Изба, терем и дворец».
- Создание мини-музея «Русская изба».
|
Цель: Формирование у детей патриотических качеств к своей стране. |
«Наше государство- Российская Федерация» |
|
- ОД «Наше государство - Российская Федерация».
- ОД «Я гражданин Российской Федерации».
- Просмотр мультфильма «Россия».
- Дидактическая игра «Костюмы народов России».
- Чтение стихов С.Есенина « Гой ты, Русь моя родная…», К.Ушинский «Наше Отечество», З.Александрова «Родина».
- Ситуативная беседа «С чего начинается Родина».
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Рассматривание карты.
- Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
- Памятник Минину и Пожарскому.
- Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
|
Работа с родителями | «Лавка древностей» - выставка предметов старины. Круглый стол «Семейные традиции» (Приложение 5). Викторина «Что? Где? Когда?». Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме. |
Декабрь Цель: Знакомство детей с государственной символикой – гербом, флагом, гимном, с историей их возникновения. | «Символика России. Правительство РФ» |
- Рассказать детям о символах России. Познакомить с описанием и значением символов герба России.
- Прослушивание гимна Российской Федерации.
- ОД «Правительство РФ».
- Беседа на тему «Президент страны».
- Деловая игра «Выборы президента сказочного леса».
- Настольно-печатная игра «Создай свой герб».
- Мозаика «Собери герб» (знакомые детям гербы собрать по образцу из фрагментов разных форм и размеров).
- Дидактическая игра «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм.
- Заучивание стихотворения о флаге.
|
Цель: Расширение представлений о Москве, как столице России; продолжать знакомить с достопримечательностями города. | «Москва-столица нашей Родины» |
1.ОД «Москва – столица нашей Родины». 2.Просмотр презентации «Достопримечательности Москвы». 3.Беседы «Почему Москву назвали златоглавой?», «Музеи Кремля», «Чем запомнилась Москва?», «Красная площадь», ОД «Сердце России – Московский кремль» (с показом презентации). 4. Рассматривание иллюстраций. 5.Досуг «Прогулка по Москве». 6.Разучивание пословиц, поговорок, стихотворений. 7.Выставка рисунков «Моя Москва». 8. Сюжетно-ролевые игры «Поездка на метро», «Путешествие по Москве», «В театре». 9. Дидактические игры «Москва — это...», «Продолжи предложение», «Отгадай, о чем скажу». 10. Чтение рассказов В. Драгунский «Удивительный день», Н. Носов «Метро», В. Лебедев-Кумач «Москва майская», Ю. Левчук «Москва», И. Токмакова «Красная Площадь», Ф. Глинка «Москва», З. Александрова «Родина». 11. Конкурс загадок. |
Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях России.
| «История праздника Новый год» |
- ОД «Новый год у ворот».
- Беседа на тему «Традиции празднования Нового года»
- Пальчиковая гимнастика «Зима».
- Разучивание стихов, песен, танцев к празднованию Нового года.
- Рисование по теме.
- Чтение рассказа Н. Петровой «Птичья Ёлка».
- Новогодний утренник «В гостях у ёлки».
|
Работа с родителями | Фотовыставка « Я гуляю по Москве» Участие в конкурсе поделок и рисунков к Новому году и Рождеству. «Лавка древностей» - выставка предметов старины Круглый стол «Семейные традиции» (Приложение5)
|
Январь, Цель: Дать детям первоначальное представление о морали и праве, о законах государства | «Законы, по которым мы живем» |
- Знакомство с Конституцией Российской Федерации.
- Обсуждение ситуации «Страна без законов»
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
- Оформление альбома «Мои права».
- Игра «Трон»
- Рисунки на тему «Ребенок имеет право на…»
|
Цель : Развитие интересов к предметам , изготовленных народными мастерами. Воспитание гордость за свою страну. | «Народные промыслы» |
1. Беседы на тему «Народные промыслы», «Устное народное творчество», «Хороводные игры на Руси». 2.Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная». 3.Чтение небылиц, потешек, загадок, разучивание русских народных пословиц, рождественских обрядовых песенок. 4. Д/игры: «Что из чего?», «Найди лишнее», «Это что за завиток?»- продолжать знакомить детей с предметами русских народных мастеров, элементами росписей. 5.Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Народные промыслы» (хохлома, гжель, городецкая роспись). 6. Рисование «Чайник, расписанный гжелью», «Хохломская дощечка». 7. Аппликация «Дымковская барышня».
|
Работа с родителями |
Изготовление папки-передвижки «Права и обязанности ребёнка». Анкетирование «Знаете ли вы права ребёнка?». Создание полочки – красоты. |
Февраль, Цель: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. | «Русские богатыри – защитники Отечества» |
- Рассказать детям о русских богатырях.
- Чтение былин о русских богатырях.
- Виртуальная экскурсия «Путешествие по городам Древней Руси».
- Творческое задание. Лепка из пластилина доспехов богатырей.
- Стихотворение Н.Веселовского о богатырях.
- Просмотр мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и морской царь», «Илья Муромец».
- Рассматривание картин В.М.Васнецова:
- «Три богатыря»;
- «Витязь на распутье»;
- «Битва на Калиновом мосту»;
- 8. Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Три богатыря».
- 9. Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырём».
- 10.Заучивание потешек о богатырях.
- 11.Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках.
- 12.Загадки о богатырях.
|
Цель: Расширять знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества. | «Защитники Родины» |
- Рассказ о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.
- Прослушивание песен о Советской Армии, о воинах-защитниках своей страны.
- Рассматривание иллюстраций военной техники.
- Пословицы и поговорки о воинах.
- Чтение рассказа К.Паустовского «Стальное колечко», В.Осеева «Андрейка».
- Творческое задание: рисование военной техники.
|
Цель: Ознакомление детей с понятиями «защитники Отечества», «армия». | «23 февраля – День защитника Отечества» |
1. Беседа о защитниках Родины. 2. Заучивание стихотворения « Мой папа – самый лучший» Т.Боковой. 3. Составление рассказов с детьми на тему « Мой папа», « Мой дедушка» по плану. 4. Спортивные соревнования «Смелые и ловкие». 5.Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.). |
Работа с родителями | Консультация на тему: «Былины для детей». Участие в конкурсе совместных творческих работ. Спортивный праздник с участием пап. |
Март, Цель: Воспитание у детей доброго, внимательного, заботливого, уважительного, отношения к матери, стремление ей помогать,радовать её. | «Мамочка любимая» |
1.Беседы: «Мамино сердце», «Нас не разольешь водой». 2.Рисование портрета мамы. 3. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка». 4.Разучивание стихов, песен. 5. Описательный рассказ: «Как мы поздравляли мам». 6.Изгововление подарков для мам. 7.Праздник, посвященный Женскому дню.
|
Цель: Воспитание интереса к народным русским праздникам, интереса к истории России. | «Народный праздник на Руси: Масленица» |
- Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.
- Подбор и заучивание народных песен, дразнилок, закличек.
- Празднование широкой Масленицы.
- Разучивание народных игр.
|
Цель: Продолжать воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России. | «Наша добрая матрешка» |
- Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрёшкой. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России.
- Изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
- Рисование витражными красками «Народные промыслы».
- Прослушивание русских народных песен.
- Заучивание частушек.
- Русская народная игра «Золотые ворота».
|
Работа с родителями | Чаепитие «Масленица широкая». Изготовление поделок совместно с родителями на тему «Весна – красна пришла». Выставка работ мам «Моё хобби». |
Апрель, Цель: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
| «Многонациональная Россия» |
- Презентация «Многонациональная Россия»
- Беседа на тему «Наш многонациональный детский сад».
- Беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России »
- Чтение хантыйских сказок: «Как кукла друзей искала», «Как у бурундука на спине полоски появились», молдавской сказки «Ион Молдавану», татарской сказки «Знание всего дороже», русских народных сказок.
- Отгадывание загадок разных народов России.
- Подвижные игры народов России.
- Досуг «Мы в мире, дружбе живем».
|
Цель: Формирование первичных представлений о космическом пространстве. | «День космонавтики» |
- Беседа «Что такое космос» с показом мультфильма.
- ОД «Юрий Гагарин. Он покорил космос».
- Беседа « Первая женщина космонавт».
- Просмотр презентации «Солнечная система».
- Рисование «Человек в открытом космосе».
- Конструирование космического корабля.
- Сюжетно- ролевые игры: «Космическая станция»,
«Полёт на луну». |
Цель: Знакомство с выдающимися и знаменитыми людьми России. | «Выдающиеся люди России» |
- ОД «Знаменитые россияне».
- «О творчестве А.С.Пушкина».
3.Знакомство с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. 4. Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами. 5. Малые Олимпийские игры (соревнования между группами). 6. Великие композиторы: П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, М.Мусоргского (прослушивание произведений). 7. Дидактическая игра «Узнай и назови». 8. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». |
Цель: Дать представления о разнообразии природных зон России | Природа России |
1.Показ презентации « Природа России. Природные зоны России». 2. Чтение произведений В.Бианки, И. Сладков, К. Ушинский. 3.Рисование: « Природные зоны России» на выбор. 4.Дидактические игры: «Так бывает или нет», «Правильно-не правильно», «Воздух, вода, земля», «С какого дерева лист». 5.«Правила поведения в лесу». 6.Экологический досуг. |
Работа с родителями | Оформление альбома «Знаменитые люди России». Совместно с родителями изготовление атрибутов для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр. |
Май, Цель: Формирование чувств уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны.
| «Этот День Победы!» |
- Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.
- Чтение художественной литературы о ВОВ.
- Разучивание стихотворений и песен по данной теме.
- Просмотр презентации «Дети войны».
- Изготовление оригами «Голубь мира».
- Рисование «Салют Победы».
- Празднования 9 Мая с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
- Посещение центра «Второе дыхание» с праздничной программой к 9 Мая.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Просмотр документального фильма для детей «Этих дней не смолкнет слава».
- Экскурсия и возложение цветов к мемориалу Воинской славы.
|
«Неделя сказки» |
Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. | 1.Беседа «Сказки добрые друзья». 2. Чтение сказок. 3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 4. Пересказ прочитанных сказок. 5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. 6.Рисование на тему «Моя любимая сказка». 7. Аппликация сказочных героев «Жар птицы». 8. «Викторина по сказкам». |
Игра - викторина «Россия – Родина моя» |
Подведение итогов
|
|