Мониторинг мелкой моторики
рабочая программа (подготовительная группа)
Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_melkoy_motoriki.docx | 448.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы диагностики состояния мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников и младших школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.).
Развитие мелкой моторики тесно связано c развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Вместе с тем, качественные изменения контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).
А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).
Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966).
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 3-4 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3 блок.
Работа с бумагой
- Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
- Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
- Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез.
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Катание шарика.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
3 блок
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)
- Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
| |
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 блок | 2 блок | 3 блок | 4 блок | октябрь | апрель | примечание | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"
Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...
Мониторинг мелкой моторики руки через игровые упраждения.
Методика может применяться в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Мониторинг проводится в начале учебного года, через наблюдение за детьми во время прогулки (прогулк...
Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. Задания для детей 3 - 4 лет....
Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии....
Мониторинг мелкой моторики рук детей 3-6 лет
Диагностику мелкой моторики рук проводим вместе с логопедом. Составляем индивидуальный план коррекционной работы....
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...