ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
статья
Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Наиболее эффективными из них на наш взгляд являются интерактивная досуговая деятельность, как сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители. Так как детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми, то мы решили изменить взгляд на данную ситуацию.
Для проведения любого праздника, конкурса или другой досуговой деятельности необходима предварительная работа, это и разработка сценария, изготовление костюмов, атрибутов, оформление зала к празднику, различные выставки и др. Здесь очень важно использовать совместную деятельность с родителями как интерактивную форму сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивная досуговая деятельность | 48.94 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Д. Фрицковская
БДОУ «Литковский детский сад», с. Литковка
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
«От того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателя, помощника воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т. к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Как известно большинство родителей - это пассивные наблюдатели и задача, которая стоит перед детским садом - повышение степени участия родителей в педагогическом процессе. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, нетрадиционным.
Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Наиболее эффективными из них на наш взгляд являются интерактивная досуговая деятельность, как сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители. Так как детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми, то мы решили изменить взгляд на данную ситуацию.
Для проведения любого праздника, конкурса или другой досуговой деятельности необходима предварительная работа, это и разработка сценария, изготовление костюмов, атрибутов, оформление зала к празднику, различные выставки и др. Здесь очень важно использовать совместную деятельность с родителями как интерактивную форму сотрудничества.
На базе ДОУ создана театральная мастерская. Совместно с педагогами, родителями и детьми были проведены цикл мастерских:
- «Сказка своими руками» по изготовлению театральных кукол и атрибутов к сказкам «Теремок», «Под грибом», «Стрекоза и муравей»;
- «Костюмы своими руками» по созданию костюмов к разным утренникам, праздникам.
Развивать эстетический вкус детей и родителей через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) помогают театральные гостиные, которым предшествуют совместная деятельность родителей и детей (разучивание стихов и песен, изготовление поделок).
Традиционными стали конкурсы стихов, в подготовке которых участие принимают родители (подбирают репертуар, разучивают, читают вместе с детьми). В нашем ДОУ совместно с родителями и детьми был проведен семейный командный турнир по сказкам К.И. Чуковского. Каждая семья должна была сама выбрать произведение писателя, представить его подбором литературы, иллюстраций или презентации, а также должна была прочитать произведение или его отрывок, где учитывались эмоциональное чтение, интонация, жесты. Получилось очень интересно, а главное понравилось и детям, и родителям.
Большой популярностью пользуются игровые - интерактивные программы, в процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, а также оформлению зала к праздникам, подсказывая идеи, материалы. Родители стали активно исполнять роли в играх - драматизациях, театральных постановках («Теремок», «Красная шапочка» и др.), самостоятельно петь и исполнять танцы. Так на праздник, посвященный 8 марта, мамы, совместно с музыкальным руководителем, разучили и на праздник исполнили русский народный танец.
Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так, например, в программе «Моя мама - высший класс», участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием читают стихи, участвуют в сценариях, конкурсах и делают это с огромным удовольствием.
Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые - интерактивные программы, как «Масленица», «Рождество». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты). Так одна из мам, которая является работником библиотеки, по своей инициативе провела у нас для детей праздник «Сказка в Рождество», для участия в котором привлекла бывших воспитанниц детского сада, а сейчас уже учениц. Своими руками изготовила атрибуты, сшила костюмы для сказочных героев. Другая мама разработала сценарий и совместно с нашим педагогом организовала праздник на 1 апреля.
Итогом каждого такого совместного мероприятия является обсуждение, беседы в неформальной обстановке. За чашечкой чая можно поделиться своими впечатлениями о прошедшем празднике, новыми идеями. За круглым столом есть возможность обсудить все положительные и отрицательные моменты, внести новые предложения. Хорошей традицией является использование «Гостевой книги». Здесь каждый родитель может оставить свои отзывы и предложения, благодарность и пожелания о проведенном мероприятии.
Благодаря большой, кропотливой работе по налаживанию тесного контакта с родителями, в частности, использованию такой интерактивной формы взаимодействия как досуговая деятельность, удалось:
• Привлечь большинство родителей к активному участию в жизни группы;
• Значительно повысить педагогическую культуру родителей;
• Поднять взаимоотношение между ребенком и родителем на более высокий уровень (повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания собственных детей, улучшились внутрисемейные отношения, у детей появилась гордость за своих родителей, а родители стали проявлять больше уважения к личности ребенка).
В процессе интерактивной деятельности в рамках ДОУ было принято решение о создании творческой группы, в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах.
Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и ДОУ – два важных социальных института в социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семьи воспитанников
М.Д. Фрицковская
БДОУ «Литковский детский сад», с. Литковка
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
«От того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
(Слайд 1.) Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателя, помощника воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
(Слайд 2). Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т. к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. (Слайды 3, 4) Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Как известно большинство родителей - это пассивные наблюдатели и задача, которая стоит перед детским садом - повышение степени участия родителей в педагогическом процессе. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, нетрадиционным.
(Слайд 5) Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Наиболее эффективными из них на наш взгляд являются интерактивная досуговая деятельность, как сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители. Так как детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми, то мы решили изменить взгляд на данную ситуацию.
Для проведения любого праздника, конкурса или другой досуговой деятельности необходима предварительная работа, это и разработка сценария, изготовление костюмов, атрибутов, оформление зала к празднику, различные выставки и др. Здесь очень важно использовать совместную деятельность с родителями как интерактивную форму сотрудничества.
(Слайд 6) На базе ДОУ создана театральная мастерская. Совместно с педагогами, родителями и детьми были проведены цикл мастерских:
- «Сказка своими руками» по изготовлению театральных кукол и атрибутов к сказкам «Теремок», «Под грибом», «Стрекоза и муравей»;
- «Костюмы своими руками» по созданию костюмов к разным утренникам, праздникам.
(Слайд 7) Развивать эстетический вкус детей и родителей через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) помогают театральные гостиные, которым предшествуют совместная деятельность родителей и детей (разучивание стихов и песен, изготовление поделок).
(Слайд 8) Традиционными стали конкурсы стихов, в подготовке которых участие принимают родители (подбирают репертуар, разучивают, читают вместе с детьми). В нашем ДОУ совместно с родителями и детьми был проведен семейный командный турнир по сказкам К.И. Чуковского. Каждая семья должна была сама выбрать произведение писателя, представить его подбором литературы, иллюстраций или презентации, а также должна была прочитать произведение или его отрывок, где учитывались эмоциональное чтение, интонация, жесты. Получилось очень интересно, а главное понравилось и детям, и родителям.
(Слайд 9) Большой популярностью пользуются игровые - интерактивные программы, в процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, а также оформлению зала к праздникам, подсказывая идеи, материалы. (Слайды 10, 11, 12) Родители стали активно исполнять роли в играх - драматизациях, театральных постановках («Теремок», «Красная шапочка» и др.), самостоятельно петь и исполнять танцы. Так на праздник, посвященный 8 марта, мамы, совместно с музыкальным руководителем, разучили и на праздник исполнили русский народный танец.
(Слайд 13) Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так например, в программе «Моя мама - высший класс», участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали, участвовали в конкурсах. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. (Слайды 14, 15) И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием читают стихи, участвуют в сценариях, конкурсах и делают это с огромным удовольствием.
(Слайды 16, 17) Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые - интерактивные программы, как «Масленица», «Рождество». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты). Так одна из мам, которая является работником библиотеки, по своей инициативе провела у нас для детей праздник «Сказка в Рождество», для участия в котором привлекла бывших воспитанниц детского сада, а сейчас уже учениц. Своими руками изготовила атрибуты, сшила костюмы для сказочных героев. (Слайд 18) Другая мама разработала сценарий и совместно с нашим педагогом организовала праздник на 1 апреля.
(Слайд 19) Итогом каждого такого совместного мероприятия является обсуждение, беседы в неформальной обстановке. За чашечкой чая можно поделиться своими впечатлениями о прошедшем празднике, новыми идеями. За круглым столом есть возможность обсудить все положительные и отрицательные моменты, внести новые предложения. (Слайд 20) Хорошей традицией является использование «Гостевой книги». Здесь каждый родитель может оставить свои отзывы и предложения, благодарность и пожелания о проведенном мероприятии.
(Слайд 21) Благодаря большой, кропотливой работе по налаживанию тесного контакта с родителями, в частности, использованию такой интерактивной формы взаимодействия как досуговая деятельность, удалось:
• Привлечь большинство родителей к активному участию в жизни группы;
• Значительно повысить педагогическую культуру родителей;
• Поднять взаимоотношение между ребенком и родителем на более высокий уровень (повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания собственных детей, улучшились внутрисемейные отношения, у детей появилась гордость за своих родителей, а родители стали проявлять больше уважения к личности ребенка).
В процессе интерактивной деятельности в рамках ДОУ было принято решение о создании творческой группы, в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах.
Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и ДОУ – два важных социальных института в социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семьи воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах.
Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах....
Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах
Доуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
"Внедрение проектной деятельности, как одной из инновационных форм организации воспитательно - образовательной работы"28.01.2020г
Педагогический совет...
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»
Инновационный проект «Использование инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса»...
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»
В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...