Рабочая программа кружка «Умейка» (художественно-эстетическое развитие)
рабочая программа (старшая группа)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_iksanova_g.g.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Золушка»
города Лесосибирска»
Принято на педагогическом совете «___»___________2018 г. Протокол №_____________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» ______________ Е.Л.Дресвянкина «___»_______________2018г. |
Рабочая программа кружка
«Умейка»
(художественно-эстетическое развитие)
Разработала:
воспитатель Иксанова Г.Г.
г. Лесосибирск – 2018
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Цель программы: создание условий для проявления художественных способностей дошкольников в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- формировать умение создавать коллективные работы;
- расширять представления о декоративном искусстве;
- передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности;
- совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах, соблюдать взаимосвязи между объектами построения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 25 минут.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3 этап – изготовление поделок.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ разного уровня. Использование поделок - сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, родителей и т.д..
Тематический план
Сентябрь
Тема | Задачи | Материал |
Сбор бросового и природного материала | Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использованием его в изготовлении поделок. | Шишки, ветки, листья, цветы, проволока и др. |
«Ёжики в осеннем лесу» | Изготавливать поделки из разнообразного природного материала, воспитывать самостоятельность и развивать творческий потенциал. | Шишки, картон, пластилин. |
«Фрукты» (поделки для сюжетно-ролевой игры «Магазин» из соленого теста) | Развивать цветовое восприятие, понятие формы и размеров. | Соленое тесто разных цветов, стеки, влажные салфетки. |
«Фрукты» (поделки для сюжетно-ролевой игры «Магазин» из соленого теста) | Продолжать развивать цветовое восприятие, понятие формы и размеров. | Соленое тесто разных цветов, стеки, влажные салфетки. |
Мероприятие по представлению результатов: Изготовление поделок для сюжетно – ролевой игры «Магазин» для младших групп. |
Октябрь
Тема | Задачи | Материал |
«Рыжий лев» (аппликация из осенних листьев) | Закреплять навыки и умения наклеивания листьев; формировать умение составлять композицию. | Листья березы, осины или кленовые, клей, салфетка, кисть, картон, шаблон. |
«Корзина с цветами» | Знакомить детей с разнообразием растительного мира; развивать композиционные чувства и эстетический вкус; | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, скорлупки от фисташек, гуашь, кисть, бумажные салфетки для изготовления цветов, линейка, зубочистка. |
«Корзина с цветами» | Продолжать с детьми работать с природным и бросовым материалом. | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, скорлупки от фисташек, гуашь, кисть, бумажные салфетки для изготовления цветов, линейка, зубочистка. |
«Подарок осени» (поделка в технике оригами) | Развивать навыки работы с бумагой, выполнения точных, аккуратных сгибов; развивать чувство композиции. | Квадратные листы бумаги разного цвета, клей ПВА, кисть, салфетка, макет короны. |
Мероприятие по представлению результатов: Оформление в группе уголка «Осень» |
Ноябрь
Тема | Задачи | Материал |
«На морском дне» (объемная аппликация с элементами оригами) | Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Формировать умение создания фигур в технике оригами. | Цветная бумага, ножницы, клей, фигурные ножницы. |
«На морском дне» (объемная аппликация с элементами оригами) | Продолжать развивать навыки и умения создания объемной аппликации. | Цветная бумага, ножницы, клей, фигурные ножницы. |
«Превращение ложечки» (тюльпан) | Изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала. | Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы. |
«Превращение ложечки» (тюльпан) | Продолжать с детьми изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. | Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы. |
Мероприятие по представлению результатов: «Подарки для мам» |
Декабрь
Тема | Задачи | Материал |
Куклы из картонных рулонов для кукольного театра. | Закреплять умение работать с ножницами и клеем, развивать творческий потенциал. | Картонные рулоны, цветная бумага, клей, кисть, ножницы, иллюстрации из русских народных сказок. |
Куклы из картонных рулонов для кукольного театра. | Закреплять умение работать с ножницами и клеем, развивать творческий потенциал. | Картонные рулоны, цветная бумага, клей, кисть, ножницы, иллюстрации из русских народных сказок. |
Ёлочные игрушки (поделки из бросового материала: пластиковых стаканчиков, контейнеров от «Киндер-сюрприза») | Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. | Пластиковые стаканчики, контейнеры от «Киндер-сюрприза», двусторонний скотч, клей, разноцветные пайетки, самоклеющаяся цветная бумага, ножницы. |
«Елочка – зеленая иголочка» | Познакомить детей с разными способами изготовления новогодней елочки; учить делать елку, используя шаблоны. | Ватман, цветная бумага, ножницы, шаблон круга, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка. |
Мероприятие по представлению результатов: Изготовление ёлочных игрушек на городскую ёлку |
Январь
Тема | Задачи | Материал |
«Зимний пейзаж» (аппликация из снежинок) | Развивать глазомер, усидчивость, самостоятельность в создании картины и выборе цвета, научить пользоваться фигурным дыроколом. | Дырокол «Снежинка», цветной картон, бумага для принтера белого цвета, клей, простой карандаш. |
«Зимний пейзаж» (аппликация из снежинок) | Продолжать развивать глазомер, усидчивость, самостоятельность в создании картины и выборе цвета, научить пользоваться фигурным дыроколом. | Дырокол «Снежинка», цветной картон, бумага для принтера белого цвета, клей, простой карандаш. |
«Снегири» (аппликация из ватных дисков и цветной бумаги) | Продолжать с детьми аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, закреплять знание геометрических фигур. Развивать творческие способности. | Картон синего цвета, цветная бумага, гуашь красного цвета, кисти, ватные диски, фломастеры черного цвета, ножницы, клей ПВА. |
«Сказочный город» | Создавать поделки из бросового материала, складывать полукруг в конус. Упражнять в работе с ножницами и бумагой. | Пластиковые бутылки разные по форме и размеру, полукруги из цветной бумаги, самоклеющаяся цветная бумага для декорирования, клей, ножницы. |
Мероприятие по представлению результатов: Выставка детских работ на базе детского сада. |
Февраль
Тема | Задачи | Материал |
Подставки под кисточки. (из яичных лотков) | Развивать у детей самостоятельность при выполнении поделки, эстетический вкус. | Яичные лотки, ножницы, гуашь, кисти. |
«Военная техника» (поделки из картонных коробок) | Развивать у детей творческий замысел. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Поддерживать самостоятельность при выборе материала для поделки. | Яичные лотки, картонные коробки разных размеров, гуашь, цветная бумага, клей, ножницы. |
«Военная техника» (поделки из картонных коробок) | Развивать у детей творческий замысел. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Поддерживать самостоятельность при выборе материала для поделки. | Яичные лотки, картонные коробки разных размеров, гуашь, цветная бумага, клей, ножницы. |
«Веселые поросята» (поделка из яичной скорлупы) | Выполнять работу со скорлупой, координации силы действий пальцев рук. Развивать моторику руки. Закреплять умение оформлять поделки мелкими деталями из пластилина. | Скорлупа яйца, пластилин, образец поделки, доска для лепки, стеки, салфетки. |
Мероприятие по представлению результатов: Выставка военной техники в группе. |
Март
Тема | Задачи | Материал |
«Нарциссы к празднику» | Вырезать лепестки по шаблону, делать объёмный лепесток с надрезом; наклеивать последовательно лепестки в форме цветка, делать объёмную серединку. | Цветная бумага; бумажная салфетка жёлтого цвета; ножницы; |
«Нарциссы к празднику» | Продолжать с детьми вырезать лепестки по шаблону, делать объёмный лепесток с надрезом; наклеивать последовательно лепестки в форме цветка, делать объёмную серединку. | Цветная бумага; бумажная салфетка жёлтого цвета; ножницы; |
«Веснянка» | Продолжать закреплять навыки работы с шаблоном и ножницами. Развивать эстетический вкус. | Шерстяные нити, картон желтого цвета, цветная бумага, клей, ножницы, спичечный коробок. |
«На болоте две лягушки, две зеленые квакушки» | Способствовать развитию у дошкольников чувства композиции. Развивать интерес к работе с различными материалами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Вкладыш из коробки от конфет, гофрированная бумага (зеленого и голубого цвета), цветной картон, цветная бумага, проволока, бусины, пластиковые ложки, вискозная салфетка (универсальная для уборки дома) желтого цвета. |
Мероприятие по представлению результатов: Подарки для мам и бабушек. |
Апрель
Тема | Задачи | Материал |
«На болоте две лягушки, две зеленые квакушки» | Способствовать развитию у дошкольников чувства композиции. Развивать интерес к работе с различными материалами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Вкладыш из коробки от конфет, гофрированная бумага (зеленого и голубого цвета), цветной картон, цветная бумага, проволока, бусины, пластиковые ложки, вискозная салфетка (универсальная для уборки дома) желтого цвета. |
«Цветочная поляна» | Развивать чувство композиции, эстетический вкус. Знакомить детей с приемами изготовления поделки. Формировать умение работать в коллективе. | Пластиковые бутылки от питьевого йогурта белого цвета, крышки от бутылок желтого цвета, пластиковые ложки, гуашь, «травяной» коврик. |
«Птички – невелички» | Познакомить детей с техникой выполнения поделок на основе бумажных тарелок. Развивать творческое воображение. | Бумажная тарелка, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры. |
«Пасхальные цыплята» | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения поделок на основе бумажных тарелок. Развивать творческое воображение. | Бумажная тарелка, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры, ватные шарики желтого цвета. |
Май
Тема | Задачи | Материа |
«Голубь мира» | Формировать умение самостоятельно вырезать голубя, используя шаблон. | Двухсторонний белый картон, (если нет, можно с двух сторон заклеить белой бумагой), гофрированная бумага двух цветов (серая и бирюзовая), степлер, ножницы, карандаш, голубой и красный фломастер, шаблоны. |
«Бабочка» (оригами) | Познакомить детей с этапами работы над поделкой в технике оригами, развивать усидчивость, аккуратность в работе. | Цветная бумага (квадраты 10 х 10 см), клей, ножницы. |
«Одуванчиков поляна» | Закрепить умения и навыки по изготовлению цветов из бумажных салфеток, работать самостоятельно и в коллективе. | Бумажные салфетки, ватман, клей, цветная бумага, ножницы. |
Итоговая выставка | Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками. Привлечь родителей к подготовке выставки. |
Содержание занятий
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой, провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно – эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.
При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Ожидаемые результаты.
- дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- освоят навыки работы с ножницами и клеем;
- научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- научатся видеть не обычное в обычном предмете;
- разовьют мелкую моторику рук;
- разовьется поисковая деятельность;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- подготовится рука к письму.
Список использованной литературы.
- А.Бахметьев, Т. Кизяков «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. – 178 с.
- Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. – 85 с.
- Т.М.Геронимус «Работаем с удовольствием»
- С.И.Гудилина «Чудеса своими руками». – Спб.: «Просвещение», 2009. – 155 с.
- М.А.Гусакова «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128 с.
- М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками».
- С.О.Докучаева, Е.В.Вольнова «Капитошка дает уроки».
- Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир».
- Н.М.Конышева «Умелые руки».
- Н.М.Конышева «Секреты мастеров»
- М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».
- Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская».
Список детей
1.Брайт Настя
2.Бухряков Ваня
3.Зарипова Диана
4.Кравченко Вадим
5.Кузнецов Глеб
6.Коробков Кузьма
7.Стрельников Леша
8.Трифонов Макар
9.Чикинёв Вадим
10.Шалыгин Лёша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)
Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...
Рабочая программа кружка по художественно - эстетическому развитию "Волшебные ладошки"
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «ИЗОНИТЬ» для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию "Изонить" для детей 5-7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....
Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию «Умелые ручки» для воспитанников 4-5 лет
Данная методическая разработка способствует развитию индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадици...