Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
материал
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov_na_temu.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов на тему:
«Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Мочалкина Н.В., воспитатель Филипповского детского сада
Задачи:
- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
- Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Информационная часть.
- Проблема психологического здоровья
- Создание психологического комфорта в группах детского сада для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития ребёнка.
- Влияние стилей педагогического общения на психологический климат в группе.
Практическая часть.
- Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе и эмоционального благополучия ребёнка
- Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов.
- Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду».
- Обсуждение, подведение итогов.
- Информационная часть.
- Проблема психологического здоровья.
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Такие дети сложны для родителей, для педагогов. Но с другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей взрослые превращают в невротиков.
Почему важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? На этот вопрос можно ответить, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка
- появление страхов, тревожности, повышенной агрессии;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства; …..
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм, насилие)
Следовательно, психологическая комфортность необходима и не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде.
Поскольку мы оперируем двумя понятиями надо сказать, что психическое и психологическое здоровье - вещи разные как утверждает наука.
Психическое здоровье - стабильное и адекватное функционирование психики человека, основных психических функций человека - мышления, памяти и других. Совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Мне нравится определение «психического здоровья», данное Сенекой (римский философ, поэт, политический деятель, живший в I веке нашей эры – прим.ред.) «Психически здоровый человек должен быть максимально полезен многим людям; если это невозможно - то хотя бы немногим; если и это невозможно - то хотя бы своим ближним; а если даже это невозможно - то хоть самому себе!».
.Психологическое здоровье - это не только душевное, но и личностное здоровье. Психологическое здоровье –определяется как состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.
Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, которая занимается спектром вопросов организации психологической службы в системе образования. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах, т.е. психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.
Преступник психически здоров и ему инкрементируют что-либо, в обратном случае ему предстоит лечение. Ясно что морально-нравственные установки его далеки от идеала та самая этическая база , т.е психологически здоровым назвать его в любом случае нельзя.
Но надо сказать, что суть термина до сих пор не определена окончательно.
Обобщенный портрет психологически здорового ребёнка — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый ребёнок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребёнок берет ответственность на самого себя, его жизнь наполнена смыслом.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
- К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
- К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
- К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Вопросы о психологическом комфорте, о психологическом и психическом здоровье должны быть обращены в первую очередь к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.
- Создание психологического комфорта в группах детского сада для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития ребёнка.
Что такое комфорт?
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Мы можем говорить, что ребёнку комфортно в группе, если ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.
Составляющие эмоционального комфорта в группе детского сада
- Визуальный психологический комфорт
- Положительный психологический климат (атмосфера) в группе.
- Создание психологической защищённости.
Как создаётся визуальный психологический комфорт?
- картины;
- пейзажи, эпизоды сказок
- элементы фитодизайна
- украшение интерьера продуктами детской деятельности – галерея рисунков, аппликации.
При оформлении учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету.
Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого можно использовать такие пособия:
- азбука эмоций;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей.
Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.
Как создаётся положительный психологический климат (атмосфера) в группе?
Человек компетентный в общении, прежде всего устанавливает определённую атмосферу общения, которая помогает партнёру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «у нас хороший контакт» означает «мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу» Определённая атмосфера присутствует в общении не только 2-3 человек, но и характеризует общую обстановку в постоянной группе людей( семья класс коллектив трудовой) Группа детского сада в этом смысле не является исключением. Люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог ощутить атмосферу раскованности или замкнутости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, которая присутствует в группе
В группе детского сада атмосфера определяется
- отношением между воспитателями и детьми
- отношением между самими детьми
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата.
Мы обсуждали тему «Влияние воспитателя на межличностные отношения детей в группе» Знание статусного положения ребёнка в группе дает возможность выстроить правильно его отношения со сверстниками. После социометрического исследования такую информацию получили воспитатели старших групп.
- Влияние стилей педагогического общения на психологический климат в группе.
Говоря об отношениях между воспитателями и детьми, хочу напомнить о стилях педагогического общения, среди которых выделяют авторитарный, либеральный, демократический. Из изложенного в определениях можно сделать вывод: наиболее оптимальным и эффективным является демократический, именно он служит формированию сознательной дисциплины, творчества, познавательной активности. Именно он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе на занятиях во время других режимных моментов такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в познании не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении ребенка.
Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Что способствует созданию у ребёнка чувства психологической защищённости?
Ответ совершенно однозначный - устранение угроз психологическому здоровью.
Эта задача может решаться при тесном взаимодействии с семьёй.
Выделяют так называемую общую угрозу, т.е. она по своей природе и внешняя (приходит к ребенку извне), и внутренняя (ребенок принимает ее, что называется, близко к сердцу и она очень сильно на него влияет)– это информация.
Наиболее вредоносной психологи считают неверную информацию, иначе говоря, когда взрослые обманывают ребенка в его ожиданиях. Это может привести к психологическому срыву (например, чтобы успокоить, говорят, что мама скоро придет, и достигают обратного эффекта ребенок постоянно в состоянии напряженного ожидания).
- Практическая часть.
- Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе и эмоционального благополучия ребёнка.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель заинтересованный в создании психологического комфорта в группе заключается в том, чтобы проанализировать групповую ситуацию. Для этого необходим определённый диагностический инструментарий:
- Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
- Цветовая диагностика «Домики»
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в своей группе детского сада".
Чтобы педагогу понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники, можно предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада".
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
* Ребенок рисует только здание.
* Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
* Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест ` «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Цветовая диагностика «Домики» (Е.Ю.Фирсанова).
Данная диагностика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда.
Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребёнка к дошкольному учреждению….
Данная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагалось в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета. Были использованы следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».
После выбора домика с ребенком проводилась беседа:
– Кате нравится ходить в детский сад?
– Что Катя будет делать в детском саду?
– Что Кате больше всего нравится в детском саду?
– Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:
1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.
- Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов.
Прежде чем перейти рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.
Упражнение. «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с мамой ребёнка, постоянно нарушающего дисциплину. В беседе с ней вы говорили о воспитании, Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в саду». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.
Как снять неприятный осадок после такого разговора?
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, повторить: « Я собой очень горжусь, я на многое гожусь».
2. Подпрыгивая на правой, а потом на левой ноге, повторить: «Я добра и энергична и дела идут отлично».
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: « Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче»
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: « Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
5. Положив на лоб левую ладонь, а затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
6. Руки на бёдрах, делая наклоны туловищем вперёд-назад повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна».
7. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: « Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
8. сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получается так как надо».
- Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду».
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что
- Ребёнок вам ничего не должен. Вы должны помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.
- Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Психологические речевые настройки.
Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей либо после зарядки. Педагог с детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками.
Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление и проводится следующим образом. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т.д.». На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах; повторить 4—6 раз).
По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3—4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.
У детей первой и второй младших групп релаксация — это импровизированный сон с какой-либо игрушкой. К детям в гости приходит зайка, мишка или любой другой персонаж, играет или говорит с детьми и предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на коврики на спину, звучит колыбельная. Педагог говорит детям, что они не должны вставать, пока играет музыка и спит мишка, а то они его разбудят. Педагог подходит поочередно к детям, гладит мишку, ребенка и говорит, например: «Мишка спит и Маша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2—3 упражнения на дыхание: «Подуйте на мишку, а то ему стало жарко во сне». Мишка прощается и уходит. Продолжительность релаксации — от 1 до 3 минут.
Время для релаксации в течение дня определяет педагог. Ее можно проводить перед завтраком, перед занятиями, в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой и др.
Упражнения на саморегуляцию
Цель саморегуляции — снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. Старшим детям можно сказать, что необходимо научиться управлять собой. Дети располагаются произвольно (стоя, сидя) в зависимости от упражнения. Педагог дает название упражнению, рассказывает и показывает, как оно выполняется. Дети выполняют. Если упражнение знакомое и отработанное, то достаточно только назвать его. Продолжительность выполнения — 1— 2 минуты. В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности.
В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивания и т.д. В среднем и старшем возрасте в таких упражнениях задействуются все группы мышц.
Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д.), нарушением осанки и координации движений Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.
Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания - для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.
Заключение
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация
Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...
Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум для педагогов).
Обучение педагогов способам создания психологического комфорта в группах детского сада....
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Практикум для педагогов ДОУ для создания психологического комфорта в группе ДОУ...
Семинар-практикум на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Тема семинара:«Создание психологического комфорта в группах детского сада».Цель семинара:- Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.Задачи:сшир...
Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»...