Семинар-практикум на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
консультация по психологии
Тема семинара:
«Создание психологического комфорта в группах детского сада».
Цель семинара:
- Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:
сширение представлений об эмоциональных состояниях ребенка, формирование умения различать и понимать их;
- Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния;
- Совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;
- Закрепление материала и новых навыков работы по созданию психологического комфорта в группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_sozdanie_psihologicheskogo_komforta_v_gruppah_detskogo_sada.docx | 72.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 «Малышка»
Семинар-практикум
на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Подготовила:
Педагог-психолог
Ермолаева Т.А.
г. Элиста 2023
Тема семинара:
«Создание психологического комфорта в группах детского сада».
Цель семинара:
- Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:
- Расширение представлений об эмоциональных состояниях ребенка, формирование умения различать и понимать их;
- Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния;
- Совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;
- Закрепление материала и новых навыков работы по созданию психологического комфорта в группах детского сада.
Ход семинара
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас интересная тема семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада». Мне очень хочется, чтобы вы сегодня получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Для начала давайте проведем небольшое упражнение, которое называется «Разогревки - самооценки».
Это упражнение поможет нам снять напряжение и поможет создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта.
Я попрошу вас встать в небольшой круг.
Итак, сейчас я буду называть задания, а вы будете выполнять соответствующие действия, если посчитаете это нужным
(участвуют все педагоги).
Задания: (выполняется стоя в кругу)
- если вы считаете, что ваше положительное эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
- если вы умеете слышать хорошее, независимо от того, какие слова произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
- если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
- если вы знаете, что при обучении детей эмоции очень важны, кивните головой;
- если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
- если вы полагаете, что ваши эмоций зависят только от внешних обстоятельств, подмигните;
- если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
- если вы можете удивить знакомых необычным поступком, помашите рукой;
- если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
- если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, покачайте головой;
- если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников в детском саду зависят от Вашего состояния и настроя, потанцуйте.
Спасибо большое, присядьте, пожалуйста, на свои места.
Итак, что мы узнали из этого упражнения, что очень важен в повседневной жизни положительный эмоциональный настрой!, хорошо,
- А подскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (безопасность, спокойствие).
Психологический комфорт - это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Вот такую среду мы с вами должны создать для наших детей в детском саду.
Проблемы психологического здоровья на современном этапе.
Как мы знаем, здоровье человека это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье имеет огромное влияние на физическое состояние и зависит от огромного количества факторов.
Почему же столь важно сохранять психическое здоровье детей, и каким образом проявляются последствия (на Ваш взгляд) психологического дискомфорта для ребенка?:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- также психологические переживания часто переходят в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
- также психологические травмы, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде проявляются в виде: замкнутости, суицидальных наклонностей, проявления агрессивных поведенческих реакций зависимостей и др.
В настоящее время в связи с дефицитом культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, избыточная возбудимость.
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально неустойчивым поведением.
Воспитатели часто жалуются на таких детей: «что ребенок не слушается, говоришь родителям, а они тоже как будто не слышат, не видят».
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость.
Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых.
Давайте сейчас обозначим основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).
- радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
- злость (ярость, бешенство, негодование)
- страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
- удивление (изумление, интерес)
- грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия)
- спокойствие (умиротворение, смирение и т.п.)
И это еще не полный спектр эмоций. Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
А теперь далее давайте разберем интонации (упр. «Интонации»)
Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Давайте попробуем произнести слово «здравствуйте» в разных интонациях:
- Радостно
- Грустно
- Удивлённо
- Раздражённо
- Ласково
- Высокомерно
- Испуганно
- Хитро
- Обиженно
- С чувством радостного облегчения
Ну как у всех получилось передать эмоции?), Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем другое задание произнести один и тот же текст, но с разной силой голоса (произносится текст, те кто еще не говорил).
Упражнение «Произнесите текст».
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
- Шепотом.
- Волнообразно (громко, тихо).
- Как будто вы страшно замерзли.
- Как будто у вас во рту горячая картошка.
- Как маленькая девочка.
- С максимальной громкостью.
Отлично, что из этого следует?, что даже тональность голоса определяет настроение, поэтому так важно уметь управлять своим голосом, следить за интонацией (обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом).
Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций? (конечно же это взгляд).
Взгляд - один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Как вы думаете, каким может быть взгляд? Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Упражнение «Взгляд» (продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка):
*с радостью.
Как бы Вы хотели, чтобы на вас чаще смотрели?, конечно же когда, от человека идет теплый настрой (обсуждается значение взгляда в технике общения).
Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.
Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Именно от педагогов - зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, которое во многом зависит от создания психологического комфорта в группах, а создать благоприятную комфортную обстановку может только тот педагог, который очень бережно относиться, в том числе, к своему собственному психологическому состоянию.
Эмоционально - комфортное состояние ребенка в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий. И чтобы эмоциональное состояние педагогов гармонично балансировало, рекомендую некоторые упражнения – минутки для восстановления самочувствия (их я раздам в памятках):
Комплекс упражнений - минуток: “Как улучшить самочувствие” (выполняем по возможности).
- Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение затаите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее (5-6 раз).
- Минутная релаксация. Присядьте, закройте глаза, расслабьте уголки рта, улыбнитесь. Расслабьте плечи и сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела, максимально расслабляя его (немного отдохнув, около 1 мин.), делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, обнимаем себя за плечи.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
- Покиньте помещение, выйдите на улицу (если это возможно).
- Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
- Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
- Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.
- Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Люблю! ”
Рекомендации по созданию условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть нехватка внимания заботы и любви, в первую очередь от родителей.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего хочет ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.
Психологические речевые настройки и игры.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (да- хлопаем в ладоши, нет- машем руками)
Сильные руки бросаться в драку? (Нет-нет-нет!)
Добрые руки погладят собаку? (Да-да-да!)
Умные руки умеют играть? (Да-да-да!)
Добрые руки будут обижать? (Нет-нет-нет!)
Ласковые руки умеют лечить? (Да-да-да!)
Сильные руки будут дразнить? (Нет-нет-нет!)
Будем крепко мы дружить (Да-да-да!)
Игра «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (Дети поднимают руки вверх).
А также порадуемся улыбчивым лицам. (Улыбаются друг другу).
И всем, кто живет на этой планете, (Разводят руками).
«Доброе утро!» скажем мы вместе.(Берутся за руки).
«Доброе утро!»— маме и папе.(Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад).
«Доброе утро!» — останется с нами (хлопаем в ладоши ).
Игра «Узел дружбы»
Дети встают в круг. Педагог предлагает завязать узел дружбы: протягивает ладонь, дети кладут на нее свои ладошки, педагог накрывает их своей ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!»
Заключение:
И в заключении нашей встречи я хочу рассказать вам одну короткую притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Уважаемые коллеги, в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, хорошо и спокойно и радостно.
Спасибо за внимание!
Памятка - Рекомендации по созданию условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть нехватка внимания заботы и любви, в первую очередь от родителей.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего хочет ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.
Психологические речевые настройки и игры.
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (да- хлопаем в ладоши, нет- машем руками)
Сильные руки бросаться в драку? (Нет-нет-нет!)
Добрые руки погладят собаку? (Да-да-да!)
Умные руки умеют играть? (Да-да-да!)
Добрые руки будут обижать? (Нет-нет-нет!)
Ласковые руки умеют лечить? (Да-да-да!)
Сильные руки будут дразнить? (Нет-нет-нет!)
Будем крепко мы дружить (Да-да-да!)
Игра «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (Дети поднимают руки вверх).
А также порадуемся улыбчивым лицам. (Улыбаются друг другу).
И всем, кто живет на этой планете, (Разводят руками).
«Доброе утро!» скажем мы вместе.(Берутся за руки).
«Доброе утро!»— маме и папе.(Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад).
«Доброе утро!» — останется с нами (хлопаем в ладоши ).
Игра «Узел дружбы»
Дети встают в круг. Педагог предлагает завязать узел дружбы: протягивает ладонь, дети кладут на нее свои ладошки, педагог накрывает их своей ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!»
Комплекс упражнений – минуток (для педагога): “Как улучшить самочувствие”:
- Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение затаите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее (5-6 раз).
- Минутная релаксация. Присядьте, закройте глаза, расслабьте уголки рта, улыбнитесь. Расслабьте плечи и сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела, максимально расслабляя его (немного отдохнув), делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, обнимаем себя за плечи.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
- Покиньте помещение, выйдите на улицу (если это возможно).
- Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
- Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
- Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
- Чаще смотрите в зеркало и говорите себе «Люблю!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....
Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...
Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада
Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация
Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...
Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум для педагогов).
Обучение педагогов способам создания психологического комфорта в группах детского сада....
Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Практикум для педагогов на тему:«Создание психологического комфорта в группах детского сада»...