Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
картотека
Пальчиковая гимнастика будет служить хорошим помощников для подготовки к занятиям с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста | 76.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста, играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Озорные стихи и считалочки не только позволят вам весело проводить физкультминутки, но и помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Кроме радости и веселья, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Польза пальчиковой гимнастики для детей
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ІІ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоровительным и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока », «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоровительное воздействия.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тепа», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться.
Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Перечень пальчиковой гимнастики
Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нет наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки. | Дети вытягивают ручки вперед; показывают ручки; спрятали ручки за спину; опять показывают ручки. |
Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! | Сложить кулачки обоих рук. Дети бьют кулачками. |
Бабушка очки надела. И детишек разглядела. И детишки очки надели. Бабушку разглядели. | Дети подносят колечки к глазам; повторяют действия за воспитателем. |
Дождик, дождик, Кап да кап, кап… Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Пусть промокнут ножки. | Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап, кап…» |
5. «Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: «Пых, пых…» | Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых, пых…» |
6. «Надоели нам дожди» Дождик, дождик! Подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил. | Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» |
7. «Ладушки, ладушки» Ладушки, ладушки, Пекла мама, оладушки, Маслом поливала, Деткам давала: «На-на-на» | Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» |
8. «Рыбки» Рыбки весело резвятся. В чистой тепленькой воде. То сожмутся, Разожмутся, То зароются в песке. | Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста. |
9. «Ноги ходят по дороге» Большие ноги шли по дороге. Топ- топ- топ. Маленькие ножки, Побежали по дорожке. Топ – топ - топ. | Четыре пальца правой руки дети постукивают по левой руке, повторяют текст за взрослыми. |
10. «Еду к деду, еду к бабе» Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровненькой дорожке, На одной ножке «Гоп - гоп - гоп» | Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми: «Гоп -гоп - гоп» |
11. «Катя гуляет» Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет «Топ- топ- топ» | Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова: «Топ - топ - топ» |
12. «Белка» Я – белка в шубке меховой, Пушистый хвост – Помощник мой, Он помогает мне скакать Везде успею побывать. «Прыг - скок, прыг - скок» | Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяют слова за взрослым: «Прыг - скок, прыг - скок» |
13. «Пришла весна» Как на лугу, лугу, По зеленому лугу Разливается вода, Расстилается трава, Расстилается трава, Трава шелковая. | Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста. |
14. «Капуста» Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту жмем, жмем. | Движения ладонями вверх, вниз; поглаживание подушечек пальцев; потираем кулачок о кулачок; сжимаем и разжимаем кулачки. |
15. «Лошадки» По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки «Чок - чок - чок» «Чок - чок - чок» Скачет резвый табунок. | Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «Чок - чок, чок - чок» |
16. «Хоровод среди цветов» Хоровод среди цветов, Вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов Водим, водим хоровод. | У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
17. «Колокольчики» Динь - динь, динь - динь Дни подряд Колокольчики звенят. «Динь - динь, динь - динь» | У ребенка в ладонях грецкий орех. Круговыми движениями кистей рук ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
18. «Будем пальчики считать» Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать. Крепкие и дружные Все такие нужные. На другой руке опять Пальчики быстрые Хотя не очень чистые. | Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста...
Игровой тренинг для родителей "Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста"
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.Задачи:стремиться устано...
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста
Для всестороннего развития малыша, пальчиковая гимнастика необходима детям....
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 летКулачокЭтот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)Этот пальчик — длинненький, (за...
Картотека для педагогов и родителей «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА для детей раннего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....
Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.
Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста...
Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста
Картотека на учибный год, для детей раннего возраста....