Игра в младшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (младшая группа)
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Важным деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра в младшем дошкольном возрасте.»
«Инструменты работы педагога в информационной среде учреждения»
Семенова Екатерина Геннадьевна
ДОУ №50
воспитатель
Санкт-Петербург
2018г.
Оглавление
Игра как основной вид деятельности 3
1.3 Дидактическая игра и игра-экспериментирование 6
Введение
Дошкольный возраст ребенка является уникальным и решающим периодом развития.
Именно в это время закладываются основы личности, т.к. активно развиваются различные виды самостоятельной деятельности малыша. У него развивается речь, воображение, творчество и познание мира. Все эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфически детской деятельности. Наблюдения показали, что игры, возникающие по инициативе самого играющего, всегда связаны своим содержанием с той или иной стороной действительности, знакомой ребенку по его прежнему опыту.
В игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления. И самое главное они порождают мотивы новых видов деятельности ребенка. Общеизвестно из народной педагогики, что «не доигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра в дошкольном детстве имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.
Игра самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду (в течение всего дня):
- Хороводные и имитационные игры,
- Игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение,
- Игровые моменты во время умывания,
- Приема пищи,
- Сборов на прогулку,
- Повышают интерес детей к режимным моментам.
Все это способствует развитию активности и самостоятельности ребенка.
Игра как основной вид деятельности
Для развития игровой деятельности задачи воспитателя состоят в том, чтобы:
- Развивать игровой опыт каждого ребенка.
- Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.
- Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Игры в младшем дошкольном возрасте подразделяется:
- Сюжетная игра,
- Игра-драматизация,
- Дидактическая игра и игра-экспериментирование,
- Подвижная игра,
- Игра-имитация (ее можно отнести как особый подвид театрализованной и подвижной игры).
Во всех видах игр в младшем дошкольном возрасте используется фольклор.
1.1 Сюжетные игры
В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер (предметная игра). В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»). Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Для младшего дошкольного возраста характерным мотивом в игре служит воссоздание эмоционально значимых ситуаций и действий значимых взрослых, а также желание общаться.
Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно – образные (куклы, фигурки животных), предметы игрового обихода (кукольная посуда, мебель и т. д)
Проявление интереса к разнообразному содержанию сюжетных игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок.
Постепенно сюжетная игра усложняется, у детей появляется потребность использовать в играх кроме игрушек предметы-заместители, атрибуты одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера). По побуждению воспитателя использование развертывание игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача).
Дети начинают освоение способов игрового общения со сверстниками в паре, в малой группе: элементарно договариваться о совместных действиях («Давай катать машинки», «Давай кидать мяч»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»).
Участие в создании построек из разных деталей (игровые модули, крупный строитель, коробки, стульчики): автобусы, поезда. Поддержка желания использовать простейшие постройки в игровом сюжете, развития сюжета при помощи постройки («Кукла смотрит из домика, выходит гулять по дорожке, садится на скамейку»).
1.2 Игра-драматизация
Основные направления развития игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей. Развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.). Качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому и эстетическому развитию детей.
Особо хочется выделить, что детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивировкой поступков, действия чётко сменяют одно другое и дети охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Теремок", "Колобок", "Репка", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
1.3 Дидактическая игра и игра-экспериментирование
Совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками. Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму);
- Выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал;
- Различать «правильные» и «неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика).
При помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, начинать действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок «Умные тропинки»). замещать реальные предметы геометрическими фигурами.
Игры с песком и снегом:
- «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок);
- «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры);
- «Цветной снег» (дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры);
- «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек).
Игры с бумагой.
- «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими);
- «Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними);
Игры с тенью.
- Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.
1.4 Подвижная игра
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. При формировании у детей устойчивого навыка физических упражнений и потребности в движении мы опираемся на особенность дошкольников – эмоциональное восприятие окружающего.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей. В младшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от отобразительной игры к играм с правилами. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно.
С помощью взрослого он овладевает новыми, более сложными движениями. Изменение игровых ситуаций и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (пробежать между кеглями, не свалив ни одной; обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает малышу трудно выполнить какое – либо движение на глазах у всех, а в процессе игры, подражая действиям своих товарищей и увлеченный сюжетом, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Кроме того педагогам необходимо обратить внимание на фольклор. С помощью фольклора взрослый легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. Благодаря своей ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности фольклор позволяет включить детей в активную деятельность.
1.5 Игра - имитация
Участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя: наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты, автомобили, комарики и пр., отражение характерных действий («Мы — мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики»).
Самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки, выполнение различных движений под музыку: скакать как лошадки, летать как бабочки. Создание игровых образов в соответствии с разным настроением музыки, ее темпом: изображать неуклюжих медведей, веселых зайчиков, птиц, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером.
Участие в совместных со сверстниками играх-имитациях, поддержка проявлений воображения и творчества: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы, веселые и грустные бабочки и т.
Заключение
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Важным деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игр. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра станет средством самовыражения и самореализацию, и самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет разных видов игровой деятельности
Список источников
- Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М.: Педагогика, 1994. - С. 41- 59.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Просвещение, 1975. - 226 с.
- Николаичева А.П. Инсценировка литературных произведений // Дошкольное воспитание, 1980. - №10. - С. 31-34.
- Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. - 1983. - №7. - С. 18-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры для младшего дошкольного возраста
Две пальчиковых игры для детей от 2х до 3х лет....
Подвижные игры для младшего дошкольного возраста
Подборка игр для младшего дошкольного возраста....
Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ре...
Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста.
Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста....
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте по дисциплине: Дошкольная педагогика
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Из...