« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
проект (средняя, старшая группа)
Познавательное развитие детей через предметно - развивающую среду группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_predm.docx | 61.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта. « Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Вид проекта. Практико-ориентировочный.
Продолжительность. Долгосрочный - 2 года
Участники. Воспитатели группы, родители воспитанников.
Введение
Актуальность проблемы
В группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Вместе с тем, содержание предметно-развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект. Присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Поэтому и предложила совместными усилиями дополнить ее.
Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и сохранять тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент, который является частью формируемой участниками процесса основной образовательной программы детского сада.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Для того чтобы сформировать у детей эти чувства, была определена цель этого проекта.
Проблема недостаточного оснащения предметно-развивающей среды – из этого следует малоэффективное создание условий для всестороннего развития дошкольников.
Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Для решения данной проблемы творческой группой был разработан проект «Маленькая страна» по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии ФГОС.
Цель. Создать условия для всестороннего развития личности через организацию предметно развивающей среды, направленные на реализацию национально-регионального компонента.
Или Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Задачи.
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. И самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.
2.Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной.
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды.
5.Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
6. Приобщение к особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней через организацию предметно- развивающей среды.
Методы и формы работы
С воспитанниками. Детское экспериментирование, беседы, рассматривание иллюстраций, творческие занятия, игровые методы, практические
С родителями. Анкетирование, консультации, беседы, круглый стол, рекомендации.
Активное вовлечение родителей в развитие предметно-развивающей среды.
Виды деятельности. Работа с родителями, работа с детьми.
Планируемые результаты. Пополнить игровые и познавательные центры игровым оборудованием, демонстрационным материалом, дидактическими пособиями для детей, нестандартным оборудованием, создать комфорт и уют в группе.
Ожидаемый результат.
Предметно-развивающая среда в группе детей должна стать комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она станет гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей. Использование особых стилевых решений, инновационных пособий поможет снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна
Подбор и изучение литературы по теме проекта
Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта
Создание творческой группы.
Составление плана работы
Основной этап
Обогащение предметно-развивающей среды
Активизация работы с детьми и родителями
Заключительный этап
Итоги реализации проекта.
1.Повышение уровня участия семей воспитанников в мероприятиях, акциях и других творческих делах группы.
2.Привлечение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и пособий.
3.Пополнение игровых и познавательных центров игровым и учебным оборудованием.
4.Обобщение результатов работы в форме презентации на педагогическом совете
Пояснительная записка
Организуя предметно-развивающую среду, следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в своё время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...», рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие детьми ранее виденного, создают новые впечатления и образы. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. Организация предметно - пространственной среды группы с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна создаваться также с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению развивающей предметно-пространственной среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Приступая к оформлению групповых помещений, упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики. Итак, обязательно учитываем: возрастные особенности , интересы, потребности детей. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.
Развивающая предметно-пространственная среда должна создаваться также и с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Она должна быть « центром Вселенной» детской деятельности. В такой среде дети должны чувствовать себя уверенно и комфортно, они активны и конструктивно деятельны, способны передавать друг другу игровой и учебный опыт, помогают друг другу развиваться в социальном и интеллектуальном плане, умеют организовать себя и других, согласовывая свои желания и действия, находят компромиссы. Среда предполагает игровой характер обучения. Игра есть средство познания действительности и рассматривается как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка. среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.
Работа по организации предметно – развивающей среды, направленной на реализацию национально-регионального компонента проходит в следующих направлениях: работа с родителями; работа с детьми.
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
игровых зон;
зон уединения;
современных игрушек;
развивающих игр;
дидактического и демонстрационного материала;
материала для продуктивной деятельности;
атрибутики для творческой деятельности;
центр экспериментирования;
уголка природы;
фонотеку, видеотеку;
спортивного инвентаря и оборудования и т. д.
Все это с учетом познавательной направленности.
Подготовительный этап
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна | воспитатели | |
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными стандартами, предъявляемыми нормативными документами, мониторинг РППС. | Воспитатели, родители | |
Изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах | Воспитатели, родители | |
Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта | Воспитатели, родители |
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ
1. Постановление “Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»” № 26 от 15 мая 2013 г.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандартадошкольного образования».
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс».
4. Интернет ресурсы.
Основной этап
Мониторинг развивающей пространственно-предметной среды
сроки | центры | Основное предназначение | Оснащение |
Групповая комната |
|
| |
Приемная комната (раздевалка) |
|
| |
Центр двигательной активности |
|
| |
Центр экспериментирования и экологии |
|
| |
Центр конструирования |
|
| |
Центр разви-вающих игр |
|
| |
Центр сюжетно-ролевых игр |
|
| |
Центр безопасности» |
|
| |
Центр патриотический и краеведения |
|
| |
Центр книги и развития речи |
|
| |
Центр театрализованной деятельности |
|
| |
Центр изобразительной деятельности |
|
| |
Музыкальный центр |
|
|
План работы над проектом
Сроки | Работа с родителями | Работа с детьми | Цель мероприятий |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Как играют наши дети?» | Определить круг конкретных игровых интересов и предпочтений детей | |
Сентябрь | Круглый стол «Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость?» | ||
Октябрь | «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения»-консультация для родителей | Конкурс детских рисунков «Детский сад, в который я хотел бы ходить» | Заглянуть на проблему создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды глазами ребенка |
Ноябрь | «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»- консультация для родителей | ||
Ноябрь – декабрь | Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта |
Основной этап
Сроки | Центры ПРС | Совершенствование предметно-развивающей среды | Работа с родителями | Работа с детьми |
Центр двигательной активности | Мячи для метания, резиновые мячи, массжные мячи, флажки, мешочки с песком, ленточки, косички, платочки. Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия в различных вариантах и профилактики осанки. Ростомер Массажные рукавички и др. | Консультация для родителей "Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности".«Игры, которые лечат» | Игры и игровые упражнения для профилактики плоскостопия и осанки используя нестандартное оборудование. | |
Центр развивающих игр | Пополнить: лото, дидактические игры, кубики, пазлы (крупные, средние, мелкие), домино, шашки, шахматы, настольно-печатные игры для развития мыслительной деятельности | Приобретение познавательных и развивающих игр | Соревнования в шашки, домино. Игра своими руками. | |
Июнь | Центр безопасности | Дидактические игры по ПДД, игровой стол по ПДД, наглядно-иллюстрационный материал по безопасности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, , дорожные знаки: наглядные и переносные, модель светофора) Тематическая кукла «Полицейский» Детская художественная литература по тематике безопасности и дорожного движения | Участие родителей и детей в конкурсе «Безопасность на воде» Консультация для родителей в информационном уголке Привлечь родителей к созданию буклетов по безопаснсти | Детские рисунки по данной тематике НОД «Один дома», «Спички детям не игрушка». Игры и игровые ситуации по безопасности |
В течение всего проекта | Центр экспериментирования и экологии | Картотека игр по экспериментированию, опытов, схемы наблюдения за ростом растений Формы для льда, цветные прозрачные стекла, Микроскоп, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложечки, резиновые груши, перчатки Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), различного объема и формы Природный материал: коллекция камней, почвы, шишек, ракушек, семян, крылатки Пополнить дидактическими играми, лото, домино, демонстрационный материал, дидактические пособия, схемы, посадить комнатные растения с учетом возраста детей. Природный и бросовый материал. Материал для исследовательской деятельности детей. Паспорт цветов , схемы ухода за растениями | Привлечь родителей к сбору природного материала и приобретение контейнеров для складывания материала | Загадки о животных – развивающая игра Настольно-печатные игры «Времена года», Загадки о животных», «Съедобные – несъедобные грибы» и др. Огород на окне – посадка растений и наблюдение за ними |
В течениие всего проекта | Центр театрализованной деятельности | Дизайн ширмы, игрушки для настольного театра (кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма мини комнаты, шкафчики) Пополнить куклами разные виды театра (би-ба-бо, теневой, настольный, ролевой и др Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Атрибуты для театра: венчки, веточки, снежинки и др. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи). Короны, мордовские кокошники Магнитофон. Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей. Декорации для инсценирования сказок. Различного вида домиков. | Изготовление родителями масок сказочных героев для постановки сказок Театрализованный досуг для родителей «В гостях у сказки». Пополнение новыми персонажами все виды тетров. | Драматизация сказок, используя различные виды театров, режиссерские игры, мини сценки, пантомимы Подготовка мордовской народной сказки «Как собака друга искала» для показа для родителей. Различные импровизированные сюжеты с персонажами театральных кукол и др |
Центр изобразительной деятельности | Пополнить раскрасками, альбомами, губки, штампы, тампоны, доски для рисования мелом, магнитная доска, трафареты для рисования, образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных, наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы», портреты художников, архитекторов, скульпторов, скульптуры малых форм Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п. | Консультация для родителей «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе».Участие в конкурсах рисунков, поделок. | Тематические выставки детских работ. | |
Музыкальный центр | Пополнить музыкальными инструментами:колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, , бубен, губная гармошка, металлофон и др. Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, снежинки, веточки и др.) Аудизаписи «звуки леса, природы» Музыкально-дидактические игры Аудиокассеты с записью детских песенок, а также классической музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др. | Активное участие родителей в приобретении атрибутов для проведения мероприятий | Развлечения, досуги, календарные праздники. | |
Центр патриотический и краеведения | Куклы в национальных костюмах – народов Поволжья Рукоделие (вышивка, ткачество, вязание Атрибуты разных народных праздников (кулич, ангел, жаворонок, сухая березовая ветка и др. Картотека русских и народных игр, мордовские подвижные игры Фотографии, иллюстрации с изображением города, просторы Мордовии. Символика России и Республики Мордовия Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды мордовского народа. Иллюстрации: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Мордовии», Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Образцы декоративно-прикладного искусства мордовского народа. Приобретение иллюстрированых книг: «Саранск столица Мордовии», «Древняя Мордва», «Художник радости Федот Сычков» Буклет «Мордоское народно-прикладное творчество» Иллюстрации - Памятники воинам Великой Отечественной войны Мордовии», «Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны». Предметы одежды и быта мордовского народа. Аудикассеты мордовского фольклора | Участие родителей в конкурсе «Кукла в национальном костюме» Конкурс «Обереги» Участие родителей в конкурсе «Пасхальная мастерская» Помощь родителей в распечатке мордовского орнамента и в заготовке кокошников для импровизации мини-представления «Утварь наших предков» в ходе месячника «Мордовская кухня». Участие родителей в конкурсе «Бабань парь» «Комнатные растения в интерьере группового помещения» - консультация для родителей | Рассматривание альбома: «Просторы Мордовии». Рассматривание иллюстрированной книги «Наш город».
«Животные и растения родного края» рассматривание иллюстраций Открытый просмотр завтрака в рамках тематики недели «Мордовская кухня» | |
Центр книги и развития речи | Пополнить новыми книгами, приобрести познавательные тетради для речевого развития детей, прописи. Дидактические пособия по развитию речи, тематические буклеты, серии тематических картинок, серия предметных и сюжетных картинок. Тематические энциклопедии Портреты писателей, магнитная азбука Схемы для пересказа произведений Настольно-печатные игры по развитию речи « | Консультация для родителей. «Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие дошкольника». Беседа «Организация предметно- развивающей среды по развитию речи с учетом ФГОС». | Чтение сказок, рассказов; рассматривание картин, иллюстраций. Обыгрывание новых игр. Загадки, беседы, заучивание и рассказывание стихотворений. | |
Центр сюжетно-ролевых игр | Приобретение контейнеров для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Почта», «Семья», «Больница», «Магазин». Обновить шкаф для сюжетно ролевой игры «Больница» Приобрести новый стол для игры «Семья» Контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Ателье» Наборы столовой посуды (большого размера)
| Консультация для родителей «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Открытый просмотр для родителей «Как играют наши дети» | Игры «Парикмахерская», «Почта», «Семья», «Больница», «Магазин», «Ателье» и др. | |
Центр конструирования | Набор фотографий с достопримечательностями родного поселка Демонстрационные картинки со строительными профессиями Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников) Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога Конструкторы с разными способами крепления. Конструкторы «Лего», «Томик» Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.). Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль. | Консультация для родителей «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Приобретение мелкого деревянного конструктора «Томик», «Лего» | Строят игрушки из строительных наборов. Делают поделки из бумаги, различных коробок и природного материала. Сооружении построек к игре «детский сад с участком», «зоопарк», «вокзал», «корабль для путешествий. и т. д. |
Заключительный этап.
Презентация проекта « Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...
Новые идеи по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Учитывая требования ФГОС ДО, проблема развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день является наиболее актуальной и острой. Связано это с недостаточным финансированием, нежеланием по...
« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Предметно- развивающая среда дает возможность наиболее эффективно развивать познавательные способности детей, индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов в познавательной деятельности....
Презентация« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
При создании предметно - пространственной среды необходимо учитывать интересы детей и их склонности к познавательной деятельности....
Презентация« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Предметно-пространственная среда в познавательном развитии детей...
Презентация « Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Развитие познавательных способностей детей через предметно-развивающую среду...