« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
статья
Предметно- развивающая среда дает возможность наиболее эффективно развивать познавательные способности детей, индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezent_prem._raz._sreda_3_-_kopiya.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Слайд1-3
Насыщенная предметно – развивающая среда является основой формирования личности ребенка и источником его знаний. Недостаток материала затрудняет развитию познавательных интересов детей.
Таким образом, возникает противоречие: создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
С проблемой оснащения РППС мы вышла на родителей. Для родителей провели круглый стол «Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость?», где ознакомили их с необходимостью создания предметно-развивающей среды.
Определили, что ПРС должна содержательно-насыщенной.
Определили, что необходимо обратить внимание на познавательно – исследовательскую деятельность «Центр экспериментирования и экологии» и пополнить их объектами для исследования. Особо обратить внимание на «Центр патриотического воспитания», в направлении национально – регионального компонента, «Центр безопасности». А также на центр театрализованной деятельности и центр «Библиотека» .
Для решения данной проблемы был разработан проект по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.
Целью данного проекта является: создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать познавательные способности, индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности познавательной деятельности.
Задачи проекта:
1.Разработать методы, приемы и средства, позволяющие создавать развивающую предметно - пространственную среду, как стимул познавательной деятельности.
2.Способствовать возникновению поискового поведения у воспитанников, самостоятельного познания окружающего мира путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.
3.Организовать развивающую среду для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах детской деятельности.
Работа велась в несколько этапов.
Этапы реализации проекта
I этап - организационный
Цель: углублённое изучение проблемы.
2 этап - реализация проекта
Цель: наполнение среды
Привлечение родителей в процесс: оказание помощи в реализации задач.
3 этап - обобщающий
Цель: дать качественную оценку проведённой работы.
Презентация проекта
Продуктом нашего проекта является пополнение наших центров современными игрушками, развивающими играми, дидактическим и демонстрационным материалом, материалом для продуктивной деятельности
По мнению многих педагогов, одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир, является экспериментальная деятельность. Ребенок – прирожденный исследователь, поэтому важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов.
Слайд4
1.Работу по решению данной задачи начали с пополнения центра «Центра экспериментирования и экологии»
Основные задачи: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, развитие исследовательской деятельности детей, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы.
Слайды 5-8
В ходе проектной деятельности совместно с творческой группой родителей центр был оснащен картотекой игр по экспериментированию, опытов, схемы наблюдения за ростом растений. Пополнили дидактическими играми, лото, домино, демонстрационный материал, дидактические пособия, посадили комнатные растения с учетом возраста детей. Паспорт цветов, схемы ухода за растениями, буклеты, настольно- печатные игры.
Наполняяя центры пособиями и материалами, соблюдали следующие условия: обеспечение свободного доступа к пособиям и наличие условий как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.
Слайд 9-11
Приобретены формочки, микроскоп, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, компас, бинокли, магнит. Собраны коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
Разнообразные сосуды из различных материалов. Природный материал.
Соблюдая следующие условие: положительное отношение и интерес к материалу.
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, использую различные методы. Утром или вечером выкладываю знакомые детям материалы: магниты, камушки, ракушки, и незнакомые, необычные (веточки, кору, фантики, винтики, пробки и др.).
Слайды12-14
Прошу детей подумать, что можно с этим сделать, предлагаю самостоятельно поэкспериментировать. Результатом в данном случае становится получение новой информации о свойствах предметов, возникновение различных способов действий с ними, а вместе с этим и повышение поведенческой активности ребенка. Весь материал многофункционален. С природным материалом мы можем провести не только исследовательскую деятельность, но и посчитать камешки, смоделировать из них разные геометрические фигуры. Диапозон материала высок, и способствует познавательному развитию детей.
Слайд15-17
Наш веселый огород хорошая экспериментальная площадка для детей. Наблюдаем, изучаем, познаем.
Слайды 18-23
2.Центр безопасности.
Задачи центра безопасности: знакомство с правилами дорожного движения безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения. Совместными усилиями родителей центр по безопасности был насыщен следующим материалом: кукла полицейский, приобретен стол по ПДД, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, настольно печатные и дидактические игры, дидактические пособия по безопасности , атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка, средний транспорт, макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели, небольшие игрушки (фигурки людей, животных). Разработана картотека дидактических игр по безопасности. По пожарной безопасности приобрели картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме.
Макет дорожного полотна, выполненный родителями, прекрасно дополняет наш центр. Так же в этом центре есть настольно – печатные игры по безопасности, как покупные, так и сделанные своими руками. Методическим материалом этого центра пользуемся при проведении занятий, сюжетно-ролевых игр, при проведении досуговых мероприятий. Особенно активно используют этот центр дети в свободной деятельности. Разыгрывают свои игры, вспоминают и повторяют те игры, которые проводились на занятиях.
Слайды 24-32
4. Центр театрализованной деятельности
Пополнили куклами разного вида театра (би-ба-бо, теневой, настольный, ролевой, пальчиковой и др.) Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Магнитофон, удиокассеты с записью музыки для спектаклей.
Декорации для инсценирования сказок.
Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности не только речевого развития детей дошкольного возраста, но и познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности - разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль;
- с театральной терминалогией –костюмерная, роли, артисты, сцена, зрители и т. д.
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Слайды 33-42
4.Центр патриотического воспитания
Задачи центра - это обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями мордовского края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах,
профессиях.
С помощью родителей обновлены куклы в национальных костюмах – народов Поволжья. Предметы быта– это незаменимое “учебное пособие”, которое дети могут потрогать, пощупать и ощутить. Рукоделие (вышивка, ткачество, вязание), поделки своими руками. Атрибуты разных народных праздников (кулич, ангел, жаворонок, сухая березовая ветка и др.).
К определенным народным праздникам организовываем выставки: празднование пасхи, День Победы, Масленица и др.
Картотека русских и народных игр, мордовские подвижные игры. Фотографии, иллюстрации с изображением города, просторы Мордовии. Символика России и Республики Мордовия.
Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды мордовского народа. Иллюстрации: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Мордовии». Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Образцы декоративно-прикладного искусства мордовского народа. Приобретение иллюстрированных книг: «Саранск столица Мордовии», «Древняя Мордва», «Художник радости Федот Сычков». Буклет «Мордовское народно-прикладное творчество». Иллюстрации - Памятники воинам Великой Отечественной войны Мордовии», «Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны. Аудиокассеты мордовского фольклора. Весь этот материал используется на занятиях с детьми и в любые режимные моменты. Дети активно действуют в игровых уголках, где расположены предметы национальной культуры.
Слайды 43-46
5.Центр «Библиотеки» и развивающих игр» Основные задачи этого центра: развитие познавательной деятельности детей средствами детской художественной литературы, формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой, расширение представлений об окружающем мире.
Центр «Библиотеки» и развивающих игр» оснащён занимательным и познавательным материалом.
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, все в соответствии с возрастной группой.
Пополнили с помощью родителей: лото, кубики, пазлы, домино, шашки, шахматы, настольно-печатные игры для развития мыслительной деятельности.
В нем собраны тематические книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, просматривание иллюстраций к произведениям, тематические альбомы, речевые игры, буклеты. Дидактические пособия по развитию речи, тематические буклеты, серии тематических картинок, серия предметных и сюжетных картинок.
Тематические энциклопедии. Портреты писателей, произведения детских мордовских писателей.
Схемы для пересказа произведений. Настольно-печатные игры по развитию речи, игры и пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для развития фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных игр и упражнений, игры для развития связной речи. Настольно – печатные игры по развитию речи.
Слайд 47
6.Центр сюжетно-ролевых игр. Этот центр занимает большую часть групповой комнаты.
«Магазин», «Больница», «Парикмехерская», «Семья» является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно – ролевой игры. Именно в этих уголках в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которые дети будут учиться важнейшим социальным навыкам. Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослыми и сверстниками.
Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, так как в центрах материал находится в контейнерах, то дети могут перемещать все в пространстве группового помещения по желанию ребенка. Материал в течение недели обновляется, меняется, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Будайчиевой Р.Д.
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы "Лучик"...
Проектная деятельность как средство развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста.
Речетворческие способности дошкольников можно рассматривать как способность воспринимать ими художественные тексты и реализовывать свой креативный речевой потенциал....
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
Презентация« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
При создании предметно - пространственной среды необходимо учитывать интересы детей и их склонности к познавательной деятельности....
Презентация« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Предметно-пространственная среда в познавательном развитии детей...
Презентация « Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Развитие познавательных способностей детей через предметно-развивающую среду...