Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Татьяна Викторовна Богомолова

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Я и моя семья»

Подготовила воспитатель Богомолова Т. В.

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

обучающие

  1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
  2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
  3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

развивающие:

  1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
  2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
  3. Развивать двигательную импровизацию, непринужденность и артистизм в ходе выполнения движений.
  4. Продолжать развивать активность детей в играх.
  5. Сохранение и укрепление физического здоровья. воспитывающие:

1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

Оборудование: плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии (группы, ребенка и его родственников, мяч, куклы, словарь имен карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.

Ход занятия.

1 Организационный момент

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

А сейчас поиграем в игру:

Игра "Дин- дон"

 (воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)

Дин - дон, дин- дон, по улице ходил слон.

Ну, а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй:

-Как зовут котенка? кис-кис-кис

-Как зовут цыпленка? Цып - цып-цып

-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена).

2. В.: Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

  • Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
  • У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
  • Пройдемте к этому столу. ( на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)
  • Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
  • Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
  • Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
  • Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
  • Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
  • Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
  • Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)

  • Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра "Воротики"

(воротики сделаны из мягких модулей в виде арки)

В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество, (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

  • Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?

В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное

  • Гончаровы.

В фамилиях различных лиц Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисютин, Раков, Рыбаков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

  • И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
  • Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
  • А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

-Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

В.: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

Д/и "Угадай, где семья? "

  • Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
  • Почему вы думаете, что это семья?

В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Физминутка.

  • Что же за семья живет у нас в квартире? Встаем в круг.

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагают)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)

Всех могу пересчитать (шагают)

Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)

Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево, (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

  • Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
  • Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
  • Как называется дерево? Что мы видим на нем?

В. : У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

  • Сколько у нас бабушек и дедушек?
  • Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
  • Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
  • И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

Игра « А ты мне кто?»

( Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает : « Я - мама, а ты мне кто?» Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос.).

После игры дети садятся на стульчики

В. :Сейчас мы с вами немножко поговорим о наших семьях : сколько в них человек, как их зовут, какие они? А делать мы это будем с помощью ленточек. Давайте сначала я расскажу о своей семье, а потом вы. Договорились?

- Вот синяя ленточка, она самая длинная - это мой папа Виктор  Владимирович. Он у меня высокий сильный, добрый. Это красная ленточка, немного короче. Это моя мама Валентина Ивановна. Она ласковая, заботливая, добрая.

Еще короче ленточка, желтая, это я.  А самая короткая - зеленая - это мой младший брат Олег. Вот такая у нас дружная семья.

- Ну, кто первый начнет? (рассказы детей 3-4 человека)

Молодцы! Очень интересные рассказы получились.

А теперь поиграем в игру, которая называется

« Радостно - грустно».

Я назову поступок, который может произойти в любой семье. Если поступок хороший, вы прыгайте и хлопайте, а если плохой, то шагайте на месте, опустивши голову вниз. Все поняли условия игры? Ну тогда начнем. Будьте внимательны:

  • Вы помогли маме вымыть посуду;
  • На прогулке испачкали куртку;
  • Убрали за собой игрушки;
  • Заботитесь о бабушке, когда она приболела;
  • Подрался с братом;

Помог папе в хозяйственных делах.

Молодцы! Были внимательны.

Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была счастливая и крепкая семья.

3. Итог.

Наша экскурсия подошла к концу.

  • Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
  • Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
  • А что такое семья?
  • Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. И на память о нашей экскурсии работники музея подготовили вам сюрприз. Вот такие деревья с пустыми окошками, чтобы вы смогли сделать генеологические деревья своих семей. Каждый из вас принес фотографии своих родственников и сейчас в группе вы приклеите их на эти деревья. А из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели, какие у нас дружные семьи.

- Что мы скажем за такие хорошие подарки?

- Молодцы

- Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья".

Конспект занятия включает в себя цель, задачи, материалы и оборудование, содержание образовательной деятельности....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

конспект заняти по приобщению детей к скмейным ценностям...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Моя семья"

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье.Задачи: Расширить представление детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, закреплять умение рассказывать о семье. У...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья"...