Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_ya_i_moya_semya.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Я и моя семья»
Подготовила воспитатель Богомолова Т. В.
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
обучающие
- Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
- Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
развивающие:
- Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
- Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
- Развивать двигательную импровизацию, непринужденность и артистизм в ходе выполнения движений.
- Продолжать развивать активность детей в играх.
- Сохранение и укрепление физического здоровья. воспитывающие:
1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.
Оборудование: плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии (группы, ребенка и его родственников, мяч, куклы, словарь имен карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.
Ход занятия.
1 Организационный момент
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
А сейчас поиграем в игру:
Игра "Дин- дон"
(воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг)
Дин - дон, дин- дон, по улице ходил слон.
Ну, а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй:
-Как зовут котенка? кис-кис-кис
-Как зовут цыпленка? Цып - цып-цып
-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена).
2. В.: Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
- Пройдемте к этому столу. ( на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.
(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра "Воротики"
(воротики сделаны из мягких модулей в виде арки)
В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество, (дети называют и проходят, садятся на стульчики)
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?
В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное
- Гончаровы.
В фамилиях различных лиц Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисютин, Раков, Рыбаков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
-Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)
В.: Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)
Д/и "Угадай, где семья? "
- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
- Почему вы думаете, что это семья?
В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)
Физминутка.
- Что же за семья живет у нас в квартире? Встаем в круг.
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагают)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)
Всех могу пересчитать (шагают)
Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)
Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)
Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)
В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево, (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)
- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
- Как называется дерево? Что мы видим на нем?
В. : У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?
Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.
- Сколько у нас бабушек и дедушек?
- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
Игра « А ты мне кто?»
( Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает : « Я - мама, а ты мне кто?» Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос.).
После игры дети садятся на стульчики
В. :Сейчас мы с вами немножко поговорим о наших семьях : сколько в них человек, как их зовут, какие они? А делать мы это будем с помощью ленточек. Давайте сначала я расскажу о своей семье, а потом вы. Договорились?
- Вот синяя ленточка, она самая длинная - это мой папа Виктор Владимирович. Он у меня высокий сильный, добрый. Это красная ленточка, немного короче. Это моя мама Валентина Ивановна. Она ласковая, заботливая, добрая.
Еще короче ленточка, желтая, это я. А самая короткая - зеленая - это мой младший брат Олег. Вот такая у нас дружная семья.
- Ну, кто первый начнет? (рассказы детей 3-4 человека)
Молодцы! Очень интересные рассказы получились.
А теперь поиграем в игру, которая называется
« Радостно - грустно».
Я назову поступок, который может произойти в любой семье. Если поступок хороший, вы прыгайте и хлопайте, а если плохой, то шагайте на месте, опустивши голову вниз. Все поняли условия игры? Ну тогда начнем. Будьте внимательны:
- Вы помогли маме вымыть посуду;
- На прогулке испачкали куртку;
- Убрали за собой игрушки;
- Заботитесь о бабушке, когда она приболела;
- Подрался с братом;
Помог папе в хозяйственных делах.
Молодцы! Были внимательны.
Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была счастливая и крепкая семья.
3. Итог.
Наша экскурсия подошла к концу.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
- А что такое семья?
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. И на память о нашей экскурсии работники музея подготовили вам сюрприз. Вот такие деревья с пустыми окошками, чтобы вы смогли сделать генеологические деревья своих семей. Каждый из вас принес фотографии своих родственников и сейчас в группе вы приклеите их на эти деревья. А из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели, какие у нас дружные семьи.
- Что мы скажем за такие хорошие подарки?
- Молодцы
- Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья".
Конспект занятия включает в себя цель, задачи, материалы и оборудование, содержание образовательной деятельности....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»
Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»
конспект заняти по приобщению детей к скмейным ценностям...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Моя семья"
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье.Задачи: Расширить представление детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, закреплять умение рассказывать о семье. У...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья"...