Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
учебно-методический материал (средняя группа)

Домникова Ирина Вадимовна

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 222

ГБОУ Школа 222

                                                          ( СП д 14)

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

                                                                           

                                                                        Воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории:

                                                                        Домникова Ирина Вадимовна.

                                              Москва 2016 год.

Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

Цель:

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

«В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка»

Уильям Блейк

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

 Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

 Внимания и усидчивости;

 Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

1. Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

От создания образа – к выбору средств выразительности.

Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими.

Прием – «обрывной». При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушисто, объемной и мягкой фактуры предмета.

«Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

«Отпечатки листьев». Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

«Мазковая живопись». Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.

«Рисование углем». Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной.

Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором тапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку».

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующим нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

«Тычок жесткой полусухой кистью».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Коллаж, пальчиковая живопись, рисование углем и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное отзанятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Сроки работы над проектом: октябрь 2016 г. – сентябрь 2017г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Октябрь 2016г – Февраль 2017г.

Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2017 г. – Март 2018 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками,составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2017 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Список используемой литературы:

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

8.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

«Развитие художественного творчества в условиях детского сада и семьи

через нетрадиционные техники рисования».

1.  Обоснование актуальности

На рубеже двух тысячелетий  происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образо вания проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творчес кого потенциала.

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного об разования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность обще ства в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригиналь ные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способ ных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Проблема творчества, развития творческих способностей личнос ти находится в центре внимания философии, педагогической психо логии, психологии мышления, теории обучения и воспитания.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (про дуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих спо собностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении твор ческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возни кает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать но вые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульпту рах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с де тьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребен ка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыка ясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творчес ком созидании».

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.

Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать ин терес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно исполь зовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, рас крывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуе мостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материала ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабывае мые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат  художественного творчества.

Цель:

Развитие у дошкольников художественного творчества  и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;
  3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные  техники рисования.
  6. Обеспечение участия воспитанников в кон курсном движении округа и города по развитию детского творче ства.  

Сроки реализации:   1 год       

Основное содержание и методы  реализации проекта

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап: 

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положен
  1. о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями:

1 этап:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  3. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей
  4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  • Разработка рабочей учебной программы по развитию художественного творчества     «Волшебные ладошки» на основе программы под редакцией Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники».
  • Разработка цикла заня тий с родителями и с воспитателями в рамках проекта,
  • Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок,
  • Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого      воображения.
  1. Организация работы по реализации проекта

2 этап:

  1. Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
  2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей
  3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее «В мире фантазии».

Реализация Проекта

  1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной дея тельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. На зываться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, ху дожественная студия.

Занятия может проводить педагог дополнительного образования в содружестве с воспитателями старших и подготовительных групп.

Специальное оборудова ние и мебель: столы-мольберты, переносные доски, полки, стелла жи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кас сетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, диапроектор с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационным материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методиче ские пособия, компьютер, снабженный  программой по рисованию.

Украсить интерьер студии  можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушка ми,   выставкой   авторских   работ   сотрудников   ДОУ   и   родителей предметами детского творчества.

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вату, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальную бумагу различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумагу цветную, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  кусочки разнообразных тканей. 

  1. Реализация Проекта через реализацию программы кружка по изобразительной деятельности

                                                      «Волшебные ладошки»:

1 этап -  На занятиях по рисованию  познакомить детей с техникой монотипии, сухого тычка, тиснения, тычкования, оттиска печатками, рисования пальчиками,  рисования ладошкой, черно - белого граттажа.

Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,

2 этап – Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3  этап – Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

  Перспективный план  программы по изобразительной деятельности

 «Волшебные ладошки»

Старший дошкольный возраст

               

Сентябрь

Тема занятий

Нетрадицион.

техника

Программное содержание

Оборудование

1

Летний луг

Восковые мелки,

акварель

Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка.

Учить по- разному использовать технику рисования мелками

Бумага ф.А4, поролон, восковые мелки, акварель.

2

Укрась вазу для цветов

Печать (печатками, по трафарету)

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.

Развивать чувство композиции

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках

3

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия, обведе ние ладошки и

кула ка

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ла дошка с сомкнутыми пальцами — боль шое крыло, кулачок — маленькое). Позна комить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гу ашь, кисть, простой каран даш

4

Ветка ряби ны

(с нату ры)

Рисование пальчи ками

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

Закрепить уме ние рисовать пальчиками,

 прием примакивания

(для листьев).

 Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь

(в том числе оранжевая и алая) в мисоч ках, кисти

Октябрь

  1

Осенние

листья

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы,. материал

для тиснения (предметы с различной фактурой), ват ман, гуашь, кисти

2

Осенний

пейзаж

Тычкование

Учить использовать в рисовании

жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции

Ватные палочки, краски, жесткие кисти

3

Астры или

георгины в вазе

 (с нату ры)

Пастельные мелки

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков) натюрморт.

Букет осенних цветов, листы бумаги цветные,

пастельные мелки

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Все имеющиеся в наличии

5

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания ли стьями.

Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Разви вать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гу ашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

Ноябрь

1

Я люблю пушистое,

 я люблю ко лючее

Тычок жесткой ки стью, оттиск ском канной бумагой, поролоном

Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках.

Учить отображать в рисунке облик животных

наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только чер ная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, эскизы, фотографии, иллюстрации

2

Первый снег

Монотипия. Рисо вание пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями

Закрепить умение изображать снег, используя ри сование пальчиками.

Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки,

3

Натюрморт из овощей

«Что нам осень пода рила?»

 (с натуры)

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверх ностью. Развивать чувство композиции

Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эски зы и картины (репродукции) с изображением натюрморта

4

Заиндевелое

дерево

Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционные техник.

Развивать чувство композиции и цвета.

Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги (20x20 см).

Декабрь

1

Животные, которых я сам приду мал

Все знакомые техники

Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник.

Развивать чувство композиции и цвета.

Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги, гуашь или фломастеры,

2

Елочка нарядная

Тычкование,

печатание, ватные палочки

Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки

Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм

3

Мои люби мые снежин ки (декора тивные)

Учить украшать тарелочки и подносы узо ром из снежинок различной формы и раз мера. Упражнять в рисовании концом кис ти.

Закрепить умение смешивать в мисоч ке белую гуашь с синей, фиолетовой.

Раз вивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, выре занные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с различ ными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных  техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Январь

1

Я в волшеб ном    еловом лесу

печать пороло ном по трафарету

Совершенствовать умение в художествен ных техниках печатания и рисования паль чиками.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

палочка для процара пывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампо ны, иллюстрации, эскизы

2

Филин

Тычок полусухой жесткой кистью

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Бумага формата A3, уголь, жесткая и мягкая кисти, чер ная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

3

4

Пингвины на льдинах

2-а заня тия

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге.

Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Закреплять умение выбирать самостоятель но технику и тему

белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

Февраль

1

Я в подводном мире

Тычкование,

ладошка,

пальчики.

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных  техниках. Закреплять умение выбирать самостоятель но технику и тему

Голубой или белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

2

Портрет  зимы

Мелки,

акварель,

черный маркер

Закреплять умение рисовать фигуру человека, украшать характерными деталями

Развивать чувство цвета

Лист формата A3, акварель, кисти, черный маркер,

иллюстрации

3

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Все имеющиеся в наличии

4

Веселый снеговик

Оттиск печатками, мятой бумагой

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину предмета.

Закрепить уме ние с помощью печатания передавать образ снеговика, передавать цвет. Развивать чувство композиции

Лист формата A3, гуашь, кисти, печатки, салфетки

Март

1

Открытка для мамы

(мамины  любимые цветы)

Печать по трафаре ту, рисование паль чиками

Учить украшать цветами и рисовать паль чиками открытку для мамы.

Закрепить умение пользоваться знакомыми техника ми для создания однотипных изображе ний.

Учить располагать изображения на листе по-разному

Лист формата A3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафарегы цветов, пороло новые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

2

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

 с материа лами,

необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Все имеющиеся в наличии

3

Подснежники

для моей мамы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов.

Учить с по мощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы,

4

Фрукты на блюде

(с натуры)

Мелки

 акварельные

Продолжать учить составлять натюр морт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различ ных

 частей, отображать эти признаки

 Упражнять в аккуратном за крашивании акварельными мелками фрук тов, создании созвучного тона с помо щью акварели

Фрукты или муляжи, тарел ка (блюдо), бумага формата

А4, акварельные  мелки  пастель, кисти, эскизы

Апрель

1

Моя воспитательница

Сангина,

угольный карандаш

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразитель ного образа человека.

 Закрепить умение передавать настроение человека в ри сунке. Упражнять в рисовании сангиной, угольным карандашом

Бумага различного формата, сангина,

угольный карандаш,эскизы

2

Звездное небо

Набрызг, печать поролоном по тра фарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.

Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помо щью данных техник

Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоно вый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эски зы, иллюстрации

3

Чудесный букет

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисо вания гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии

Бумага формата А4, A3, гу ашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в сво бодном экспериментировании с материа лами, необходимыми для работы в нетра диционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Май

1

Мое любимое дерево

Кляксография,

монотипия,

набрызг

Совершенствовать умения в данных тех никах. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выра зительного образа

Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, зубные щетки, гуашь

2

Березовая роща

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и аква релью.

Учить создавать выразительный образ березовой рощи.

 Развивать чувство композиции

Бумага формата A3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей,

3

Игрушки

По желанию

Закрепить умения продумывать располо жение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер форм и частей.

Совершенствовать умение использовать нетрадиционные приемы рисования для  повышения выразитель ности рисунка

Палитра для смешивания красок, салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 эскизы

4

В волшебном лесу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

 с материа лами,

необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Закрепить умение выбирать самостоятель но технику и тему

Все имеющееся в наличии

        Итог: Выставка детских рисунков «В мире фантазии».

                                                 

3. Система работы проекта

Работа с педагогами

Работа с родителями

Совместная деятельность родителей и детей

1. Консультации: 

Темы:

1. «Развитие творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения»

2. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

3. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Мастер - класс для воспитателей

(середина Проекта):

Тема:

1. «В волшебной стране»

3. Семинар – практикум

(середина Проекта):

Тема:

1. « Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Комплексные занятия с воспитателями:

Темы:

1.  «Что нам осень принесла».

2. «Зимушка-зима».

3. «В подводном царстве».

1. Консультации:

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»

2. «Развивайте творчество детей»,

3.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий  по рисованию»

2. Семинары – практикумы:

Темы:

1. «Обычные вещи,  необыкновенные превращения»

2. «В стране Вообразилии».

3. Беседа с элементами практикума   

Тема:

«Рисуя – играем».

Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие творческого воображения.

4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности

5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

1. Открытые занятия:

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «Мы с мамой»

2. «Вместе весело творить»

3. «Оч.умелые ручки»                  

2. Развлечения  по изобразительной деятельности

(1 раз в квартал):

Темы:

1. «В волшебной стране Рисовандии»

2. «КВН в стране красок»

3. «Семейная мастерская»

4. «Конкурс семейного творчества».

(в конце проекта)

3. Выставки рисунков

Темы:

1. «Ах, вернисаж»

2. «Волшебные ладошки»

3. «Животные, которых я сам придумал»

4. «Времена года»

 3.Выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее

Тема:

     «В мире фантазии».

4. Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения

для  использования  в свободное от занятий время, на прогулках и развлечениях.

Игры на развитие фантазии и образного мышления

Упражнения на развитие зрительного воображения

  1. Три краски
  2. Чернильные пятна
  3. Закончи рисунок
  4. Дорисуй кружок
  5. Портрет
  1. Чудо - юдо
  1. Что и как использовать?
  2. Волшебные очки
  1. Нарисуй с помощью фигур
  2. Чудесный лес
  3. Истории из мешка
  1. Быстрые превращения
  1. Рисунки на спине
  2. Я – уникальный
  3. Волшебный карандаш
  4. Придумай сказку
  5. Что снится дереву?

Ожидаемый результат реализации проекта:

Дети:

  1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.
  2. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.
  3. Участие в конкурсах и выставках детского творчества районного и областного характера.

Родители:

  1. Приобретение знаний для развития детского творчества.
  2. Участие родителей в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов.
  3. Научатся организации художественной деятельности в семейном кругу.

Педагоги:

  1. Расширение знаний о развитии детских творческих способностей
  1. Пополнение педагогических копилок.
  2. Разработка планов по развитию творческих способностей у детей.
  3. Создание в детском саду  медиатеки, включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видеокассет, дисков, мультфильмов для  развития творческого воображения и художественного творчества детей.
  4. Освещение результатов работы в средствах массовой информации, в газете детского сада «Содружество»; городской газете «Северная столица»; «Сахалинский нефтяник».
  5. Сотрудничество с краеведческим музеем в организации выставок рисунков и поделок детей и родителей.
  6. Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации Проекта

Диагностика на начало реализации Проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

  1. Самостоятельный выбор замысла рисунка.
  2. Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.
  3. Выбор техники рисунка.
  4. Умение передавать необычность, оригинальность образа.

                             

Результаты диагностики художественных способностей детей

 начало Проекта

Замысел рисунка

20%

50%

30%

Выразительность образа

30%

40%

30%

Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов

20%

51%

29%

Оригинальность рисунка

18%

48%

32%

Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

Результаты диагностики художественных способностей детей

середина Проекта

Замысел рисунка

30%

50%

20%

Выразительность образа

40%

41%

19%

Выбор техники рисунка и

изобразительных материалов

З5%

54%

18%

Оригинальность рисунка

37%

52%

11%

Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

 Изучение творческого потенциала  взрослых

  1. Тестирование по методу А.Н. Лука «Какой ваш творческий потенциал?»
  2. Анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей.

Контрольно-оценочный блок по работе с родителями.

  1. Книги отзывов
  2. Оценочные листы развития умений и навыков эффективного сотрудниче ства у родителей и детей.
  3. Экспресс-диагностика —  удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и парт нерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.
  4. Опросы.
  5. Собеседование.

Отчет по самообразованию по теме:

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5 - 7 лет».

 Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической  и творческой  деятельностью ребёнка. Обучение  рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:  во-первых, необходимо пробудить у детей  эмоциональную отзывчивость к  окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;-   во- вторых, сформировать  у детей  изобразительные навыки и умения .В процессе рисования  у ребёнка совершенствуются  наблюдательность, эстетическое  восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Исходя из этого, задачами моей работы является знакомство детей  с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Свою работу я начала сначала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой, пластилином,  кляксография и ниткография. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

 

Январь

«Сказочный сад»

Печать поролоном по трафарету, набрызг по трафарету.

«Любимый узор»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

«Сова»

Тычок полусухой жесткой кистью, уголь.

«Фантазии»

Кляксография, «знакомая форма – новый образ».

«Волшебный цветок»

Ниткография, восковые мелки, пастель.

 

Февраль

«Подводное царство»

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель.

«Полярная ночь»

Свеча + гуашь.

«Матрешки»

Рисование пальчиками, шаблонами.

«Ваза с ветками»

Оттиск печатками.

 

Март

«Подарок маме»

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

«Платок для бабушки»

Рисование ватными палочками, поролоном.

 «Весенние цветы»

Акварель + восковой мелок.

«Узор на платке»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

 «Натюрморт»

Восковые мелки + акварель.

 

Апрель

«Пасхальные яйца»

Восковые мелки + акварель, поролон.

«Поздравительная открытка»

Рисование пластилином.

«Фантазия»

Набрызг, печать поролоном по трафарету.

«Красивые цветы»

Рисование пальчиками, ниткография.

«Цветы»

Монотипия.

Май

«Пчелки»

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель.

«Одуванчики»

Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование.

«Дерево»

Рисование свечой + акварель.

«Весеннее дерево»

Рисование пальчиками, тычками.

 

На своих занятиях по ИЗО деятельности с использованием нетрадиционных техник я использую комплекс пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с   теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

Для родителей подготовила консультацию: «Ум ребёнка - на кончиках его  пальцев» (нетрадиционное рисование), «Использование нетрадиционных методов рисования», «Виды нетрадиционного рисования».

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов у детей и интереса к рисованию.

План самообразования воспитателя воспитателя ДОУ

Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте. 
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой .
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
План работы по самообразованию
1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы: 
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
1. Изучение интернет – ресурсов.
2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе. 
3. Проведение ООД в соответствии с рабочей программой. 
4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.
Внедрение в практику:
1. Разработка рабочей программы на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе.
2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
3. Выставки детских рисунков для родителей.
4. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».
5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1. Подготовительный этап: аналитико-диагностический. сентябрь 2016 Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала. 
2. Основной этап. октябрь 2016 – март 2017. Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
3. Заключительный этап. Апрель 2017г. Диагностика и мониторинг. 
4. Обобщение. Сентябрь 2017г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать точные движения кистью, нетрадиционными материалами.Формировать; целостную  картину мира Расширять круг...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"....

Презентация по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".

Презентация по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"....