Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Звук" с применением комплекта лабораторного оборудования "Звук и тон".
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал предполагает формирование элементарных представлений о звуке с помощью применения комплекта лабораторного оборудования "Звук и тон".
В результате проведенных опытов дети приходят к выводу:
человеку нужны два уха для определения направления звука;
звук- вибрация,колебания воздуха, которые не видно, но можно услышать и почувствовать;
существуют звуки внутри человека, слышимые с помощью специальных приборов;
звуки способны передавать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya.konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого мероприятия
Лабораторно-исследовательская деятельность
«Занимательная лаборатория»
в процессе непосредственной образовательной
деятельности по теме «Исследование звука»
Лабораторно-исследовательская деятельность
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: опытно-экспериментальная деятельность
Тема: «Звук»
Педагогическая цель: формировать элементарные представления о звуке, учить самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия материалов, веществ, предметов. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.) Формировать исследовательские навыки, развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и желание познавать новое.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность; задаёт вопросы; самостоятельно делает выводы опытно-экспериментальной деятельности; интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Средства реализации: комплект лабораторного оборудования «Звук и тон», аудиозапись музыки в русско-народном стиле, магнитная доска, таблички «Опыт №» (по количеству опытов), грамоты/медальки за участие (по количеству детей), карточки с условными обозначениями по каждому опыту.
- Вводная часть.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, дорогие гости, здравствуйте!
(Приветствие детьми гостей)
-Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела начать не совсем как всегда, поэтому хочу предложить вашему вниманию вот такую историю. (Ширма, за ширмой 2 куклы, ведущие разговор между собой)
СЦЕНКА (появлению главных героев предшествует музыка в русско-народном стиле):
-Здравствуй, тетя Катерина!
-У меня яиц корзина!
-Как поживают домашние?
-Яйца свежие, вчерашние.
-Ничего себе вышла беседа.
-Авось распродам до обеда….
-Как вы думаете, поняли друг друга эти бабушки?
-А почему они не смогли друг друга понять? (т.к. не услышали друг друга)
-Зачем человеку слух?
-Совершенно верно, вы правильно ответили. Мы все время что-то слышим: речь друг друга, музыку, пение птиц, шум листвы или скрип снега, шум машин и пр. Все это называется «звуком».
Каждый звук-кусочек мира.
В каждом звуке-целый мир.
В звуках-вся моя квартира,
В звуках-тысячи квартир.
Звуки в радости и в скуке,
Звуки-свет и звуки-тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…
-Какой орган помогает нам все слышать?
-Совершенно верно. У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган-ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам.
-Сколько ушей у человека? (Ответы детей)
-У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают.
- А теперь я предлагаю вам поэкспериментировать и проверить тот факт, что уши действительно нам помогают услышать разнообразные звуки. А скажите мне пожалуйста, как называется место, где проводятся опыты и эксперименты? (Лаборатория).
-Совершенно верно. Лаборатория-это место, где ученые изучают свойства предметов и веществ. Все мы сегодня являемся научными сотрудниками одной лаборатории, но мне, как старшему её сотруднику, понадобится помощник, который будет мне помогать фиксировать все пройденные задания и проведенные опыты и эксперименты. Моим главным помощником назначается… (выбирается главный помощник) И сейчас я предлагаю не терять времени и приступить к важнейшим экспериментам, которые помогут нам понять, что же такое звук и стать настоящими исследователями! Приглашаю вас в лабораторию по изучению звука!
- Основная часть.
ОПЫТ №1. -Как вы думаете, зачем человеку именно два уха? Может быть, нам хватило бы одного или наоборот, два уха-это очень мало? Предлагаю вам это проверить. Для проведения этого опыта нам необходимо разделиться на пары, а из оборудования нам понадобятся: трубка, 2 наушника и молоточек. Что делаем дальше:
- Закрепляем наушники на концах трубки.
- Осторожно вставляем наушники так, чтобы трубка оказалась сзади.
- Ваш напарник становится сзади вас и стучит по трубочке в любом месте.
- Ваша задача - определить, откуда идет звук-слева или справа?
-Какой же ВЫВОД мы можем сделать: человеку необходимо два уха для того, чтобы определять направление источника звука. (Результаты проведенного опыта вывешиваются помощником на магнитной доске в виде иллюстрированных картинок)
ОПЫТ №2. Приступим к опыту номер два. Как вы думаете, коллеги, можно ли увидеть и почувствовать звук? (Ответы детей) Предлагаю это проверить. Для этого нам понадобится: камертон (прибор для настройки музыкальных инструментов), деревянная бусина.
ОПЫТ С КАМЕРТОНОМ:
- Слегка ударьте камертоном по краю стола
- Поднесите камертон к уху. Слышите звук, издаваемый камертоном?
- Слегка прикоснитесь губами к звучащему камертону, что чувствуете? Ощущаете щекотание?
(Когда мы ударяем по камертону он начинает вибрировать-звучать, звук - это колебания воздуха)
ОПЫТ С КАМЕРТОНОМ И ДЕРЕВЯННОЙ БУСИНОЙ:
- Слегка ударьте камертоном по краю стола
- Поднесите камертон к уху. Слышите звук, издаваемый камертоном?
- Осторожно поднесите звучащий камертон к бусине. После этого слегка прикоснитесь камертоном к бусине. Правило простое бить по бусине нельзя.
- Гоняйте «мячик» поочередно вперед- назад
-Какой ВЫВОД можем сделать: звук-это колебания воздуха, которые не видно, но можно услышать. (Результаты проведенного опыта вывешиваются помощником на магнитной доске в виде иллюстрированных картинок)
ОПЫТ №3. А задумывались ли вы хоть раз о том, мои дорогие коллеги, что внутри нашего тела живут звуки, которые очень трудно услышать или их не слышно совсем? На столе перед вами лежит специальный медицинский прибор-стетоскоп. Именно он помогает услышать стук сердца и работу легких. С какой стороны расположено сердце? Давайте сейчас с помощью стетоскопа проверим, как же работает ваше сердце и какие звуки оно издает. Для этого нам понадобится: стетоскоп, наушники, трубочки.
- Соединяем трубочки со стетоскопом, надеваем на трубочки наушники.
- Осторожно вставляем наушники в уши, прикладываем стетоскоп к груди на ту область, где расположено сердце и слушаем его биение.
- Как оно звучит? «тук-тук-тук» или «тук-тук, тук-тук?»
- Послушайте биение сердца вашего друга, как оно звучит?
- На что похожи звуки сердца?
-Какой же мы можем сделать ВЫВОД: с помощью специальных приборов мы можем услышать звуки внутри тела человека. (Результаты проведенного опыта вывешиваются помощником на магнитной доске в виде иллюстрированных картинок)
ОПЫТ №4. -Дорогие коллеги. Хочу вам сказать, что все звуки, которые нас окружают, несут в себе много информации. И порой, только лишь по звуку, мы можем догадаться о совершившемся действии. Например- услышали жужжание, значит мимо вас пролетела пчела или муха, услышали звук молотка или дрели, значит кто-то где-то рядом что-то ремонтирует. Примеров из жизни очень много. А вот как вы думаете, можно ли по звукам составить целый рассказ об обычном дне обычного человека? (Ответы детей). Я предлагаю вам попробовать составить такой рассказ, а помогут вам в этом вот такие звуки. (Воспроизводится запись на диске №4, параллельно ходу прослушивания дети составляют рассказ)
-Какой же мы можем сделать ВЫВОД: звуки способны передавать информацию. (Результаты проведенного опыта вывешиваются помощником на магнитной доске в виде иллюстрированных картинок)
- Заключительная часть.
-Итак, дорогие мои исследователи, в результате проведенных нами экспериментов мы с вами доказали, что (работа с иллюстрациями на магнитной доске):
- Человеку нужны два уха для определения направления звука.
- Звук-это вибрация, колебания воздуха, которые можно увидеть и почувствовать.
- Существует специальный прибор для того, чтобы услышать звуки в нашем теле.
- Звук способен передавать информацию.
-Я благодарю вас за сотрудничество, мои дорогие коллеги, и сейчас хочу вручить вам медали за вашу проведенную работу. Но на этом наши исследования не заканчиваются, ведь в мире есть столько интересных явлений, с которыми мы познакомимся в нашей лаборатории в следующий раз и продолжим экспериментирование. Желаю всем успешных открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...