Роль предметно-развивающей игры и дидактического материала в успешном развитии детей
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное Управление дошкольного образования
Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей
с туберкулезной интоксикацией №75 «Алсу»
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Роль предметно-развивающей игры и дидактического материала в успешном развитии детей».
Составила:
Воспитатель санаторной группы
Для детей с туберкулезной
интоксикацией д/c №75
Сергина И.А.
г. Нижнекамск 2016 г.
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, поэтому развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды и дидактического материала в групповом помещении. Здесь имеет значение цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для уединения и самостоятельных игр.
Как известно и было сказано в докладе Ирины Александровны, игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. А значит одним из важнейших компонентов развития и организации игровой деятельности является грамотное оснащение предметно-развивающей среды.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавно полученных впечатлений при знакомстве с окружающим миром.
Обучающие игры нацеливают дошкольника на самостоятельное творчество решение игровых задач.
Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно ни только расширять тематику игрушек, но подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
Каждому педагогу надо заботится о создании необходимых условий для игровой деятельности. Ассортимент игрушек и дидактического материала часто бывает беден, что вовсе не зависит от недостатка средств, а от чего? От нежелания творить. Не редко воспитатели дошкольных учреждений забывают о том, что, воспитывая бережное отношение к игрушкам, нельзя их превращать в музейную вещь и держать дорогостоящие игрушки под замком. Опыт показывает, что при свободном пользовании игрушками детей легче приучить к порядку и бережному обращению с ними.
Наблюдается и такое, что отбор игрушек часто определяется без учета возраста детей, поэтому необходимо учитывать возраст детей. Если дети второй младшей группы играют в какие-либо дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольные, то в средней группе эти игры не подходят или они уже их «переросли».
При подборе игр и дидактического материала нужно учитывать зону ближайшего развития ребенка, то есть способствовать его развитию.
Воспитатели не всегда учитывают главное - способны ли дети на данном возрасте этапе использовать все представленное им для игры.
Другой часто допускаемой ошибкой является длительное хранение в группах неизменного комплекта игрушек, в результате чего теряется интерес к ним. Отрицательно сказывается и неразумное размещение игрового материала. В последнее время в дошкольных учреждениях широкое применение получили вертикальные стенки. Они занимают мало места, и материал для всех видов деятельности можно компактно размешать на полках, освобождая большую часть групповой комнаты. Но такое размещение игрушек не всегда целесообразно, особенно в группах младшего дошкольного возраста. Дети не могут ими пользоваться самостоятельно, и тем самым их игровая деятельность резко ограничивается.
Особо следует сказать об оснащении игровой деятельности детей на прогулках. Не редко на участок воспитатели выносят сломанные, старые игрушки, все лучшее оставляя в групповой комнате. Отсутствует игровой материал, из которого дети могли бы самостоятельно мастерить постройки, игрушки.
Все виды игрушек в группе, на участке должны подбираться с учетом, интересов, детей; задач воспитания и обучения. В младшей группе, когда дети имеют еще слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты из использования. В данном возрасте игрушки являются первичным организующим началом в творческих играх. Поэтому в младших группах игрушек должно быть больше, ассортимент их разнообразие и в нескольких экземплярах, потому что дети этого возраста склонны к подражанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающая среда как реабилитационное и социально - адаптивное средство развития детей.
Создание предметной среды в группе своим руками....
Предметно-развивающая среда, как реабилитационное и социально-адаптивное средство развития детей.
Предметный мир своими руками....
Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....
Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...
Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.
В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лаб...