проект "Хочу в школу"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовительная группа (6 – 7 лет).
Долгосрочный проект.
Руководитель проекта: Сазонова Н.М.
Срок реализации проекта: ноябрь 2015 – май 2016года.
Актуальность проекта.
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка.
Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами, лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нежно уделить работе с родителями.
Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников.
Цель проекта:
Определение личностной готовности детей подготовительной группы к школьному обучению, формирование внутренней позиции школьника.
Задачи:
1. Формирование у детей и родителей правильных представлений о школе и учении.
2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе.
3. Формирование опыта учебной деятельности.
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формирование их произвольности.
5. Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
6. Продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.
7. Формирование самосознания и адекватной самооценки.
8. Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
9. Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).
Принципы реализации проекта:
- Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
- Принцип индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Субъекты проекта:
- Воспитатели
- Дети подготовительной группы
- Родители
Форма работы:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительной группы к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
- работа с родителями детей - участников программы предусматривает:
- анкетирование родителей;
- просветительскую работу;
- индивидуальную консультативную работу.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания, повышение уровня развития произвольной сферы, сформированность пространственного восприятия.
Реализация проекта.
- Диагностика детей подготовительной группы. (ноябрь 2015г, май 2016 г.)
- Анкетирование родителей.
- Экскурсия в школу.
- Экскурсия в библиотеку.
- Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
- Занятия в кружке «Развивайка».
- Игры на развитие памяти, внимания, мышления, усидчивости, терпения.
- Беседы о школе.
- Чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики.
- Рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них.
- Рисование школы.
- Игра в школу.
- Игры на формирование мотивов учения.
Диагностический инструментарий.
- Беседа о школе (Т. Нежнова). Методика позволяет выявить уровень сформированности внутренней позиции школьника.
- Ориентационный тест школьной зрелости Керна Йирасика выявляет общий уровень психического развития, его глазомер, пространственную ориентацию, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности, а также судить о степени сложнокоординированных движений руки, развитии моторики.
- Методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
- Методика «Графический диктант». Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
- Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...