проект "Хочу в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Сазонова Наталья Михайловна

 "Хочу в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_hochu_v_shkolu.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Подготовительная группа (6 – 7 лет).

Долгосрочный проект.

 

Руководитель проекта: Сазонова Н.М.

Срок реализации проекта: ноябрь 2015  – май 2016года.


Актуальность проекта.

                                                                                                «Быть готовым к школе – не значит

                                                                                                 уметь     читать, писать и считать.

                                                               Быть готовым к школе – значит быть

                                                                                                 готовым всему этому научиться».

доктор психологических наук,

Леонид Абрамович Венгер

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

 Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.        

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности.  Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка.

Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами, лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нежно уделить работе с родителями.

 Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников.

         

Цель проекта:

Определение личностной готовности детей подготовительной группы к школьному обучению, формирование внутренней позиции школьника.

Задачи:

        1. Формирование у детей и родителей правильных представлений о школе и учении.

         2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе.

         3. Формирование опыта учебной деятельности.

        4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формирование их произвольности.

        5. Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

        6. Продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.

7. Формирование самосознания и адекватной самооценки.

8. Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

9. Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Принципы реализации проекта:

  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принцип индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Субъекты проекта:

  • Воспитатели
  • Дети подготовительной группы
  • Родители

Форма работы:

  • групповые занятия;
  • индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительной группы к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
  • работа с родителями детей - участников программы предусматривает:

-  анкетирование родителей;

-  просветительскую работу;

-  индивидуальную консультативную работу.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания, повышение уровня развития произвольной сферы, сформированность пространственного восприятия.


Реализация проекта.

  • Диагностика детей подготовительной группы. (ноябрь 2015г, май 2016 г.)
  • Анкетирование родителей.
  • Экскурсия в школу.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
  • Занятия в кружке «Развивайка».
  • Игры на развитие памяти, внимания, мышления, усидчивости, терпения.
  • Беседы о школе.
  • Чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики.
  • Рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них.
  • Рисование школы.
  • Игра в школу.
  • Игры на формирование мотивов учения.


Диагностический инструментарий.

  1. Беседа о школе (Т. Нежнова). Методика позволяет выявить уровень сформированности внутренней позиции школьника.

  1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна Йирасика выявляет общий уровень психического развития, его глазомер, пространственную ориентацию, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности, а также судить о степени сложнокоординированных движений руки, развитии моторики.

  1. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

  1. Методика «Графический диктант». Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

  1. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...