План самообразования на 2018-2019 уч.г.
материал

Иванова Татьяна Валерьевна

Тема самообразования: Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Начало работы над темой: 01.09.2018

Окончание работы над темой: 31.05.2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_samoobrazovaniya-2019.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 93 города Орла

План работы по самообразованию

воспитателя

Ивановой Татьяны Валерьевны

на 2018 – 2019 учебный год

Орёл, 2018

План работы по самообразованию

Тема самообразования: Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Начало работы над темой: 01.09.2018

Окончание работы над темой: 31.05.2019

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким. Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала переросло в тему по самообразованию: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:

  • Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
  • Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
  • Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;
  • Создать условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых.
  • Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.

В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Воспитатели стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Мне кажется, что они просто не знают основные функции игры, а ведь их много, это и воспитательная функция, и развивающая, обучающая, организаторская, коррекционная, реабилитационная, а также функция саморазвития.

Ведь в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игровой опыт каждого ребенка становится предметом осмысления воспитателя. Я задаю себе множество вопросов: почему ребенок играет постоянно в одни и те же игры? Почему его игровые действия мало прогрессируют и сохраняют рисунок, свойственный малышам? Почему ребенок всегда находится "в тени игры" и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других? Почему дети не играют? Почему родители не играют с детьми? А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Не удивительно, что проблема игры привлекала меня для создания этого проекта.

Ответы на эти вопросы помогают мне найти правильную тактику подхода к детям.

Наблюдая за играми детей, необходимо помнить особенности ребенка средней группы: он, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре. Пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Если же в игре наблюдается снижение эмоционального фона, речевой активности, игра быстро сворачивается, – это сигнал о необходимости дальнейшего развития игровых интересов и воображения

Ребенок среднего дошкольного возраста придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы.

В условиях современного общества у большинства родителей формируется понятие о том, что развивать ребенка нужно только обучая его, а игровая форма обучения - это просто приятное времяпрепровождение. По их мнению, жестко поставленные рамки и явная цель дает более лучший результат, чем ребенок, который развивается играя. Интенсивный жизненный ритм, быстрая динамика смены действий, нацелена на достижение результатов, проецируемых на своих маленьких детей без учета психологических и возрастных возможностей, индивидуальных и физиологических особенностей. Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны- возможность и необходимость всестороннего развития ребенка с активным участием родителей, с другой - отсутствие понимания того, что сильные перегрузы несопоставимые с возрастом ребенка задачи могут вызвать серьезные психические нарушения, ограничить в адаптации к социуму, развивать фобии, поэтому разъяснение о том, что игра является ведущей формой развития позволяющая всесторонне охватить интересы и потребности ребенка соответствует его возрасту привели в выбору темы проекта.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Для развития ребенка важно научить играть, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
  • конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

1

Изучение методической литературы

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
  2. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
  4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  5. Недопасова В. А. Растем, играя: Сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.
  6. Попова Е. В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 143 с.
  7. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155
  • Развитие себя, как личности и профессионала.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности.
  • Совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

2

Оформление картотек для детей среднего дошкольного возраста:

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Математические игры
  • Игры с мячом для развития речи
  • Экологические игры
  • Игры по ПДД
  • Игры по безопасности

Упорядочить и систематизировать собранные данные по различным видам игр.

Октябрь

3

Создание макетов «Ферма» и «Животные жарких стран».

Цель: расширить и углубить представления детей о домашних животных и животных жарких стран

Задачи:

- изучение внешних признаков животных, среды обитания, чем питаются, как подают голос, какую приносят пользу;

- развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику;

- прививать любовь к животным.

Ноябрь

4

Проведение открытого занятия с использованием игровых образовательных ситуаций на тему: «Переполох в природе». Используемые игры – «Наведи порядок в лесу и Сафари», «Назови ласково», «Где чья мама?», «Угадай, чья одежда?»

  • Цель:
  • Формирование чувств ответственного отношения и любви к природе.
  • Задачи:
  • расширить представления детей о разнообразии природы, об условиях, необходимых для жизни животных.
  • познакомить с правилами поведения детей в природе.
  • воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение к животным

Декабрь

5

Участие в вебинаре «Использование игры как способ подготовки ребенка к школе»

Повышение профессиональной компетенции.

6

Создание дидактических игр «Математический пазл», «Сложи квадрат».

Использование игр как наглядных пособий, направленных на всестороннее развитие детей и достижение образовательных задач.

7

Проведение НОД на тему: «Зимушка-зима» с использованием следующих игр – «Вопрос-ответ», «Шиворот-навыворот», «Собери снеговика».

Расширять представление детей о зиме как о времени года;

Познакомить с названиями зимних месяцев; способствовать закреплению признаков зимы;

Развивать познавательную активность детей, умение общаться со взрослыми и сверстниками;

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

воспитывать любовь к родной природе.

Январь

8

Публикация статьи «Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста» в Международном журнале «Молодой учёный», № 3, январь, 2019

Повышение профессиональной компетенции.

Обобщение и транслирование накопленного опыта.

9

Создание макета пешеходного перехода и светофора.

Цель: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;

- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД,

Февраль

10

Проведение открытого занятия с использованием игровых образовательных ситуаций на тему: «Путешествие в город юных пешеходов» с использованием следующих игр – с/р игра «Автобус», «Встаньте те, кто…», «Дотронься на расстоянии», «Правильно-неправильно»

Цель: формировать навыки осознанного поведения на улице и использование правил дорожного движения в повседневной жизни.

Задачи:

-подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; повторить знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», «Дети», а также различные виды транспорта (водный, наземный, воздушный); формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

-развивать внимание, наблюдательность, умение детей слушать, рассуждать, отвечать на вопросы.

-воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Март

11

Создание дидактической игры «Шумовые коробочки».

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать и дифференцировать шумы, тренировка концентрации внимания, логики. Умение составлять пары одинаковых шумов. Подготовка к музыкальным занятиям, к работе в тишине.

12

Проведение НОД на тему: «Наши ушки непростые» с использованием следующих игр – «Чьи ушки?», «Я могу услышать звук», «Назови, где звук», «Шуршунчики»

В игровой форме расширять знания об органах слуха;

Ознакомить с гигиеной слуха;

Развивать связную речь, память, внимание, мышление; способствовать развитию речевого дыхания, фонематического слуха;

Воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату.

Апрель

13

Проведение недели настольных игр: палочки Кюизенера, игры со счетными палочками, «Жуки в банке», «Пластилиновые заплатки», «Математические пазлы», «Что из чего сделано», «Времена года», «Профессии» и т. п.

Закрепление или отработка полученных знаний;

Развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;

Тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;

Воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Май

14

Изготовление фотоальбома по играм и игровым ситуациям.

Систематизация и наглядное обобщение практического опыта по теме самообразования.

15

Участие в вебинаре «Игровая деятельность как механизм развития дошкольника»

Повышение профессиональной компетенции.

Список литературы

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с
  2. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
  4. Международный научный журнал «Молодой ученый».
  5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  6. Научно-образовательный журнал «Образовательный альманах».
  7. Недопасова В. А. Растем, играя: Сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.
  8. Попова Е. В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 143 с.
  9. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155
  10. Журнал «Детский сад. Всё для воспитателя!».
  11. Электронный научно-практический журнал «Совушка».

Перспективный план совместной работы с родителями

по теме самообразования: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

на 2018 – 2019 учебный год

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

1

Семинар-практикум для родителей «Играя, развиваем»

Цель:
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;
– расширение знаний родителей об особенностях дидактических игр;

Задачи:

  • развитие навыков группового взаимодействия;
  • познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;
  • воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

2

Создание буклета для родителей «Какие игры и игрушки нужны детям 4 – 5 лет»

Актуализировать представления родителей о развивающих играх, правилах выбора игрушек; познакомить с понятиями «педагогическая целесообразность», «развивающие возможности», «физическая, химическая и психологическая безопасность».

Октябрь

3

Акция «Игровой уголок»

Предложить родителям помочь в подборе предметов-заместителей и атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовить их вместе с детьми; способствовать становлению продуктивных детско-родительских отношений в совместной творческой работе.

Ноябрь

4

Сетевое взаимодействие с родителями – домашнее задание «Играем дома вместе».

Предложить родителям совместно с детьми оформить фотовыставку в виде раскладушки о совместных играх дома. Организовать обмен опытом при организации игровой деятельности в закрытой группе в социальных сетях.

Январь

5

Консультация для родителей «Играем на кухне»

Познакомить родителей с различными играми, в которые можно играть с ребенком на кухне. Обратить внимание родителей на правила организации игрового взаимодействия.

Февраль

6

Совместно с родителями оформление папки-передвижки «Изучаю математику дома»

Актуализировать представления родителей о дидактических играх, направленных на развитие элементарных математических представлениях; предложить поиграть «в математику» в домашних условиях

Март

7

Создание буклета для родителей «Подвижные игры»

Актуализировать и дополнить представления родителей о том, как сделать выходной день интересным и полезным для ребенка, познакомить с различными видами подвижных игр, обладающими развивающим потенциалом, с принципами и приемами их организации.

Май

8

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания – тренинг на тему: «Об игрушках – серьезно!»

Цель: помочь родителям правильно выбирать игрушки для своих детей.

Задачи: заинтересовать проблемой; дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 учебный год . Тема:"Приобщение детей к здоровому образу жизни"

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% ...

План самообразования на 2018-2019 уч. год

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности...

План самообразования на 2018-2019 уч.год

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического...

План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"

План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"...

План самообразование на 2018-2019 учебный год

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)...

План самообразования за 2018 - 2019 уч. год

План мероприятий по повышению квалификации работника...