План самообразования на 2018-2019 уч. год
рабочая программа (младшая группа) на тему

Матовникова Юлия Александровна

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniematovnikova.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».

Составила:

МАТОВНИКОВА

Юлия Александровна,

воспитатель второй младшей  группы

КОТОВСК, 2018

Актуальность темы

Труд - это могучий воспитатель, а также средство

всестороннего развития человека.

А. С. Макаренко

Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. А.С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

              Задачи: 

  1. Развивать трудовые навыки у детей.
  2. Воспитывать интерес и положительное отношение к труду.
  3. Способствовать всестороннему развитию детей в труде.

              Форма работы с детьми: групповая.

              Методы и приемы работы с детьми: практические

Работа педагога:

  1. Изучение научно-педагогической литературы.
  2. Разработка перспективного плана, конспектов образовательной деятельности по теме.
  3. Проведение диагностики по усвоению программы.
  4. Знакомство с передовым педагогическим опытом в городе, ДОУ.
  5. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях.
  6. Активное участие в работе методического объединения города.
  7. Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во

      всероссийских Интернет-конкурсах.

  1. Обучение на курсах повышения квалификации.
  2. Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования деятельности с детьми. Условия реализации.

4 Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса

ребенка.

 План работы на 2018-2019 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Теоретический этап

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ изученной литературы 

Практический этап

Работа с детьми

Сентябрь

Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.

Оформление уголка дежурств.

Октябрь

Знакомство с профессией повар

Экскурсия на кухню детского сада

Ноябрь

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Декабрь

Конкурс

«Накорми птиц зимой». Сделаем столовую для птичек.

Вывешивание кормушек на участке детского сада

Январь

«Помогаем целый день, ведь трудиться нам не лень!»

Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей.

Февраль

Изготовление поделок из лоскутков ткани.

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Март

Посадка семян на рассаду.

Трудовой десант «Мы – огородники».

Май

Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.)

Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Октябрь

Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».

Ноябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?»

Январь

Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.

Трудовой десант «Зимние фантазии».

Апрель

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Фотовыставка «Мы любим труд!»

Самореализация

Сентябрь

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).

Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию.

Ноябрь

Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Формы представления результатов самообразования:

- творческий отчет;

- проведение мероприятий, развлечений;

- консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Используемая литература:

  1. Т. С. Комарова, Куцакова, Л. Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.
  2. Т. С. Комарова,Куцакова, Л. Ю. Павлова – 2-ое изд, испр и доп, мозаика- синтез –м 2008г. -Яковлева Г. В. Трудовое воспитание дошкольника

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 учебный год . Тема:"Приобщение детей к здоровому образу жизни"

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% ...

План самообразования на 2018-2019 уч.год

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического...

План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"

План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"...

План самообразование на 2018-2019 учебный год

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)...

План самообразования за 2018 - 2019 уч. год

План мероприятий по повышению квалификации работника...

Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).

Перспективный план самообразования Фроловой  Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...