План самообразования на 2018-2019 уч. год
рабочая программа (младшая группа) на тему
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniematovnikova.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2018-2019 учебный год
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
Составила:
МАТОВНИКОВА
Юлия Александровна,
воспитатель второй младшей группы
КОТОВСК, 2018
Актуальность темы
Труд - это могучий воспитатель, а также средство
всестороннего развития человека.
А. С. Макаренко
Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. А.С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
- Развивать трудовые навыки у детей.
- Воспитывать интерес и положительное отношение к труду.
- Способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические
Работа педагога:
- Изучение научно-педагогической литературы.
- Разработка перспективного плана, конспектов образовательной деятельности по теме.
- Проведение диагностики по усвоению программы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в городе, ДОУ.
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях.
- Активное участие в работе методического объединения города.
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во
всероссийских Интернет-конкурсах.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Обобщение опыта работы по самообразованию.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
Разработка перспективного планирования деятельности с детьми. Условия реализации.
4 Рефлексивный этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса
ребенка.
План работы на 2018-2019 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Теоретический этап | |||
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы |
Практический этап | |||
Работа с детьми | Сентябрь | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. |
Октябрь | Знакомство с профессией повар | Экскурсия на кухню детского сада | |
Ноябрь | Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | |
Декабрь | Конкурс «Накорми птиц зимой». Сделаем столовую для птичек. | Вывешивание кормушек на участке детского сада | |
Январь | «Помогаем целый день, ведь трудиться нам не лень!» | Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей. | |
Февраль | Изготовление поделок из лоскутков ткани. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | |
Март | Посадка семян на рассаду. | Трудовой десант «Мы – огородники». | |
Май | Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». |
Октябрь | Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». | |
Ноябрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» | |
Январь | Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Трудовой десант «Зимние фантазии». | |
Апрель | Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». | |
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | |
Самореализация | Сентябрь | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. |
Ноябрь | Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Формы представления результатов самообразования:
- творческий отчет;
- проведение мероприятий, развлечений;
- консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Используемая литература:
- Т. С. Комарова, Куцакова, Л. Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.
- Т. С. Комарова,Куцакова, Л. Ю. Павлова – 2-ое изд, испр и доп, мозаика- синтез –м 2008г. -Яковлева Г. В. Трудовое воспитание дошкольника
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 учебный год . Тема:"Приобщение детей к здоровому образу жизни"
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% ...
План самообразования на 2018-2019 уч.год
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического...
План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"
План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"...
План самообразование на 2018-2019 учебный год
Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)...
План самообразования за 2018 - 2019 уч. год
План мероприятий по повышению квалификации работника...
Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).
Перспективный план самообразования Фроловой Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...