В ногу со временем
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Алёшинская Марина Анатольевна

Научно-технический  прогресс  диктует  новые  требования  к  содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту  «Образование»  активно  поступают  в  российские  образовательные учреждения.

Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 Может ли техника помочь в решении этих задач?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В ногу со временем469.35 КБ

Предварительный просмотр:

В ногу со временем

Научно-технический  прогресс  диктует  новые  требования  к  содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту  «Образование»  активно  поступают  в  российские  образовательные учреждения.

Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 Может ли техника помочь в решении этих задач?

Одним из главных вопросов, связанных с информатизацией дошкольного образования, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка.

 В результате воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации занятий с использованием компьютеров в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации «рабочего места» ребенка, требования

к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

Во  избежание  перечисленных  проблем  занятия  с  использованием  компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю.

Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно  важна  гигиенически  рациональная  организация  рабочего  места  за компьютером: соответствие мебели росту ребенка,  оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.

Размещение детей за персональными компьютерами предполагает индивидуальную работу или работу в малых группах. Как правило, для проведения занятий  используются  готовые  прикладные  программные  средства  (ППС) или собственные разработки педагога.

C:\Users\User\Desktop\ФОТО для брошюры\DSCN5485.JPG 

В ходе таких занятий решаются образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи:

  • обучение навыкам работы с компьютером;
  • обучение навыкам работы с конкретным ППС;
  • изучение нового материала.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, других психических функций и процессов.

Воспитательные задачи:

  • воспитание усидчивости и трудолюбия.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет,возможность

 индивидуализации обучения;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Планшетный компьютер предоставил возможность узнать о каждом из воспитанников столько, сколько не всегда узнаешь, наблюдая за детьми на занятиях или в других видах деятельности, где ребенок действует в группе или подгруппе.

Работа на компьютере необычна, она не похожа ни на какие другие виды деятельности, связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением.  И  от  педагога  (родителя  или  лица,  его  заменяющего)  требуется  четкое знание  и неукоснительное выполнение некоторых строгих правил, девиз которых: «Не навреди!» 

 Правила

*Время,  проведенное  ребенком  у  компьютера,  должно  быть  строго регламентировано.

*Содержание игры должно носить обучающий, развивающий, а не сугубо развлекательный характер.

*Нельзя использовать игры, в которых допускается проявление жестокости со стороны маленького игрока.

Если в ДОУ педагог такие игры использовать не будет, то дома они, к сожалению, – обычное явление.

В таком случае работа психолога  с родителями просто необходима. Обязательно должна быть проведена консультация по вопросу о том, безвреден ли компьютер для здоровья и психики ребенка. Папы и мамы

должны знать простейшие упражнения для глаз, так как заболевания органов зрения среди хронических детских заболеваний на протяжении многих лет занимают первую строку. Гимнастика для глаз помогает восстановить функциональное состояние аппарата глаза и предупреждает его переутомление.

 Никогда компьютер не заменит живое общение ребенка с родными, сверстниками. Живая природа ярче и красочнее, чем самая яркая картинка на экране монитора, а творчество присуще только человеку. Об этом должны помнить все взрослые, включающие в жизнь маленького человека ПК.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и в жизнь наших детей.

 Задача педагогов – правильно и грамотно использовать все его возможности, позволить компьютеру помогать в организации деятельности и в управлении, а не управлять человеком.

С 2012 года мы применяем на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях планшетные компьютеры.

Используя на занятиях ПК  мы наблюдали положительные результаты:

- гиперактивные  дети научились заниматься в течении 15-20 минут, доводить начатое до завершения;

- дети равнодушные к занятиям начинают проявлять интерес;

- дошкольники  ожидающие подсказку научились работать самостоятельно;

- неуверенные дети начинают проявлять смелость;

- развивается быстрота и скорость мышления у медлительных детей;

- у детей сохраняются положительные эмоции и интерес на протяжении всего занятия;

- у детей с дефицитом внимания улучшается концентрация, распределение, переключение и устойчивость этого процесса.

Длительность индивидуального занятия 20-30 минут.

На занятии ребёнок выполняет 7-8 упражнений и  последнее развивающая игра на ПК (в завершении можно как поощрение), можно включать в середине занятия как физминутку, или в начале занятия, чтобы заинтересовать ребёнка.

Пример:

  1. Настольная  игра «Сложи картинку».
  2. Игра на развитие мышления «Ассоциации».
  3. Корректурная проба.
  4. Сложи узор «Кубики Никитина».
  5. Скопируй картинку «Волшебные магниты».
  6. Соедини точки.
  7. Игра «Разложи по форме и цвету».
  8. ПК игра «Пройди по лабиринту».

Ребёнок работает в разных зонах, поэтому можно брать на занятие детей малыми подгруппами (3-5человека).

    E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 13-14 индивид\DSCN5639.JPG           E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 13-14 индивид\DSCN5638.JPG 

       E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 13-14 индивид\DSCN5621.JPG           E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 13-14 индивид\DSCN5636.JPG

         E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 2013-14год\фото2\DSCN5490.JPG          E:\ФОТОГРАФИИ\ФОТО 2013-14год\DSCN5372.JPG

Со временем возникла идея создать книжку-путеводитель, по которой ребёнок сам определяет зону для выполнения задания.

(можно сделать несколько книжек). Всем детям без исключения  очень понравилось самостоятельно определять объект для выполнения игры.

C:\Users\User\Desktop\ФОТО для брошюры\DSCN6135.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Про Олимпиаду много надо знать, чтобы в ногу со временем шагать"

Проект разработан Дементьевой Валентиной Михайловной инструктором по физическому воспитанию и воспитателем Ермаковой Ларисой Асхатовной.  Представлен материал бинарных занятий  для детей под...

Консультация для родителей "В ногу со временем:изучаем ФГОС ДО!"

С 2014г. будет проходить постепенный переход всех ДОУ на новыйфедеральный государственный стандарт - ФГОС ДО....

"В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной  образовательной  программы  дошкольного  образования...

«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника.

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток ...

Памятка ФГОС ДО. В ногу со временем.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов сист...

Семинар «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности....

Деловая игра "В ногу со временем"

Презентация, проведение деловой игры по ФГОС ДО...