МИНИ-МУЗЕЙ «Деревянная игрушка»
проект (младшая группа)
Выявление, формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт мини-музея | 139.04 КБ |
Презентация мини-музея | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Деревянная игрушка»
МКДОУ « Лосевский детский сад №1»
Воспитатель
Германова Любовь Алексеевна
с. Лосево
2019
Содержание
Содержание…………………………………………………………………2
Паспортные данные мини-музея…………..…………………….………...3
Аспекты музейной деятельности…...………………………….………….5
План работы по созданию мини-музея……………………….…..………8
Характеристика мини-музея…………………...........................................10
Тематический план занятий в мини-музее.……………………….……..14
Перспектива развития мини-музея……….……………………….…….. 16
Библиография ……………………………………………………………. 17
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея:
мини-музей «Деревянная игрушка»
Профиль музея: познавательный
Целью создания мини-музея является выявление, формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева (игрушки, игрушки-забавы, всевозможные музыкальные инструменты, дидактические и развивающие игры), приобщение к народному творчеству. Вместе с тем, помощь воспитателю в образовательном процессе детей: ознакомлении малышей с деревянной игрушкой, историей её появления и материалом для изготовления; воспитании интереса к игрушке, развитие любознательности; активизации совместной деятельности родителей и детей.
Кроме того, целью создания мини-музея является обогащение развивающей среды группы детского образовательного учреждения.
Задачи: мини - музея
Способствовать:
- активной игровой деятельности ребенка;
- познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;
- социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире;
- художественно - эстетическому развитию;
Развивать мелкую и крупную моторики, сенсорное восприятие, привлечение внимания родителей к музеям.
Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
В основу решения этих задач положены следующие основные принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:
- интеграция (объединение музейных экспонатов по направлениям);
- деятельность (предоставление возможности для ребенка реализовать разные виды деятельности, в том числе: игры с игрушками);
- культуросообразность (приобщение малышей к народному творчеству);
- гуманизация (создание условий для всестороннего развития ребенка – поддержание инициативности и творческой деятельности в процессе образования детей на основе условия создания новых отношений в системе «ребенок-педагог» и переходу к диалоговой форме обучения);
- разнообразия (обеспечение разнообразия экспонатов музея с учетом дальнейшего развития мини-музея с перспективой его пополнения экспонатами смежной тематики, например изделия, игрушки из лыка и бересты);
- экологичность (экологическая безопасность экспонатов музея в отношении влияния на здоровье детей);
- безопасность (мини-музей не создает угрозы здоровью и безопасности малышам, дети свободно достают до любого уголка музея );
- непрерывность (музей – часть образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок);
- партнёрство (музей является результатом сотрудничества взрослых (воспитателей, родителей) и детей).
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая (совместная работа воспитателей и детей, направленная на решение познавательных задач в игре и в процессе ознакомления с музейными экспонатами);
- научная (передача знаний, умений, навыков и опыта педагога детям в процессе образовательной деятельности);
- экспозиционная (оформление музея, используя особые подходы (используя художественные и технические средства) для отражения темы, предметов-экспонатов);
- познавательная (познание окружающего мира, в частности ознакомление с изделиями из дерева).
Особенности мини-музея в детском саду:
– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Правила поведения в музее.
- В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.
- Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Педагогические функции музея:
Образовательные:
развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
Развивающие:
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Просветительские:
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.
Также представлены: детская литература, подборки картинок о деревянной игрушке и других изделий и предметов из дерева; подборка дидактических игр на тему «Деревянная игрушка» такие как: «Узнай что звучит?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «Возможности использования деревянной игрушки для развития творческих способностей детей».
Фотоальбом музея.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Деревянная игрушка»
Подготовительный этап | |||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»; | Сентябрь | Германова Л. А Водолазская О.А |
2. | Проведение бесед о создании музея в группе с родителями | Сентябрь | Германова Л.А. |
3 | Информационный блок (наглядная информация) Оформление информации о проведении проекта: на стендах в группе. | Сентябрь В течение года | Мозговая Е.П Германова Л. А |
4 | Создание картотеки музея для посещения родителей с детьми | сентябрь | Германова Л.А, Водолазская О.А |
5. | Совместные экскурсии родителей и детей в музеи; | Сентябрь | Германова Л. А. Мозговая Е.П |
рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми; | сентябрь | Водолазская О.А. Германова Л.А | |
6. | Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения; | сентябрь | Германова Л. А. Водолазская О.А. Мозговая Е.П |
Практический этап (или этап реализации проекта) | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | создание мини-музея в группе; | Октябрь -ноябрь | Германова Л.А. Водолазская О.А Мозговая Е.П | |
2. | сбор экспонатов для музея; | Октябрь - ноябрь | Германова Л.А. Мозговая Е.П Водолазская О. А | |
3. | разработка экскурсий. | Октябрь- ноябрь | Германова Л. А. | |
4. | Пополнение музея экспонатами | В течение года | Родители, дети, воспитатели | |
Внедренческий этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | открытие мини-музея в группах; | декабрь | Германова Л.А, Мозговая Е.П Водолазская О. А | |
2. | экскурсия в мини-музеи по группам; | В течение года | Германова Л.А, Мозговая Е.П | |
3. | приглашение гостей, родителей; | В течение года | Водолазская О. А Германова Л.А | |
4. | разработка различных видов экскурсий для музея; | В течение года | Германова Л.А, Мозговая Е.П | |
5. | проведение образовательной деятельности в мини-музее. | В течение года | Водолазская О. А Мозговая Е.П Германова Л.А. | |
6. | оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов | Апрель - май | Германова Л.А, |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | Ф.И.О. представившего экспонат |
1 | Матрёшка 3х местная | 24.03.19 | постоянное | Сущец Наталья Сергеевна |
2 | Гармошка | 26.03.19 | постоянное | Столбун Анна Сергеевна |
3 | Лошадка | 15.04.19 | постоянное | Мозговая Ирина Игоревна |
4 | Ложки | 27.04.19 | постоянное | Шульгина Татьяна Михайловна |
5 | Ёжик | 03.05.19 | постоянное | Калашникова Мария Николаевна |
6 | Курочки | 09.05.19 | постоянное | Бурдова Ольга Викторовна |
7 | Уточка с утёнком | 12.05.19 | постоянное | Сущец Наталья Сергеевна |
8 | Заяц и морковка | 16.05.19 | постоянное | Калашникова Мария Николаевна |
9 | Медведь и лапоть | 19.05.19 | постоянное | Мозговая Ирина Игоревна |
10 | орёл | 22.05.19 | постоянное | Шульгина Татьяна Михайловна |
11 | Белочка и грибок | 07.06.19 | постоянное | Столбун Анна Сергеевна |
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 |
Разделы мини-музея, особенности использования
- Развивающие игры.
- Развитие речи (ввод в лексикон новых для детей слов – название экспонатов музея);
- Основы приобщения к художественно-эстетическому вкусу (ознакомление с народной игрушкой );
- Развитие мелкой моторики (игры: конструктор, шарики, кубики, лабиринты, шнуровки, молоточки, ведрышки и др.);
- Развитие элементарных математических представлений: цвета, формы, величины, количества (пирамидки, кубики, шарики, грибочки, и др.);
- Развитие сенсорного воспитания;
- Народная игрушка.
- Царско-крестьянская игрушка (потешные возки, деревянные кони и птички, коровы, олени, бараны, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами);
- Федосеевская игрушка (баляска). Фигурки, приводящиеся в движение при вращении вала (горшечники, косари, молотильщики, музыканты и танцующие, параходы, паравозы, автомобили);
- «Ткарщина» (яблоки-груши, шары, ведерки и бочата) и «топорщина» (дамы, гусары, разносчики, монахи, солдаты) XVв. (игрушки Сергиева Посада). Изделия в цвете;
- Богородская игрушка («богородские кузнецы», медведи, курочки, мишка-барабанщик, мишка-дровосек, мишка-дергун и др.);
- Городецкая игрушка (ложки, лошадки, карусельки, грибочки, свистульки, бочонки, коровки и др.);
- Матрешки (Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Вятская, Семеновская, Загорская и др.)
- Поморская игрушка («Птица счастья»).
3. Музыкальные игрушки.
1.1 Погремушки (маракас, колотушка, погремушка);
1.2 Гармошка (губная гармошка);
1.3 Ударный инструмент (бубен, барабан, ксилофон, металлофон);
1.4 Шумовой инструмент (шарик-неваляшка, бубен, палочки, ложка, кастаньеты);
1.5 Трещотки (круговая, пластинчатая);
1.6 Духовой инструмент (дудочка, свистулька, флейта).
«Сами своими руками»
Отдельные экспонаты: плетёные лукошки, корзинки, ёжик, ложки, закрепленные на дощечке, выполнены воспитателями и родителями.
Вышеуказанные экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности и в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Библиотека»
Здесь собрана литература об истории возникновения деревянной игрушки, технологиях ее изготовления, а также литература для малышей: загадки, стихи и произведения о деревянной игрушке и изделиях, которые могут быть использованы непосредственно как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей и родителей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | Мини музей деревянная игрушка | Познание, коммуникация | Формировать представления о музее, учить правильному поведению и обращению с экспонатами музея, узнавать и называть игрушки | сентябрь |
2. | Знакомство с народной игрушкой | Познание, коммуникация, художественное творчество, приобщение к народному творчеству | Закреплять представления о народной игрушке путем раскрашивания предметов, рисование отдельных элементов | октябрь |
3. | Музыкальные деревянные игрушки | Познание, коммуникация, приобщение к народному творчеству, развитие музыкальных способностей | Продолжать давать представления о деревянной музыкальной игрушке, развивать музыкальный слух, чувство ритма | ноябрь |
4. | Развивающие игры | Конструирование, познание, социализация | Развитие творческого начала, учить применять различные деревянные предметы в игре | ноябрь |
5. | Рассматривание сюжетных картинок с изображением деревянных игрушек (на определенную тему) | Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему | Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятии «деревянная игрушка». | декабрь |
6. | Коллективная работа - конструирование | Коммуникация, социализация, творческое развитие | Продолжать совершенствовать умение работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе | Декабрь, январь |
7. | Значение деревянной игрушки в развитии детей | Коммуникация | Показать роль деревянной игрушки в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности деревянных игрушек, закреплять разное использование предметов | февраль |
8. | Знакомство с матрешкой | Познание коммуникация | Знакомить детей с матрешкой и её функциями и разновидностями, употреблять в речи слова: большая/маленькая, мног/мало (одна). | март |
9. | Лепка Дудочка | Художественное творчество | Развивать мелкую моторику рук. | март |
10 | Выставка рисунков по теме «Раскрась погремушку» | Художественное творчество | Закрепление навыков работы в изодеятельности | апрель |
10. | Итоговая выставка | Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год | май |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки), развитие и внедрение смежных тематических направлений музея (работы и экспонаты из бересты и лыка);
– Проведение экскурсий для других групп детского сада на базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Библиография.
- Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.
- Игрушка в жизни ребенка/ под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 2000. – 357 с.
- Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т.6.М.: Плитиздат, 1980. – 596 с.
- Макарова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993 г.
- Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.
- Мухина В.С. Игрушка как средства психического развития ребенка// Вопросы психологии, 1988, №2. – 435с.
- Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996
- Первушина О.М. Столбова В.Г. природа и творчество. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2002. – 534 с.
- Рабинович Е.Г. «Богиня-Мать» в «мифы народов мира», энциклопедия, «Советская энциклопедия», М., 1991, Т.1, 688 с.
- Русская игрушка: Советская Россия, М.: Наука, 2005 . – 528 с.
- Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
- Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная кульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Богородская_резьба
- http://www.bogorodskoe.ru/hist.htm
- http://www.bogorodskoe.ru/hist.htm
- http://www.bus-turs.ru/
- http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.htm
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "деревянная игрушка"
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст ...
Экскурсия в групповой мини - музей «Деревянная игрушка»
Цель: познакомить и обобщить знания детей об деревянных игрушках.Задачи: Обогащать знания детей о разнообразии игрушек...
Мини-музей " Деревянной игрушки"
Создание интерактивного мини-музея «Деревянной игрушки»в первой младшей группе детского сада как условие реализации ФГОС...
Презентация "Мини-музей "Деревянная игрушка"
Создание интерактивного мини-музея «Деревянной игрушки»в первой младшей группе детского сада как условие реализации ФГОС...
Мини-музей "Деревянной игрушки"
Мини-музей "Деревянной игрушки"...
Презентация "Мини-музей деревянной игрушки"
Презентация "Мини-музей деревянной игрушки" в подготовительной группе...