проект ТРИЗ
проект (подготовительная группа)

Марченко Светлана Анатольевна

долгосрочный проек по ТРИЗ для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл триз21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

 Воспитатель

марченко С.А

.

 2019г.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-интелектуальный

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители

Срок выполнения: долгосрочный

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 6-7 лет

Обоснование актуальности проекта

В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.

Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.

      Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он   обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

 Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.

В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств   является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.

 Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей  дошкольного возраста   позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:

  • между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью   методического обеспечения данного направления работы;
  • между необходимостью повышения качества совместной работы   воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;
  • между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка   и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.

Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста.

Цель проекта - повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.

Задачи проекта:

  • анализ нормативной, методической   литературы по проблеме  повышения уровня творческого воображения детей  дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  • разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения   детей  дошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  • обеспечение положительной динамики  качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей; коэффициента оригинальности;  высокого уровня  способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
  • обоснование педагогических условий    повышения  уровня творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  • определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.

Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей.

Предмет исследования – процесс  повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ. 

Методологическая основа проекта

     Методологическую основу данного   опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили

-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.);

-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности;

-разработки С.Н.Котова, А.И.Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы  педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ), которые  адаптировали технологию  для дошкольников, в доступной форме разработали  подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога  и т.д.;

-разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».

      Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.

Принципы реализации проекта:

-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;  

-принцип доступности,  обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей   детей;

 -принцип последовательности и концентричности,  обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное  развитие»;

-принцип системности;    -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;  

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю  ребёнку право выбора);

-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);

-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);

-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);

-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).  

       Методы и технологии ТРИЗ используемые в работе с детьми:

-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;

-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

-метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.

- проблемный метод   и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.

     Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.

Практика показывает, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творческого воображения у детей.

     Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато».  Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.

Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.

Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.

      В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолевают чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

  Методы и приемы ТРИЗ технологии   использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.

     Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитываются основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.

            Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;  использовать специальную игрушку - героя  занятия, которая «помогает» воспитателю.

        Одним из действенных методов развития творческого воображения и мыслительной активности  детей является разрешение проблемных ситуаций.

         Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.  

   

   Средства обучения, используемые при работе с детьми:

 наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

      В ходе реализации проекта  используются разнообразные формы работы

-с родителями: анкетирование, беседы,  консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников»;

Этапы реализации проекта

I этап  -   подготовительный (сентябрь – ноябрь 2019г.):    

Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.

II этап  – основной рабочий (декабрь 2019 – февраль - 2020г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста.

III этап – аналитико-обобщающий  (март – май 2020г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение образовательного процесса в свете повышения эффективности развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.

Программное обеспечение: используемая рабочая программа    разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, программой «Истоки», учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста,   опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.

Нормативно-правовые ресурсы:  Федеральный закон  от 29.12.2012г 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Срок реализации проекта – 1 года (сентябрь 2019г – май 2020г.)

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

I этап  - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2018г.). Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта.  

  • Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения и мыслительной активности детей  дошкольного возраста.

Сентябрь-

октябрь  2019г.

  • Изучение нормативной документации

1.3. Использование возможностей технологии ТРИЗ как средства оптимизации работы по развитию творческого воображения и мыслительной активности у детей  дошкольного возраста  

1.4. Анализ условий реализации проекта

1.5. Определение количественных показателей сформированности  творческого воображения

II этап.   – основной рабочий (декабрь 2018 – февраль - 2021г):реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Внедрение педагогического проекта.

2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений.

ноябрь  2019г.

2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий.  

Декабрь 2019г-

Январь 2020г.

2.3.Апробация комплекта

 Январь 2020г.- февраль 2020г.

2.4. Внедрение в образовательный процесс

Декабрь2019 –

 февраль - 2020г

2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей  дошкольного возраста  

2020г.

2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения у детей

Март 2020

2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития   творческого воображения у детей

Апрель 2020

2.8. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс

апрель  2020

2.9. Организация преемственности в работе с воспитателями групп  

2.10.Семинар–практикум «Формирование творческого воображения и мыслительной активности у дошкольников»

2.11.Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников

- выступления на родительских собраниях,

- организация открытых просмотров НОД

- консультации,   беседы

В течении всего года

III этап. Аналитико-обобщающий  (март – май 2021г.): сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение материалов проекта.

3.1. Анализ полученных данных, их систематизация, теоретическое осмысление полученных результатов

Май 2020г

 Ожидаемые результаты:

  • будут обеспечены:

-  положительная динамика качественных показателей высокого уровня      сформированности творческого воображения;

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня      коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;

-  преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах  развития творческого воображения у старших дошкольников;

  • повысится педагогическая компетентность субъектов  образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
  • увеличится доля педагогов, владеющих и применяющих  технологии ТРИЗ в образовательном процессе;
  •  информация о проекте будет представлена на заседаниях педагогического совета ДОУ,  интернет-ресурса

Список использованной литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

 

 Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  

                                                                                                                                                    Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

 

 Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Проект занятия по конструированию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Мой дом».

Обучать системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширять представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель, дом. Закреплять у детей умение узнавать изображённую на рисунке проекцию пре...

Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа

Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...

Проект "ТРИЗ технологии"

Актуальность данной темы.  Статистика ранней диагностики показывает, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения у малышей  затрудняют общение, о...

Проект по ознакомлению родителей с ТРИЗ - технологией по теме "ТРИЗ-минутки"

ГипотезаПо окончанию проекта родители получат знания о методах и приемах ТРИЗ- технологии, разработанные игровые приемы будут адаптированы и применены в семье. Цель проектаОзнакомить  родите...

Проект "ТРИЗ для дошкольников"

Проект "ТРИЗ для дошкольников" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ для развитие творческих способностей детей дошкольного ...

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ

quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...