"Ложка, как музыкальный инструмент"
проект (подготовительная группа)

Лукова Марина Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhka_kak_muzykalnyy_instrument.docx42.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Проект  на тему:

«В мире русских народных музыкальных инструментов.

Ложка, как музыкальный инструмент»

                                                                                 Исполнители:  

Матвеев  Илья Степанович

                                                                                  (подготовительная группа)

                   Музыкальный руководитель:

Чурикова. М. А.

г. Югорск

2016 г.


Аннотация

Тема проекта: «В мире русских народных музыкальных инструментов.  

Ложка, как музыкальный инструмент»

Цель проекта:

- знакомство с традициями и историей русской народной культуры.

Актуальность проекта:

В настоящее время ценится, когда человек знает историю своей страны, традиции и особенности ее культуры. Данный проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; песенным и танцевальным творчеством.

Задачи проекта:

1)Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;

2)Изучить историю возникновения ложек в русской народной  культуре;

3)Сравнить значение ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучить русскую народную песню, загадки, стихи о русском народном творчестве;

5) Представить самодеятельный номер «Ложки деревенские»;

6)Составить книгу русских народных музыкальных  инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");

Обеспечение проекта:

- Научно - методическое: подбор необходимой литературы, иллюстраций, фотографий.

-  Материально – техническое: (ИКТ технологии)

- Наглядно - дидактическое: иллюстрации, презентация.

Методы, средства, формы проекта:

- музыкальные занятия;

- беседы;

- практические: разучивание  песен, стихов, загадок,  музыкально-ритмических движений.

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

1. Традиции и история русской народной культуры        5

2. Ложки        5

2.1. История возникновения ложек        5

2.2. Использование ложек в быту        6

2.3. Ложка, как музыкальный инструмент        6

2.4.Сравнительная таблица        7

3. Песни, загадки, стихи о русском народном творчестве        8

4. Номер художественной самодеятельности        11

Практическая часть        12

5.Книга русских народных музыкальных  инструментов        12

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент")        12

Заключение        14

Список использованной литературы        14


Введение

Музыка в переводе с греческого языка означает – искусство муз.

У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи.

В моей семье музыка занимает важное место.

Я учусь в детской  школе искусств по классу  ударных инструментов. Мой старший брат  играет на домре, а двоюродный брат  окончил музыкальную школу по классу баяна. Так, как я играю на ударных инструментах, меня заинтересовал русский народный инструмент "Ложки", ведь играя на ложках можно научиться отстукивать разный ритм. Разучивая на музыкальном занятии русскую народную песню "Ложки деревенские" ложки никак не держались в моих ладошках, я понял,  что играть на ложках, это не так легко, а требует много времени, труда и терпения.

Актуальность проекта:

Данный проект поможет узнать о традициях русской народной культуры; познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; песенным и танцевальным творчеством.

Цель проекта: познакомиться с традициями и историей русской народной культуры.

Задачи проекта:

1)Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;

2)Изучить историю возникновения ложек в русской народной  культуре;

3)Сравнить значение ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучить русскую народную песню, загадки, стихи о русском народном творчестве;

5) Представить самодеятельный номер «Ложки деревенские»;

6)Создать книгу русских народных музыкальных  инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");        

Обеспечение проекта:

- Научно-методическое: подбор необходимой литературы, иллюстраций, фотографий.

- Материально-техническое: (ИКТ технологии)

-  Наглядно-дидактическое: иллюстрации, презентация.

Методы, средства, формы проекта:

-  музыкальные занятия

-  беседы

- практические: разучивание  песен, стихов, загадок,  музыкально-ритмических движений.

Этапы  реализации данного проекта предполагается:

1)Знакомство с традициями и историей русской народной культуры

2)Изучение истории возникновения ложек в русской народной культуре;

3) Сравнение значения ложек в быту и в русской народной культуре;

4) Разучивание русской народной песни, загадок, стихов о русском народном творчестве;

5) Представление самодеятельного номера «Ложки деревенские»;

6) Создание книги русских народных музыкальных  инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент");


Основная часть

1. Традиции и история русской народной культуры

В быту и культуре любого народа есть много явлений. Одними из самых ярких явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении всех веков. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

Праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами, песнями, приговорами, хороводами, играми, танцами, народными костюмами.

«Культура – это великий учитель того, как следует жить».

2. Ложки

2.1. История возникновения ложек

Мне  захотелось узнать историю возникновения  ложек. Я сходил  в библиотеку и взял книги, в которых рассказывается о ложках.

Из книг я узнал, что очень - очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились добывать и сохранять огонь, готовить на нем разную пищу, и в связи с этим появилась необходимость в приборе, которым можно было есть жидкую пищу. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными и удобными. Так появилась посуда и самая первая ложка. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой.  

 В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, дерева, позже приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Открытие кофейных и чайных домов привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положило начало производству кофейных и чайных ложек. И так на Руси появились ложечки разного размера и разной формы предназначенные для разных блюд. Например для первого блюда, горячего супа, каши – столовые ложки, для десерта – десертные ложки, для чая – чайные.

Деревянные ложки не только красивы - они изготовлены из экологически чистого материала. Для их изготовления используется древесина липы, рябины, яблони.

Деревянные ложки – это отражение самобытности  русской культуры и народных традиций.

Россию прозвали «ложкарной страной», так как она славилась своими красочно оформленными ложками. Роспись эта называется – хохлома, хохломской. А оформляли этой росписью в городе Семенов Нижегородского края. Здесь бережно хранится, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.

2.2. Использование ложек в быту

Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Пища станет вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

2.3. Ложка, как музыкальный инструмент

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек.

2.4.Сравнительная таблица

Сравнить использование ложек

Виды ложек:

Деревянная

Металлическая

Пластмассовая

1.Использование в быту

используем как столовый прибор (для приема пищи), как музыкальный инструмент и как сувенир;

используем как столовый прибор (для приема пищи), как лабораторный инструмент;

используем как столовый прибор (одноразовая посуда), можно использовать для поделок.

2. Как музыкальный инструмент

Часто используется как музыкальный инструмент (от 3 до 5 ложек). Звук извлекается путём удара друг о друга задних сторон ложек.

При ударе издаётся глухой звук;

Издают самый звонкий звук;

Издают очень тихий звук, почти не слышный .

3. Форма, цвет, материал.

сделана из дерева, черпак и ручка, расписана узорами;

- при взаимодействии с водой;

сделана из металла, черпак и ручка, серого – блестящего цвета;

сделана из пластмассы, черпак и ручка, обычно белого цвета(может быть разных цветов)

4.Взаимодействие с водой.

не тонет, а плавает на поверхности

тонет,  тяжёлая – сделана из металла

не тонет, а плавает на поверхности

5.Взаимодейстие при силовых движениях

прочнее чем пластмассовая, но её можно сломать;

прочная, не ломается;

гнется, очень хрупкая;

6.Теплопроводность

нагревается очень долго, остывает очень быстро;

нагревается лучше всех ложек, надолго сохраняет тепло;

не нагревается, низкая теплопроводность;

3. Загадки, стихи, песни о русском народном творчестве

Загадки про ложку:

Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это 
 (ложка)

Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их…..
 (ложка)

Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте
(ложку!)

Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно …
(ложка)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду
(ложка)

Загадки:

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо (самовар)

Под одной крышей

Четыре брата стоят (стол)

Как начнет говорить, разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать (чайник)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал – там и пропал (сахар)

Стихотворения про ложку:

***
- Вот и сладкий творожок,
Съешь - ка
ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, съем!
А вот ложки я не ем!

***

Стоял кораблик - ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик -
ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик -
ложка
С картошкой по волнам...
Плывёт кораблик -
ложка,
А Лешка его: - Ам!

***

Деревянные ложки -
Постучи - ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

«Самовар»

Поиграли?  Поплясали?

«Нагуляли аппетит?»

Вот теперь и подкрепиться

Вам совсем не повредит.

Самовар шипит, поет,

Всех за стол давно зовет.

Мы вам вкусное печенье

Испекли с любовью.

. Принимайте угощенье,

Ешьте на здоровье!

Песни:

«Русские ложки»  (муз, сл. Г. Рузанова)

1.Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой, не простые,

Прогремели на весь мир.

Припев: Ах, вы ложечки – кормёжечки мои,

Ложки русские, румяные.

Поварежки расхорошие мои,

Расписные деревянные.

2. Богатырь ей без сомненья

Чашку щей съедал в момент.

И на празднике веселья

Ложка – лучший инструмент.

3. Волга – родина матрешек

И красивых «Жигулей»,

И саратовских гармошек,

И веселых ложкарей.

«Русская сторонка» (сл. В.Бредис, муз.Е.Филипповой)

1. За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая.

Все в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

2. Пролетают гуси – лебеди

Над бескрайними озерами:

Над лугами, над дубравами

И над синими озерами.

3. На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская!

4. Номер художественной самодеятельности

«Ложки деревенские»

1.Наши ложки знает целый мир. 
Наши ложки - русский сувенир. 

Припев: 
Хохломские, псковские, 
Тульские, Югорские, 
Вятские, Смоленские, 
Ложки деревенские! 

2. Я на них сыграю, Вас развеселю, 
Всех гостей я песней, очень удивлю!

Припев: 
Хохломские, псковские, 
Тульские, Югорские, 
Вятские, Смоленские, 
Ложки деревенские! 


Практическая часть

5. Книга русских народных музыкальных  инструментов

(Книга I "Ложка, как музыкальный инструмент")

Этапы:  

- подготовительный (конспект «история возникновения ложки»)

- основной (составление сравнительной таблицы, разучивание  стихов, загадок, песен)

- заключительный  (изготовление книги, презентация, номер художественной самодеятельности)

Книга содержит следующие страницы:

1.Страничка воспитанника

- Ф.И.О,  увлечения

Я, Матвеев Илья, воспитанник подготовительной группы, увлекаюсь спортом – плаванием, музыкой  - играю на ударных инструментах. Подготовил проект по теме «В мире русских, народных инструментов. Ложка, как музыкальный инструмент». Музыка в переводе с греческого языка означает – искусство муз. У каждого народа есть своя музыка – народная, особенная, национальная. Она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи. В моей семье музыка занимает важное место. Я учусь в детской  школе искусств по классу  ударных инструментов. Мой старший брат  играет на домре, а двоюродный брат  окончил музыкальную школу по классу баяна. Так, как я играю на ударных инструментах, меня заинтересовал русский народный инструмент "Ложки", ведь играя на ложках можно научиться отстукивать разный ритм. Разучивая на музыкальном занятии русскую народную песню "Ложки деревенские" ложки никак не держались в моих ладошках, я понял,  что играть на ложках, это не так легко, а требует много времени, труда и терпения.

2.Страничка «Историческая»

- Традиции и история русской народной культуры

Познакомившись с традициями  и историей  русской народной культуры, я узнал что обычаи и традиции - это ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении всех веков. Праздники являлись  неотъемлемой частью жизни каждого человека. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами, песнями, приговорами, хороводами, играми, танцами, народными костюмами.

Как сказал один писатель «Культура – это великий учитель того, как следует жить».

3.Страничка «Познавательная»

- История возникновения ложек;

- Использование ложек в быту;

- Ложка, как музыкальный инструмент;

Из книг я узнал что, история деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой.   В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, дерева, позже приобрели популярность ложки из латуни и меди. Деревянные ложки стали известны всему миру, так как – это отражение самобытности  русской культуры и народных традиций. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.

4.Страничка «Сравнительная»

- Сравнительная таблица;

Сравнивая значение ложек я узнал, что ложки бывают разные по форме, по цвету, и изготовлены из разного материала. В быту можно использовать деревянную, металлическую, пластмассовую ложки, а как музыкальный инструмент, только деревянные ложки.

5.Страничка «Загадочная»

- Загадки о русском народном творчестве;

Загадки были очень интересным материалом для меня, так как я люблю отгадывать загадки, и загадаю одну загадку Вам: 

Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их…..
 (ложка)

6.Страничка «Стихотворная»

- Стихи о русском народном творчестве;

Изучая стихотворную страничку я познакомился со стихами,  которые отражают быт и народную культуру народа;

7.Страничка «Музыкальная»

- Песни о русском народном творчестве;

Последним этапом в моём проекте было изучение музыкального материала о русском народном творчестве, я познакомился с песнями: «Русские ложки»,  «Русская сторонка», «Ложки деревенские» песни очень мелодичны и легко запоминаются на слух. Песня «Ложки деревенские» мне так понравилась,  что я решил исполнить её для Вас.

Деревянные ложки -
Постучи - ка немножко.
Хочешь - суп хлебай!

А хочешь – песню  играй!

Заключение

В результате работы над проектом я пришел к таким выводам:

1)Познакомившись с традициями и историей русской народной культуры я узнал такие инструменты как: баян, бубен, домра, мое внимание привлекли ложки.

2) История деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

3) Сравнивая значение ложек я узнал, что ложки бывают разные по форме, по цвету, и изготовлены из разного материала.  В быту можно использовать деревянную, металлическую, пластмассовую ложки, а как музыкальный инструмент, только деревянные ложки.

4) Изучая русские народные песни, стихи и загадки я пополнял свои знания о русском народном творчестве;

5) Разучивая номер художественной самодеятельности «Ложки деревенские», я научился правильно держать ложки, научился выполнять движения совместно с песней.

6) В ходе создания книги русских народных музыкальных  инструментов я четко следовал

плану книги:

- создал страничку автора (сделал страничку в книгу, вклеил фотографию)

- познакомился с традициями и историей русской народной культуры (сделал страничку в книгу);

- изучил историю возникновения ложек в русской народной  культуре (сделал страничку в книгу);

- сравнил значение ложек в быту и в русской народной культуре (раскрасил: деревянную, металлическую, пластмассовую ложки, вклеил ложки и  сравнительную таблицу в книгу).

- выучил загадку, стих и песню (сделал страничку в книгу);

- представил самодеятельный номер «Ложки деревенские»

В итоге получилась очень красивая и интересная книга.

 

Список использованной литературы:

1.Дыбина О.В. "Игры – путешествия в прошлое предметов" 2001г.

2.Латышина Д.И. "Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён" 1995г.

3.Исакова И.Г., Кравчук В.М. "В мире народных инструментов" 1995г.

4. Куприна. Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством» г.Санкт – Петербург, 2010г.

5. К. Л. Обухова «Русская народная песня для детей». 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ложки как музыкальный инструмент

Целью проекта является знакомство с традициями и историей русской культуры. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей культуры и народных традиций. В работе рассказывается об истории возникн...

Паспорт музыкального инструмента: ложки.

Паспорт музыкального инструмента: ложки....

Презентация "Деревянные ложки, как музыкальный инструмент"

Материал знакомит с использованием деревянных ложек, как музыкального инструмента, знакомит с его историей возникновения, способами извлечения звука...

Ложки-древнейший славянский музыкальный инструмент.

История происхождения,техникаигры....

Презентация "Русский народный музыкальный инструмент Ложки"

Знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёма игры на ложках...