«Вежливые слова»
Цели: Расширять запас «вежливых слов». Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть. Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости. Итак, первое правило – важно запомнить главные вежливые слова.Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах Скажем маме мы … (спасибо). И во Франции, и в Дании На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое! Очень дорогое! Он про внучку говорил: Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Но нельзя молчать как рыба, Ну сказала бы ... (спасибо)
Дядя Саша огорчен, Рассказал он вот о чем… Настя – славная девчонка, Настя ходит в 1 класс Но…давно уже от Насти Я не слышу слово … (здрасте)
А слово-то какое – Очень дорогое! Встретил Витю я, соседа … Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но представьте! – зря от Вити Ждал я слова … (извините)
– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя, Но пред школою в строю Витя просит: – Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: – Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите Нам на карте город Псков – Извините, – Шепчет Витя, – Я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе, Вежлив Витя или нет Разберитесь в споре этом И пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.) – А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы». – Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече... – Толкнуть, но не извиниться... – Перебивать во время разговора... – Уметь соблюдать на уроке тишину... – Уметь выслушать друга. – Пропустить вперед девочек... – Сказать, уходя из класса домой «До свидания» – Громко разговаривать... – Помочь поднять упавшую вещь... – Обозвать обидным словом соседа... – Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости:
Надо вежливо обращаться к другим людям. Правильно вести себя в чужом доме. Быть гостеприимным хозяином. Уметь слушать других, не перебивать в разговоре. Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы». Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам. От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место. Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности. В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурия. – Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить. «Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра.Слова Дона Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить! – А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки. Присмотритесь, быть может в них вы узнаите себя.
1. Стихотворение А. Барто «Любочка»
– Какая на самом деле Любочка?
2. Сценка «Спорттовары».
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч. Федя обратился к продавцу: – Покажите это. Мне папа купит... – Как Вы думаите правильно ли обратился Федя к продавцу? – Научите Федю беседовать с продавцом.
Сценка «В магазине»
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет: – Ой, хочу клюшку! Купи, купи! – Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама, успокойся, пожалуйста, не кричи! – А я эту хочу! Купи!
– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).
– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.
|