Методическая разработка "Сказки о художниках"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Фихтер Лариса Петровна

Методическая разработка «Сказки о художниках» посвящена проблеме художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы приобщения дошкольников к культурному наследию нашей Родины через восприятие живописи известных отечественных художников. Предложено нестандартное решение данной проблемы: использование изображений репродукций картин художников в качестве маркировки мебели.  Кроме того, на внутренней части дверцы шкафчика для детской одежды предлагается расположить, так называемый, «информационный карман» В данный карман выкладывается информация либо о художнике, либо о его картине, его творчестве. Предназначена эта информация, как для просвещения детей, так и их родителей.  Родители транслируют полученные знания своему ребенку, а ребенок передает их другим детям. Таким образом осуществляется обратная связь «педагог-родитель-ребенок-дети» и  решается задача культурного просвещения не только детей, но и их родителей.

     В разработке  представлен план  работы, включающий в себя разные формы и  позволяющий   знакомить старших дошкольников с именами и творчеством художников, их краткой биографией, интересными фактами и событиями, произошедшими  в период детства мастеров искусства живописи,  историей написания некоторых картин.

    Разработка также направлена на развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами таких видов художественно-продуктивной деятельности, как лепка и рисование, которые являются первыми шагами в мире  искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Г. Урай, МБДОУ детский сад №7 «Антошка»

Методическая разработка «Сказки о художниках»

Фихтер Лариса Петровна

первая квалификационная категория

педагогический стаж- 25 лет

     Аннотация  

     Методическая разработка «Сказки о художниках» посвящена проблеме художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы приобщения дошкольников к культурному наследию нашей Родины через восприятие живописи известных отечественных художников. Предложено нестандартное решение данной проблемы: использование изображений репродукций картин художников в качестве маркировки мебели.  Кроме того, на внутренней части дверцы шкафчика для детской одежды предлагается расположить, так называемый, «информационный карман» В данный карман выкладывается информация либо о художнике, либо о его картине, его творчестве. Предназначена эта информация, как для просвещения детей, так и их родителей.  Родители транслируют полученные знания своему ребенку, а ребенок передает их другим детям. Таким образом осуществляется обратная связь «педагог-родитель-ребенок-дети» и  решается задача культурного просвещения не только детей, но и их родителей.

     В разработке  представлен план  работы, включающий в себя разные формы и  позволяющий   знакомить старших дошкольников с именами и творчеством художников, их краткой биографией, интересными фактами и событиями, произошедшими  в период детства мастеров искусства живописи,  историей написания некоторых картин.

    Разработка также направлена на развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами таких видов художественно-продуктивной деятельности, как лепка и рисование, которые являются первыми шагами в мире  искусства.

     Введение

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

                                                                                                                                          Бертольт Брехт

     Актуальность методической  разработки  «Сказки о художниках», обусловлена тем, что  затрагивает вопросы формирования  высокой духовности, нравственности человека средствами такого  вида  искусства,  как живопись.  Искусство никогда не стареет, оно всегда было, есть и будет интересным для изучения и познания человечеством. Только благодаря искусству,  мы можем поделиться с людьми своими чувствами, опытом и оставить свой след в истории. Ничто более так не обращено к душе и сердцу ребенка, как искусство – музыка, литература, живопись. Это страницы истории нашей, наше культурное наследие.  Задача педагога - сделать детей достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.  В условиях ДОУ эта задача решается в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

    Художественно-эстетическое развитие ребенка  способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Ребенок, сделав свою  первую поделку, рисунок или аппликацию, уже в какой-то степени прикоснулся высокому миру искусства.

     Живопись - это красота, мудрость, история. Живопись – это душа. Б.М. Неменский – советский и российский живописец, педагог, профессор – в своей книге «Мудрость красоты»   писал: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Задача - гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».     

     Цель методической разработки: приобщение дошкольников к культурному наследию нашей Родины через восприятие произведений живописи известных отечественных художников.    

     Содержание методической разработки предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

- формирование элементарных представлений о живописи, как одного из видов искусств;

- восприятие произведений  отечественных художников;

- стимулирование сопереживания персонажам  произведения;

- формирование высокой духовности, нравственности;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.  

     Решение поставленных задач осуществляется в области «художественно-эстетическое развитие» дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО.  Кроме того, разработка предполагает включение и интеграцию разных видов деятельности детей: игровую, исследовательскую, продуктивную творческую, чтение художественной литературы, что также соответствует требованиям ФГОС ДО.

   Поставленные задачи позволяют решить следующие формы работы:

  • мини-экскурсии
  • виртуальные экскурсии
  • обмен впечатлениями
  • обмен информацией
  • чтение сказок о художниках
  • продуктивная деятельность ( лепка, рисование)
  • рассказывание
  • подготовка и просмотр презентаций
  • дидактические игры
  • театрализованные игры-перевоплощения
  • прослушивание музыкальных произведений
  • выставки творческих работ
  • выступления
  • конкурсы
  • игровое шоу

     В процессе реализации содержания методической разработки применяются методы и приемы, рекомендуемые при ознакомлении дошкольников с живописью доктором педагогических наук, профессором Р.М.Чумичевой: сравнение, классификация картин по теме, настроению, жанру, общему цветовому решению, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры (Приложение 1).  Используется музыка и поэзия.

     Методическая новизна разработки заключается в том, что она отражает творческую идею использования изображений репродукций картин художников в качестве маркировки мебели  в художественно-эстетическом развитии детей и  может быть реализована в рамках проекта по предметно-развивающей среде (Приложение 2).

     Необычная маркировка ценна тем, что она сама по себе уже несет смысловую нагрузку для ребенка и для родителя, для любого, кто попал в необычную «приемную-галерею». Картины привлекают внимание и начинается процесс восприятия: узнаешь название картины и имя художника, испытываешь какие-то эмоции при рассматривании, обсуждаешь содержание произведения, делишься впечатлениями, внимание привлекают и другие картины, возникает познавательный интерес. Происходит первичное восприятие произведений живописи, что способствует решению одной из задач художественно-эстетического развития дошкольника.

    Методическая разработка включает в себя региональную составляющую. Дети имеют возможность познакомиться с творчеством  наших земляков-художников:

  • Игошева Владимира Александровича, который родился в Башкортостане и с 1950-х годов проживал в ХМАО. В г. Ханты-Мансийск открыт дом-музей художника Игошева В.А.

( Приложение 3);

  • Василия  Григорьевича Перова,  который является уроженцем  города Тобольск;
  •  Пластова  Аркадия Александровича, уроженца деревни Прислониха, Сибирского уезда.  

     Условия применения

  • наличие помещения (раздевальная комната, групповая комната, умывальная комната, спальня)
  • наличие  предметов мебели для маркировки (шкафы для одежды, полки для полотенец, кровати, столы)
  • наличие участников (дети, родители, педагоги)
  • наличие маркировки (иллюстрации с изображением репродукций картин с указанием названия картины и  ее автора)
  • наличие материалов для продуктивной деятельности (пластилин, стеки, доски для лепки,  разные виды изобразительных материалов, бумага)
  • портреты художников
  • ноутбук
  • проектор
  • интерактивное оборудование

           Основные этапы реализации разработки

Разработка  реализуется в течение учебного года.

I этап – подготовительный

Срок реализации - август

  • изготовление маркировки
  • выбор детьми картинки-маркировки
  • подбор и изучение литературы
  • определение содержания и составление плана работы

II этап – основной

Срок реализации: сентябрь - май

Осуществление реализации содержания разработки

III этап – заключительный

        Срок реализации – май

  • проведение  анализа  эффективности и результативности разработки
  • трансляция  опыта работы на уровне ДОУ

          Ограничения

     Ограничения: методическая разработка предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного  возраста.  

          Ожидаемые результаты от реализации методической разработки

  • Повышение уровня  художественно-эстетического развития   детей старшего дошкольного возраста.
  • Расширение знаний об отечественных художниках  у детей старшего дошкольного возраста.
  • Расширение знаний  произведений  отечественных  художниках  о детях  у дошкольников старшего возраста.
  • Активная творческая  деятельность воспитанников и родителей МБДОУ.
  • Трансляция  опыта работы среди педагогов ДОУ.
  • Приобщение родителей  и детей к культурному наследию нашей Родины

Содержание

С чего все началось или «необычная маркировка»

     А началось все с того, что необходимо было промаркировать мебель: шкафчики для детской одежды в приемной, полки для полотенец, кровати. Хотелось чего-то необычного, нестандартного. Такого, чтоб эта маркировка носила еще и развивающий характер. Мысли были разные: фотографии детских писателей, памятники архитектуры, города-герои, дети-герои Великой Отечественной войны. Когда пришла мысль о художниках, то встал вопрос, какие же картины представить детям. Что окажется более близким и понятным для них? Конечно же, картины, героями которых будут дети!

Дошколята выбирали себе «картину» сами. Интересно было наблюдать за ними, как они разглядывают то, что им предложено. Интересно было слушать, почему именно «эту», а не «другую». Кто-то отождествлял себя с героем картины, кому-то нравилось то, что происходит на этой картине, кто-то молча облюбовал для себя картину. Дети хвастались друг перед другом картинами, считая «свою» лучшей. Были и споры, и сожаления, что та картина, которая понравилась, уже выбрана другим ребенком. И тут важно было умение педагога обратить внимание ребенка на достоинство других изображений.

Хочу рассказать о картине П.Пикассо «Девочка на шаре». Думалось, что никто ее не выберет. Но нашелся один мальчик, который сразу ее  приметил и твердо сказал: «Я хочу эту!». На предложение посмотреть другие, он ответил решительным отказом. Позже можно было увидеть, как он показывает свою картину детям, и с гордостью говорит о том, что он будет  такой же сильный и мускулистый, как тот атлет - один из героев картины. Вот, оказывается, в чем было дело!

Не менее интересно было наблюдать за родителями:  удивление в глазах, неподдельный интерес, одобрительные высказывания, неторопливое рассматривание маркировки на всех шкафчиках.

Многие дети уже запомнили название картин, а некоторые и имена художников, и с удовольствием сообщали об этом своим родителям.  И дети, и родители – довольны!

I этап – подготовительный

Август

№п/п

тема

содержание

1.

Необычная маркировка

Педагог занимается изготовлением маркировки для мебели (шкафов, полок для полотенец, кроватей). В качестве картинок для маркировки выбраны репродукции картин известных отечественных художников, главным героем которых являются дети.

  2.

Выбор картинки и ее размещение

Детям предлагается самостоятельно выбрать понравившуюся картинку и объяснить свой выбор. Педагог сообщает название картины и имя художника.

 3.

Подбор литературы

Педагог подбирает  и изучает необходимую литературу.

Список картин для маркировки

1.

Тропинин В.А.

«Мальчик с жалейкой»

2.

Тропинин В.А.

«Мальчик с топориком»

3.

Тропинин В.А.

«Девочка с куклой»

4.

Брюллов К.П.

 «Всадница»

5.

Хруцкий И.Ф.

 «Портрет мальчика»

6.

Макаров И.К.

 «Портрет девочки»

7.

Перов В.Г.

 «Спящие дети»

8.

Тимофеев В.Т.

 «Девочка с ягодами»

9.

Маковский К.Е.

 «Дети, бегущие от грозы»»

10.

Маковский В.Е.

«Пастушки»

11.

Прянишников И.М.

«В засаде»

12.

Прянишников И.М.

 «Дети на рыбалке»

13.

Платонов Х.П.

 «Крестьянская девочка»

14.

Серов В.А.

«Девочка с персиками»

15.

Богданов-Бельский Н.П.

 «Новая сказка»

16.

Прянишников И.М.

 «В засаде»

17.

Макаров И.К.

«Портрет девочки»

18.

Сычков Ф.В.

 «Катание с горы»

19.

Пикассо П.

 «Девочка на шаре»

20.

Серебрякова З.Е.

 «За обедом»

21.

Пластов А.А.

 «Первый снег»

22.

Кротов Ю.Н.

«Хозяюшка»

23.

Кротов Ю.Н.

«Мои куклы»

24.

Игошев  В.А.

«Девочка ханты»

25.

Игошев В.А.

«Девочка ханты в красном платочке»

         В качестве основного источника информации для детей  выбрана серия «Сказки о художниках» издательства «Белый город»  из проекта «Энциклопедия малыша». «Это сказки об искусстве, где выдумка тесно переплетается в ней с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное – сами картины знаменитых русских мастеров.  В каждой из сказок автор старался создать правдивый человеческий образ художника, что дает маленькому ценителю искусства возможность почувствовать – и подышать – неповторимым воздухом произведений Мастера»  (Г.Ветрова).

        Свои представления о художниках, их творчестве, почерпнутые из сказок,  дети закрепляют в продуктивной деятельности – лепке или рисовании. Это творческие работы детей - коллективные, индивидуальные,  работы в парах – по которым организуются выставки для родителей и гостей группы  (Приложение 4).

     Примечание. Порядок знакомства с художниками и их творчеством определен  датой их  рождения.

II этап – основной

         Сентябрь- май

№п/п

тема

содержание

дата

участники

1.

«Картинная галерея»

1.Мини-экскурсия по «приемной-галерее»

2. Продуктивная деятельность. Лепка на тему «Моя картина» или «Картина, которая мне понравилась».

3.Оформление выставки детских работ. Рассматривание и обсуждение.

сентябрь

педагог

дети

2.

Тропинин В.А.

1.Чтение. «Василий Тропинин. Сказка о московском художнике».

2.Рассматривание картин «Мальчик с топориком», «Мальчик с жалейкой», «Девочка с куклой».

3..Продуктивная деятельность. Рисование на тему «Что я запомнил о художнике». Подбор названия для своей картины.

4.Оформление выставки детских рисунков. Рассматривание и обсуждение.

5.Мини-экскурсия для родителей по выставке рисунков.

сентябрь

педагог

дети

3.

Брюллов К. П.

1.Чтение. «Сказка о знаменитом художнике. Брюллов».

2.Рассматривание картины «Всадница».

3.Игра «Выбери подходящую к картине мелодию» (Прослушивание отрывков из  музыки А.Хачатуряна «Венский вальс» и  Л.В.Бетховена «Симфония №1»).

4.Продуктивная деятельность. Лепка. Всадница.

октябрь

педагог

дети

4.

Хруцкий И.Ф.

Макаров И.К.

 1.Сказка о благородном художнике. Макаров.

2.Сравнение картин Хруцкого И.Ф. «Портрет мальчика» и Макарова И.К. «Портрет девочки».

3. Игра «Оживи картину».

4.Продуктивная деятельность. Рисование понравившегося портрета.

октябрь

педагог

дети

5.

Перов В.Г.

1.Чтение.  «Сказка о художнике и волшебном альбоме. Василий Перов».

2. Рассматривание картины «Спящие дети» под музыкальное сопровождение (Ф.Шопен «Колыбельная для ангела»)

  • 3.Описание ребенком картины (Домашнее задание)

4.Продуктивная деятельность. Рисование на тему «Жизнь Василия Перова». Подбор названия для своей картины.

5.Оформление выставки детских работ. Мини-экскурсия  по выставке для родителей.

ноябрь

педагог

родители

ребенок

6.

Тимофеев В.Т.

1.Дидактическая игра «Художественный салон».

2.Рисование картины Тимофеева В.Т. «Девочка с ягодами» по словесному описанию (педагог дает подробное словесное описание картины без ее показа и без объявления названия и художника, а после дети рисуют).

2. Оформление выставки  и сравнение детских рисунков с репродукцией картины художника.

ноябрь

педагог

дети

7.

Маковский К.Е.

Маковский В.Е.

1.Просмотр презентации «Семья Маковских».

2.Чтение. Сказка о красивом художнике. Маковский.

3.Продуктивная деятельность. Рисование. Что я запомнил о художнике Маковском К.Е. Подбор названия для своей картины.

4.Оформление выставки детских работ и проведение мини-экскурсии для детей старшей группы.

декабрь

педагог

дети

8.

Маковский К.Е.

Маковский В.Е.

1. Рассматривание картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» под музыкальное сопровождение (А.  Вивальди «Гроза»)

2. История одной картины (рассказ педагога об истории написания картины «Дети, бегущие от грозы» К..Е.Маковского)

3. Рассматривание и описание картины Маковского В.Е. «Пастушки» под сопровождение музыки П.И. Чайковского «Пастушки».

4. Продуктивная деятельность. Лепка. Коллективная работа «Пастушки» по мотивам картины Маковского В.Е.

декабрь

педагог

дети

9.

Прянишников И.М..

1.Чтение. Сказка о художнике и настоящем деле. Илларион Прянишников.

2. Рассматривание, обсуждение и «оживление» картин «Дети на рыбалке», «В засаде».

3. Продуктивная деятельность. Рисование на тему «Жизнь и картины художника Прянишникова И.М.». Подбор названия для своей картины.

4. Оформление выставки детских работ. Мини-экскурсия для детей старшей группы.

декабрь

педагог

дети

10.

Платонов Х.П.

  • 1.Игра «Узнай по описанию» (на слайде 4 картины: «Девочка с куклой» В.А.Тропинина, «Портрет девочки» Макарова И.К., «Девочка с ягодами» Тимофеева В.Т. и «Крестьянская девочка» Платонова Х.П.  Ребенок дает описание картины «Крестьянская девочка» Платонова Х.П.)

2.  Передача выражения лица девочки и «Оживление» картины Платонова «Крестьянская девочка».

3. Краткий рассказ педагога о художнике.

  • 4. Продуктивная деятельность. Рисование. Портрет «Крестьянская девочка» ( домашнее задание)

январь

родители

педагог

дети

11.

Серов В. А.

1.Чтение. Сказка о правдивом художнике. Валентин Серов.

2. Рассматривание картины «Девочка с персиками» и сообщение некоторых деталей ее написания.

3.Игра - «перевоплощение»  по картине  «Девочка с персиками».

4. Продуктивная деятельность. Лепка подгруппами по картине «Девочка с персиками».

январь

педагог

дети

12.

Богданов-Бельский Н.П.

1.Чтение. Сказка о пастушке и добром волшебнике. Николай Богданов-Бельский.

2. Рассматривание картины «Новая сказка» под музыкальное сопровождение (Ф. Шопен «Мечта»).

  • 3. Рассказывание детьми стихотворений о сказках («Для чего нужны нам сказки?», «У сказки можно поучиться», М.Пляцковский «Сказки гуляют по свету», «В уютной сказочной стране»)

4. Продуктивная деятельность. Рисование на тему «Моя сказка». Оформление выставки.

февраль

педагог

дети

родители

13.

Сычков Ф.В.

1.Мини-экскурсия по «картинной галерее» с репродукциями картин  Сычкова Ф.М., объединенных одной тематикой («Возвращение из школы», «Катание с гор»,  «Катание с горы», «Тройка», «Зима», «С гор», «Деревенская карусель», «Снежный ком»). Просмотр картин под музыкальное сопровождение (песня «Здравствуй, гость-зима», сл. И.С. Никитина). Короткое сообщение  о художнике.

  • 2.Конкурс на лучшее прочтение стихотворения на тему «Катание на санках».

3. Продуктивная деятельность. Рисование. Коллективная работа «Катание с горы».

февраль

педагог

дети

родители

14.

Пикассо П.

  • 1.Короткое сообщение ребенка о художнике П.Пикассо (подготовлено дома)

2..История одной картины («Девочка на шаре»).

3.. Продуктивная деятельность. Лепка. Девочка на шаре (работа в парах).

4. Дидактическая игра «Выставка картин»

март

родители

педагог

дети

15.

Серебрякова З.Е.

1.Сказка о серебряном ветре. Зинаида Серебрякова.

2.Расматривание картины «За обедом». Театрализованная игра-перевоплощение по картине.

3. Продуктивная деятельность. Рисование. Что я запомнил о художнике.

4. Оформление выставки детских рисунков.

март

педагог

дети

16.

Пластов А.А.

1.Сказка про мальчика, понимавшего язык земли. Аркадий Пластов.

2.Рассматривание картины «Первый снег». Игра «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (рук, головы) изображенных образов».

3.. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выбор подходящих к картине «Первый снег» (Вивальди «Времена года. Зима», Чайковский. «Симфония №5», Ф. Шопен «Ноктюрн №2»).

4.. Продуктивная деятельность. Рисование. Если бы я был художником, как бы я нарисовал первый снег.

апрель

педагог

дети

17.

Кротов Ю.Н.

1.Презентация «Художник Кротов Ю. и его картины о детях».

2. Театрализованная игра-перевоплощение по картинам «Хозяюшка» и «Мои куклы».

3.Дидактические игры: « Разрезные картинки», лото «Художник и картина» « Чей портрет?»

апрель

педагог

дети

18.

 Игошев В.А.

1.Виртуальная   экскурсия по дому –музею народного художника в г. Ханты-Мансийске. Прослушивание песни « Ханты-мансийский округ».

 2. Рассматривание картин «Песенка северяночки», «Девочка ханты», «Девочка ханты в красном платочке», «девочка в цветном платке» под прослушивание музыкальной композиции «Курай Эне» (башкирские народные мотивы). Определение настроения картин.

3. Д/и «Найди ошибку».

4. Продуктивная деятельность. Рисование или лепка  на тему картин Игошева В.А. о детях.

май

педагог

дети

19.

Итоговое мероприятие

Шоу «Где логика?» (  Приложение 5)

май

педагог

дети

 

  • Данным маркером отмечена форма работы, предусматривающая взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный

Май

     Эффективность и результативность методической разработки «Сказки о художниках» определялись с помощью педагогической диагностики к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» по разделу «Художественно-эстетическое развитие». Был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга на конец учебного 2016-2017 года и на конец учебного 2017-2018 года

     Количество диагностируемых детей 22 чел. В таблице представлены данные.  выраженные в единицах - количество человек .

Критерий

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

Высокий темп развития

Успешное развитие

Норма  развития

Рекомендована разработка индивидуального образовательного маршрута

Высокий темп развития

Успешное развитие

Норма  развития

Рекомендована разработка индивидуального образовательного маршрута

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

5

5

11

1

10

10

2

0

Формирование элементарных представлений о видах искусства

4

5

13

0

10

11

1

0

Стимулирование сопереживания персонажам художественного произведения

8

10

4

0

10

12

0

0

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

9

9

4

0

12

10

0

0

  Вывод

  Выявленная динамика  в области художественно-эстетического развития  позволяет сделать вывод о том,  что данная методическая разработка может быть успешно использована в работе  со старшими дошкольниками. Цель и задачи приобщения дошкольников к культурному наследию нашей Родины через восприятие произведений живописи известных отечественных художников достигнута.

 Для педагогов ДОУ было проведено итоговое мероприятие «Шоу «Где логика?», которое  показало:

  • дети  знают и  называют  имена отечественных художников;
  • дети могут определить, кто из художников изображен на портрете;
  • дети могут назвать автора и название картины, с которыми познакомились в течение года;
  • дети способны  определить настроение картины;
  • дети способны сопереживать героям картины;
  • дети способны определить, какое музыкальное произведение (из предложенных) соответствует настроению картины;
  • дети проявляют активную творческую деятельность;

     Реализация методической разработки способствует укреплению социального партнерства МБДОУ с семьями воспитанников, что является современным требованием новых нормативных документов и способствует улучшению качества образовательного процесса.

     Разработка «Сказки о художниках» - это первые шаги в мире искусства, первые опыты в овладении духовным наследием человечества.   Она позволяет приобщить детей к миру высокого искусства, развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений живописи, сформировать элементарные представления о живописи, как одного из видов искусств, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей, способствует развитию духовности и формированию нравственных качеств.

        Материалы методической разработки могут быть использованы  педагогами дошкольных образовательных организаций,  преподавателями изостудий,  родителями.

Литература

  1. Ветрова Г.Е. Сказка о правдивом художнике. Валентин Серов. Изд.: Белый город, 2001
  2. Ветрова Г.Е. Сказка о московском художнике. Тропинин. Изд.: Белый город, 2001
  3. Ветрова Г.Е. Сказка о знаменитом художнике. Брюллов. Изд.: Россия, Москва, «Белый город», 2003
  4. Винокурова С.В. Сказка о художнике и волшебном альбоме. Василий Григорьевич Перов. - Изд.: Россия, Москва, «Белый город», 2006
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991. -159с
  6. Мурашева Е.В. Николай Богданов-Бельский. Сказка о пастушке и добром волшебнике.-Изд.: Белый город, 2003
  7. Мацкевич М. Константин Маковский. Сказка о красивом художнике. - Изд. «Белый город», 2003
  8. Мурашева Е.В. Сказка про мальчика, понимавшего язык земли. Аркадий Пластов. Изд.: Белый город, 2001
  9. Соломко Н.З. Сказка о серебряном ветре. Зинаида Серебрякова. Изд.: Белый город, 2005
  10. Соломко Н.З. Сказка о благородном художнике. Иван Кузьмич Макаров. Изд.: Белый город, 2005
  11. Чудовская И.С. Сказка о художнике и настоящем деле. Илларион Прянишников. Изд.: Россия, Москва, «Белый город», 2004
  12. Чумичева Р.М.  Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Министерства образования и науки РФ. Изд.: Сфера, 2016, 96 с.

Интернет-ресурсы "Сказки о художниках"



Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия «Шоу «Где логика?»

     Цель: закрепление в игровой форме полученных знаний о художниках и их картинах.

     Оборудование, материалы: презентация «Где логика?», ноутбук, интерактивная доска, три детских столика, три ширмы, три музыкальных молоточка, комплект фишек красного, желтого и зеленого цвета,  три конверта с разрезными картинками ( «Наездница» К.Брюллова, «Мальчик с жалейкой» В.Тропинина,  «Девочка с котенком» Р.Смородинова,  « Девочка с персиками» В.Серова), гитара,  иллюстрация «Скрипка Гварнери», микрофон, фото  Московского училища живописи, ваяния и зодчества, иллюстрации репродукций картин: «Мальчик, продающий квас», « Игра в бабки». «Ночное» «Художник в своей студии», семейное фото Маковских, изображение серебряной и золотой медали, которыми награждали художника Маковского В., распечатанные  билеты в театр, на концерт, изобразительные материалы (любые), наборы предметов для «оживления картин» : красная рубаха, черный  пояс, корзина, веточка дерева, грибы; красный  сарафан,  белый платок, глиняная тарелка, ягоды-муляжи; маленькая банкета, куклы, синяя лента, книги, предметы детской кукольной посуды; «медали» по количеству детей.

     Предварительная работа.

     Во время утреннего приема детям предлагается выбрать для себя цветную наклейку и прикрепить ее на одежде. Это нужно для разделения детей на команды во время проведения игры-шоу.

  1. Организационный момент

    1. Разделение на команды.

-Сегодня я предлагаю сыграть в командную игру «Где логика?» Но для этого нам нужно разделиться на команды. Каждый из вас утром выбрал цветную наклейку. Разбейтесь на команды по цвету наклейки и займите места за соответствующим столом.

Дети разделились на команды «Желтых», «Зеленых» и «Красных».

2. Выбор и представление капитанов и команд.

-Предлагаю в течение минуты выбрать капитана команды и представить его.

3. Объяснение правил игры.

Игра состоит из пяти раундов. Каждый раунд предполагает ответ на какой-либо  вопрос или выполнение задания. Тот, кто знает ответ на вопрос или справился с заданием, должен подать звуковой сигнал с помощью музыкального молоточка. Первым отвечает та команда, чей участник подал сигнал раньше. За правильный ответ, команда получает фишку. В игре побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.

  1. Основная часть игры.

1 раунд. «Пазлы» или «Сложи картинку»

- Итак, наша игра начинается (слайд 1)

- Правила первого раунда просты ( слайд 2). Перед вами конверт с разрезной картинкой. Из частей нужно сложить целую картину. Назвать  автора картины и художника. Выполняют задание капитаны команд. Справившийся первым, подает звуковой сигнал музыкальным  молоточком. За  правильно выполненное задание выигравший получает одну фишку для команды.

Используются картины «Наездница» К.Брюллова, «Мальчик с жалейкой» В.Тропинина,  «Девочка с котенком» Р.Смородинова,  « Девочка с персиками» В.Серова. В конверты вложены «лишние» части, которые дети должны обнаружить.

После выполнения задания на экране появляется слайд 3.

2 раунд. « Картиноребусы» (слайд 4)

-На экране появятся три отдельных изображения ( в слайде), в которых загадана картина известного отечественного художника. Ваша задача назвать картину и художника.

  • И.Прянишников «Дети на рыбалке» (дети, река, удочка) (слайд 5, слайд 6))
  • В.Маковский «Пастушки» (коровы, мальчишки, рогатка) (слайд 7, слайд 8)
  • Тропинин В. «Мальчик с топориком» (соломенная шляпа, мальчик, топор) ( слайд 9, слайд 10)
  • К.Маковский « Дети, бегущие от грозы» (бегущие под дождем дети, мостик через реку, гроза) (слайд 11, слайд 12)
  • Тропинин В.  «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» (тоскующий мальчик, птичья клетка, умершая птица) (слайд 13, слайд 14)
  • Тропинин  В. «Девочка с куклой» ( красный платок, кукла, девочка) (слайд 15, слайд 16)

3 раунд. «Кто в номере живет?» (слайд 17)

Этот раунд проводится в изостудии.

-Специально для вас мы подготовили «гостиничный номер», который располагается  в изостудии. В номере разложены вещи, предметы известного художника. Ваша задача - найти их и назвать художника, которому они принадлежат и , следовательно, который проживает в этом номере.

 (В студии размещены вещи, имеющие отношение к художнику Владимиру Маковскому. Дети знают об этих вещах из рассказов о художнике ).

Предметы:

  • гитара (играл на гитаре)
  • иллюстрация «Скрипка Гварнери» ( у художника была  скрипка Гварнери)
  • микрофон (любил петь)
  • фото  Московского училища живописи, ваяния и зодчества (там учился и преподавал художник)
  • картины: «Мальчик, продающий квас», « Игра в бабки». «Ночное» «Художник в своей студии» (автор этих картин)
  • семейное фото Маковских
  • изображение серебряной и золотой медали (был награжден ими)  
  • распечатанные  билеты в театр, на концерт (любил их посещать)
  • изобразительные материалы
  • мольберт

4 раунд. «Два в одном»  или «Кто здесь?» (слайд 18)

-Перед вами на слайде появится необычный портрет. Он сложен из  частей портретов двух художников.  Ваша задача - назвать имена этих художников.

1. К.Маковский и В.Перов ( слайды 19-20)

2.И.Прянишников и К.Маковский (слайды 21-22)

3. В.Тропинин и В.Маковский (слайды 23-24)

Слайд 25 по окончании раунда.

5 раунд. «Живая картина» ( слайд 26)

Дети приглашаются в помещение, где для каждой команды  приготовлен набор предметов, выложенных на столиках. Столики разделены ширмами.  Нужно узнать, из какой картины эти предметы, назвать автора, название картины и изобразить ее -  «оживить». Картину «оживляет» один из членов команды, которого выберут участники команд. Название и автора сообщает капитан.

  1. Хруцкий «Портрет мальчика» ( красная рубаха, черный  пояс, корзина, веточка дерева, грибы)
  2.  Тимофеев «Девочка с ягодами» (красный  сарафан,  белый платок, глиняная тарелка, ягоды-муляжи)
  3. Ю. Кротов «Мои куклы» (маленькая банкетка, куклы, синяя лента, книги, предметы детской кукольной посуды)

Дети возвращаются к столам.  На экране  появляется слайд 27.

  1. Подведение итогов.

 Подсчет накопившихся фишек у каждой команды. Вручение медалей победителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению занятий кружка "Юный художник" (нетрадиционные способы рисования на бумаге и ткани "Батик")

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. И...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества.  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Методическое пособие "Каждый ребенок - художник"

В материалах пособия представлен перспективный план работы изостудии «Академия художеств» на учебный год для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник художественного ...

Методические рекомендации « Природа. Художник. Зритель. Рисование пейзажа».

Методические рекомендации «Природа. Художник. Зритель. Рисование пейзажа» разработаны в помощь педагогам дополнительного образования, учителям и воспитателям для организации и проведения у...

Методические разработка "Маленький художник". Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционное рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. Взаимосвязь изоб...


 

Комментарии

Видякина Надежда Ивановна

Методическое пособие очень актуально, интересно. Спасибо за труд. Можно скачивать и полноценно применять на практике.