Семинар - практикум для родителей «Учимся экспериментировать».
консультация

Белозерова Юлия Викторовна

Данное мароприятие поможет воспитателям познакомить родителей с методами экспериментирования с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx_belozerova.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

автор: Белозерова Ю.В.- воспитатель I квалификационной категории

Семинар - практикум для родителей «Учимся экспериментировать».

Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с методами экспериментирования с детьми.

Задачи: 
1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
2. Укреплять сотрудничество между родителями (законными представителями), педагогами и воспитанниками.
3. Формировать положительные эмоции.


Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, подготовка оборудования и материалов для экспериментирования.

Оборудование и материалы : Презентация; ёмкость с водой, пробирки пустые, пробирка с водой, лист бумаги, магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды;  стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 8 штук; ёмкость большая -1; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой, листы бумаги (газетная, калька, лощёная), ёмкости с водой, виноград, бутылка с газированной водой, цветная бумага, болтик, пластмассовые игрушки, вата, цельное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкое моющее средство, гуашь, восковые мелки, трубочки для коктейля.

Ход семинара:

Воспитатель пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. 


Воспитатель: уважаемые родители, а вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование?  Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 

Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д. Все по режиму.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать. 

В народе говорят«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю«Ещё лучше всё это сделать самому».

Поэтому, предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.

Практическая часть. Опыты и эксперименты.

Опыт 1: Вулканическая лава.

Понадобится: вода, растительное масло, краситель, соль, шипучая таблетка.

Налить в стакан воды, потом растительное масло, добавить краситель и перемешать. Т. к. масло легче воды, оно будет находиться вверху и не смешиваться с водой. Затем сверху насыпать соль (ложку). Соль тяжелее масла и поэтому будет опускаться вниз в воду, захватывая масло. Когда соль растворится, масло снова будет подниматься вверх. В ходе этого опыта мы можем наблюдать реакцию похожую на вулканическую лаву. Можно добавить шипучую таблетку для наглядности.

Опыт 2: Самонадувающийся шарик.

Понадобится: воздушный шарик, сода, бутылка, уксус, лист бумаги.

В шарик насыпьте соды (2-3 ч. л., а в бутылку залейте уксус (1/2 стакана). Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.

Вывод: дело в том, что при добавлении соды в уксус (гашение соды)выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик

Опыт 3: Удивительные мандарины.

Понадобится: два мандарина, миска с водой.

Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?

Вывод: "В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

Опыт4: «Подводная лодка из изюма.»

Понадобится: стакан со свежей газированной водой, изюм.

Бросьте в воду несколько изюминок. Они чуть тяжелее воды и опустятся на дно. Но на них тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминки всплывут.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая изюминка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Опыт 5: «Поможем Золушке»

На бумажное полотенце высыпать перец и соль и тщательно их перемешать. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуть небольшой воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяное, затем поднести его к смеси соли и перца. Произойдёт чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это один из примеров действия статистического электричества. Когда потёрли шарик о шерстянное, он приобрёл отрицательный заряд. Потом поднесли шарик к смеси перца с солью. Часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.

Опыт 6

Интересно, а что произойдёт, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?  Сейчас мы с Вами попробуем надуть шарики выжимаем цедру апельсина над шариком. Воздушный шарик лопнул, лишь только сок с цедры попадает на них.

Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина. Содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых. А не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину.

Опыт №7

Налейте в тарелку молока, добавьте красителя (разных цветов) но только не на середину тарелки а по сторонам. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).

Уважаемые родители, Вы наглядно убедились, что всё это несложно, всё это Вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим детям, очень понравиться. Закончить нашу встречу мне хочется словами известного психолога П.П.Блонского.

«ПУСТАЯ ГОЛОВА НЕ РАССУЖДАЕТ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ОПЫТА, ТЕМ БОЛЬШЕ СПОСОБНА ОНА РАССУЖДАТЬ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Учимся правильно говорить"

Автором предложен материал проведения семинара-практикума для родителей старшей группы "Учимся говорить правильно", на котором родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнен...

Семинар практикум для родителей "Учимся играя"

конспект семинара практикума для родителй "учимся играя"...

Семинар-практикум для родителей "Учимся у книги"

В статье представлен практический опыт работы по проведению семинара-практикума для родителей. Рассчитано на работу с родителями детей дошкольного возраста. Пособие адресуется логопедам, воспитателям....

Семинар – практикум для родителей «Учимся играя», для старшей возрастной группы.

Семинар – практикум для родителей  «Учимся играя», для старшей возрастной группы....

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...