Тропинка к дому
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях ГКУ ЦССВ «Соколёнок» - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в ГКУ ЦССВ «Соколёнок» в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений, должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В ГКУ ЦССВ «Соколёнок» воспитываются дети, попавшие сюда из-за разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованный пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть всё-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Многие ЦССВ разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в ЦССВ, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, к организации быта.
Программа разработана в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.
В каждой такой семье есть дети, некоторые из которых связаны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в ЦССВ (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).
Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блоков:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать).
Программа циклична. Ребенок, находясь в ЦССВ, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
- Специально организованные занятия:
- Беседы;
- Рассказы воспитателя;
- Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
- Семейные чтения;
- Разбор ситуации на определенную тему;
- Дискуссия;
- Устный журнал;
- Разговор за семейным столом;
- Демонстрация мультфильмов и фильмов;
- Выставка высказываний на определенную тему;
- Практические занятия;
- Составление рукописной семейной газеты;
- Сочинение детей на заданную тему;
- Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
- Создание семейных фильмов;
- Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
- Семейные походы, экскурсии.
- Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
- Семейные вечера на выбранную тему.
- Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, исполнение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
- Семейные игры.
- Анкеты, тесты.
- Час семейного отдыха.
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
- идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
- «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
- «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
- основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
- основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
- положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре, особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),
- концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
- «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
- основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
- Личностный:
Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Средовой:
Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
- Природосообразный:
Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
- Деятельностный:
Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников-игре; младших школьников-учении; учащихся основной школы-общении; старшеклассников-учебно-профессиональной деятельности.
- Культуросообразный:
Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
- Дифференцированный:
Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
- Человековедческий:
Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
- Эмоциональный:
Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
- Отношенческий:
Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
- Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей.
Практические задачи программы:
- Помочь каждому ребенку в познании культуры семейных отношений.
- Активизировать и развивать социальные наклонности.
- Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
- Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
- Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
- Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным, детей, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности:
Процесс воздействия окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода:
Процесс основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности:
Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности:
каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития:
реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества:
реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности:
одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных кружках, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно-образовательной
работы в семейной группе:
*Примечание:
В летний период работа ведется в соответствии с программой летней оздоровительной деятельности.
Практическая часть по формированию и развитию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
(«Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница»)
«АЗБУКА КУХНИ»
«МУЖЧИНА В ДОМЕ»
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Рекомендации по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми:
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Рост уровня общей социализированности воспитанников.
- Адекватная полоролевая самоидентификация детей, освоение ими социальных ролей в семье.
- Развитие гуманных коллективистских отношений в группах.
- Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы.
- Знание воспитанниками культуры семьи.
- Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
- Готовность детей к жизни в кровной или замещающей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-565083-1421870997.jpg)
До-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ДОМЕ РЕБЁНКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ» - лето 2015 года
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса в летний период года...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-702518-1447415521.jpg)
Статья "Содержание образовательного процесса в летней практике дома ребёнка на экологической тропинке" - лето 2015 г.
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса летом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842395-1478179837.jpg)
Дистанционка "Пока сидим дома": Тема недели "По тропинке мы идем"
Рекомендации для родителей по теме недели "По тропинке мы идем"...