Тропинка к дому
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях ГКУ ЦССВ «Соколёнок» - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в ГКУ ЦССВ «Соколёнок» в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений, должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В ГКУ ЦССВ «Соколёнок» воспитываются дети, попавшие сюда из-за разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованный пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть всё-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Многие ЦССВ разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в ЦССВ, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, к организации быта.
Программа разработана в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.
В каждой такой семье есть дети, некоторые из которых связаны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в ЦССВ (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).
Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блоков:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать).
Программа циклична. Ребенок, находясь в ЦССВ, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
- Специально организованные занятия:
- Беседы;
- Рассказы воспитателя;
- Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
- Семейные чтения;
- Разбор ситуации на определенную тему;
- Дискуссия;
- Устный журнал;
- Разговор за семейным столом;
- Демонстрация мультфильмов и фильмов;
- Выставка высказываний на определенную тему;
- Практические занятия;
- Составление рукописной семейной газеты;
- Сочинение детей на заданную тему;
- Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
- Создание семейных фильмов;
- Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
- Семейные походы, экскурсии.
- Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
- Семейные вечера на выбранную тему.
- Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, исполнение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
- Семейные игры.
- Анкеты, тесты.
- Час семейного отдыха.
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
- идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
- «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
- «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
- основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
- основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
- положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре, особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),
- концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
- «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
- основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
- Личностный:
Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Средовой:
Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
- Природосообразный:
Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
- Деятельностный:
Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников-игре; младших школьников-учении; учащихся основной школы-общении; старшеклассников-учебно-профессиональной деятельности.
- Культуросообразный:
Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
- Дифференцированный:
Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
- Человековедческий:
Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
- Эмоциональный:
Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
- Отношенческий:
Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
- Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей.
Практические задачи программы:
- Помочь каждому ребенку в познании культуры семейных отношений.
- Активизировать и развивать социальные наклонности.
- Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
- Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
- Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
- Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным, детей, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности:
Процесс воздействия окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода:
Процесс основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности:
Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности:
каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития:
реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества:
реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности:
одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных кружках, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно-образовательной
работы в семейной группе:
*Примечание:
В летний период работа ведется в соответствии с программой летней оздоровительной деятельности.
Практическая часть по формированию и развитию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
(«Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница»)
«АЗБУКА КУХНИ»
«МУЖЧИНА В ДОМЕ»
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Рекомендации по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми:
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Рост уровня общей социализированности воспитанников.
- Адекватная полоролевая самоидентификация детей, освоение ими социальных ролей в семье.
- Развитие гуманных коллективистских отношений в группах.
- Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы.
- Знание воспитанниками культуры семьи.
- Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
- Готовность детей к жизни в кровной или замещающей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
До-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ДОМЕ РЕБЁНКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ» - лето 2015 года
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса в летний период года...
Статья "Содержание образовательного процесса в летней практике дома ребёнка на экологической тропинке" - лето 2015 г.
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса летом...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Дистанционка "Пока сидим дома": Тема недели "По тропинке мы идем"
Рекомендации для родителей по теме недели "По тропинке мы идем"...