«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».
материал

Крюкова Марина Владимировна

Педагогический опыт работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kryukovoy_mv.docx123.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 городского округа Вичуга

Педагогический опыт работы на тему:

 «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».

Воспитатель: М.В. Крюкова

Аннотация

на обобщённый опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».

1. Актуальность и целесообразность данного опыта.

Опыт актуален для работы с дошкольниками в детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.                                                        

2. Содержание опыта.

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы, предложены рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта. В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игротренинг.

3. Для педагогических работников представляет интерес:

               - перспективный план на год;

               - формы и методы работы;

               - конспекты занятий, упражнения;

               - диагностический материал.  

4. Использование данного опыта.

Данный опыт приемлем для использования в практике д/с.

Содержание:

1. Введение. Актуальность темы.                

2. Описание работы.                                    

3. Заключение.

Выводы и рекомендации.                           

4. Библиография.                                          

5. Приложение.                                              

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.

Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.            

Изучив современную методическую литературу, выбрали материал для внедрения их в практику работы, а также пришли к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Задачи

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Воспитывать желание играть театральными куклами.

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в

самостоятельной деятельности.

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

На первом этапе своей работы провели констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 6 – го года жизни в количестве 20 человек.

В качестве критериев использовали следующие положения:

устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно   выражать   своё;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий оценивали:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 20 исследуемых детей показали:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (50%), с низким уровнем - 10 человек (50%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 15 человек (75%), с низким уровнем – 5 человека (25%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 4 человека (20%), с низким уровнем – 16 человек (80%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем - 15 человека (75%), с низким уровнем – 5 человек (25%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок со средним уровнем - 11 человек (55%), с низким уровнем – 9 человек (45%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- вживание в образ со средним уровнем - 10 человека (50%), с низким уровнем – 10 человек (50%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, сделали вывод, что дети нашей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

Поэтому поставили перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей учитывали:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

В группе оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляли материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности разместили разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы стремились к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание занятий сопровождалось не только знакомством с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлось практическое действие каждого ребёнка.

При чтении или рассказывании чего-либо дети пытались выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не навязывали свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляли детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старались не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старались не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, исходили из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения использовали следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовали задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории», например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предлагали детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, следили за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Предлагали детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Занятия строили по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, старались так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использовали разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Работая над театрализацией сказки, использовали следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

   2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

    2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

    2. Индивидуальная работа по ролям.

    3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

     2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них проводили консультации, давали советы рекомендации. Обновляли материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Так же организовывали выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.

Результаты оказались следующими: 

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 15 человек (75%), с высоким уровнем – 5 человек (25%);

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 17 человек (85%), с низким уровнем – 0, с высоким уровнем 3 человека (15%);

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 13 человек (65%), с низким уровнем – 4 человека (20%), с высоким уровнем – 3 человека (15%);

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (65%), с низким уровнем – 1 человек (5%), с высоким уровнем – 6 человек (30%);

- сопереживание героям сказок -11 человек (55%), с низким уровнем – 0, с высоким уровнем – 9 человек (45%);

- вживание в образ со средним уровнем -12 человек (60 %), с низким уровнем – 3 человека (15 %), с высоким уровнем - 5 человек (25%).

Сравнив результаты диагностических исследований, пришли к выводам: удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

- интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам;

- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми);

- понимать эмоциональное состояние;

- сопереживание героям сказок;

- вживание в образ.  

Результаты проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

 Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Библиография:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993г.

3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.

5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

7. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.

8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д. «Воспитание дошкольника».

9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.

10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988г.

Приложения.  

Индивидуальный проект «Что такое «Театр»?».

     Матвею 7 лет. Он очень любознательный мальчик.

     Однажды придя в детский сад, Матвей с вдохновением рассказал ребятам о том, что его бабушка и дедушка участвуют в театрализованных представлениях, выступают на сцене во Дворце культуры нашего города. Мы предложили мальчику больше узнать о театре, о том, какие бывают театры, кто работает в театре, а затем рассказать об этом ребятам. Матвей охотно согласился.

     Так появился проект: «Что такое «театр»?».

     Тип проекта: информационно-познавательный.

     Сроки реализации проекта: 2 недели.

     Продукт: альбом «Волшебный мир театра».

1 этап: целеполагание.

     Цель: сформировать у ребёнка представление о театре; развивать коммуникативные умения, развивать память и внимание; поддерживать познавательную активность и инициативу; воспитывать самостоятельность при освоении нового материала.

Задачи для ребёнка:

- узнать об особенностях театра, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре,

- участвовать в театрально – исполнительской деятельности, разыгрывании сценок, сюжетов, принимать участие в изготовлении масок, костюмов,

- поделиться с товарищами знаниями, полученными в ходе проекта.

Задачи для воспитателя:

- сформировать у ребёнка представления о театре, его видах, о профессиях людей, работающих в театре;

- поддержать детскую инициативу и интерес к данной области познания;

- развивать творческие способности ребёнка;

- развивать память, внимание;

- развивать коммуникативные навыки: умение рассказывать, отвечать на вопросы сверстников;

- помочь ребёнку подготовиться к проведению познавательного досуга «Экскурсия в волшебный мир театра».

Задачи для родителей:

- создать условия для формирования у ребёнка представлений о театре, его видах, разыгрывать сценки, сказки в домашних условиях, используя книги, беседы, просмотр телепередач, Интернет – ресурсы, выход в театр,

- прививать ребёнку первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса),  

- помочь ребёнку подготовиться к проведению презентации проекта для детей в детском саду познавательного досуга «Экскурсия в волшебный мир театра»,

- подобрать наглядный материал (фотографии, иллюстрации), используя Интернет – ресурсы,

- поддержать познавательную активность и инициативу ребёнка.

Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль?
Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли.
В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях.
Спектакли бывают детские и для взрослых.
Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.).


Что мы хотим узнать?
Какие ещё бывают театры, чем они отличаются?
Как артисты готовятся к постановке спектакля?
Трудно ли быть артистом?
Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?
Как зрители узнают, какой будет спектакль?
Что такое декорации?


Что сделать, чтобы узнать?

Спросить у мамы и папы, бабушки и дедушки, у воспитателя.
Поискать в Интернете.
Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них.
Сходить в театр.

2 этап: проектировочный/практический

На данном этапе мы спланировали нашу деятельность и перешли к её осуществлению.

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ответственные

Беседа «Что такое «театр»?

Знакомить с понятием театр (рассматривание иллюстраций, фотографий). Виды театров

1–2 день

Воспитатели

Родители

Театральные профессии

Формировать представления о театральных профессиях

3-4 день

Воспитатели

Родители

Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в театр»

Познакомить с правилами поведения в театре, вызвать интерес и желание играть (роль «кассира», «билетёра,  «зрителя»)

5 день

Воспитатели

Что такое «афиша»? Просмотр презентации «Какие бывают афиши?». Изготовление афиши.

Формировать представление о афише. Придумать свой вариант афиши. Развивать умение ребёнка самостоятельно изготавливать афишу. Развивать творчество, фантазию.

6 день

Родители

Показ прочитанной сказки (би-ба-бо)

(домашний театр)

Пробудить эмоциональный отклик у ребёнка на просмотр сказки. Предложить взять на себя роль сказочного героя.

7 день

Родители

Психогимнастика

«Разные лица»

Побуждать экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

Воспитатели

Виды театров

Знакомство с пальчиковым театром, театром - рукавичкой, театром теней. Дать представления об особенностях данного вида театров.

8-9 день

Воспитатели

Игра «Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком».

Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию.

Родители

Игры «Передай позу», «Что мы делали, не скажем».

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Родители

Работа над альбомом «Всё о театре»

Учить обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.

В течение реализации проекта

Родители, воспитатели

Знакомство с музыкальными театрами (просмотр отрывков музыкальных фильмов, рассматривание фотографий оперного театра, прослушивание записи музыкальных сказок)

Формировать представления о разнообразных жанрах музыкального театра (опера, балет, мюзикл, музыкальная сказка).

10-11 день

Родители

Подготовка к презентации проекта

Актуализировать знания, полученные в ходе проекта.

12-13 день

Воспитатели

Родители

Презентация проекта: познавательный досуг «Экскурсия в волшебный мир театра»

Активизировать знания о театре; развивать коммуникативные навыки; развивать память, мышление.

14 день

Родители

       Матвей активно участвовал в разных видах деятельности, проявлял творческую инициативу. Его интерес сохранялся на протяжении всего проекта.

       3 этап: аналитический

       После выполнения практического этапа, мы спросили Матвея, понравилось ли ему участвовать в проекте, много ли он узнал и о чём хотел бы ещё узнать?

       Мальчик ответил, что ему очень понравилось участвовать в проекте и узнавать новую информацию о театре, потому что ему очень интересна тема. В дальнейшем он хотел бы узнать театрализованные представления по сказкам.

4 этап: заключительный/презентационный

       С Матвеем мы провели презентацию проекта и организовали для детей группы познавательный досуг «Экскурсия в волшебный мир театра» с использованием ИКТ.

       Матвей предложил ребятам принять участие в «экскурсии». Он взял на себя роль экскурсовода и пригласил ребят в интерактивное путешествие.  

       В ходе экскурсии Матвей рассказал детям что такое «театр», какие бывают театры, чем они отличаются, кто работает в театре и помогает ставить спектакли, как зрители узнают, какой будет спектакль, что такое декорации.

       В ходе экскурсии дети задавали вопросы, а Матвей с удовольствием отвечал на них и объяснял непонятные для детей моменты.

       По завершении экскурсии Матвей провёл для ребят викторину, проверив, насколько внимательно они его слушали и что запомнили, а также показал альбом «Всё о театре», который он оставил в группе и разрешил рассматривать его всем детям.  

       В дальнейшем Матвей с удовольствием провёл ещё две такие презентации для ребят других старших групп, посещающих дошкольное учреждение.

Конспект занятия «Попробуем измениться»

Программное содержание:

1.        Создать эмоционально – благоприятную атмосферу для дружеских  взаимоотношений.

2.        Развивать способность понимать собеседника.

3.        Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

4.        Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

Содержание занятия:

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4. Пантомимические загадки и упражнения.

Педагог рассаживает детей полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково» (дети, произнося ласково имя сидящего рядом, передают по кругу мяч).

Вопросы к детям:

- как вы узнаёте друг друга? (по лицу, голосу, одежде, причёске и т. д.)

- как артист изменяет свою внешность для того, чтобы сыграть роль? (Гримируется, наряжается в костюмы и т. д.).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

                        Пальчиковый игро-тренинг.

1.Играем на барабане: ритмичные движения указательных пальцев вверх – вниз.

2.«Стирка белья» (пальцы, сжатые в кулаки, двигаются одновременно вверх – вниз – «стираем, отжимаем, стряхиваем воду с белья»).

3.«Погрозим» (указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой).

4.«Я играю» (Пальцы играют как на балалайке, гармошке или пианино).

5.«Фонарики» (вращательные движения кистями обеих рук).

6.Застёгивание и расстёгивание пуговиц.

7.Собирание бус.

8.Шнурование ботинок.

9.Нанизывание колец.

10.Мозаика.

11.Конструктор.

12.Перебирание крупы, зерна.

                 Артикуляционная гимнастика.

1.Покусайте кончик языка – «так мама шинкует капусту».

2.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

3.– Здравствуйте, котята!

- Мяу, мяу.

- Здравствуйте, телята!

- Му, му, му.

- Здравствуйте, мышата!

- Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушатки!

-Ква, ква, ква.

4. Погладьте зубками губы.

5. Язык – жало змеи.

6.Язык кверху:

Ша – ша – ша,

Наша шуба хороша.

7. Достаньте кончиком языка нос.

(Погладьте того, у кого получилось.)

8. Нарисуйте надутыми губами солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Буклет для родителей о театрализованной деятельности: содержание, этапы формирования зрительской культуры, условия....

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Цели, задачи, материалы педагогического опыта, диагностики,мониторинг....

“РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ”

Свобода действий в этом направлении дает детям безграничные возможности. В игре они развивают воображение, тренируют память, мышление, активизируют словарь, улучшают речь....

Опыт работы на тему " Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников"

В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей и диагностике детского дарования уже в дошкольные годы. ...

«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

quot;Театрализация-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя он познает окружающий мир."...

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Роль театрализованной деятельности  в развитии дошкольников...

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память,...