Формирование инициативности в игре у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инициативности в игре у детей раннего возраста

Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является   поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.


Инициативность проявляется во всех видах деятельности детей:

• в общении;

• в предметной деятельности;

• в игре;

• в экспериментировании.

но ярче всего в общении и игровой деятельности.

Игровая компетентность педагога.

Взрослый должен:

  • Уметь играть сам и получать удовольствие от игры;
  • Уметь создать условие для детской игры;
  • Уметь включиться в игровую деятельность детей;
  • Уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.

Как мы стимулируем инициативное поведение ребенка.

  • Создаем благоприятную атмосферу;
  • Обогащаем развивающую предметно-пространственную среду;
  • Используем свой личный пример и инициативу к творческому подходу в решении различных проблем;
  • Системно и планомерно обогащаем жизненный опыт ребенка через все виды деятельности;
  • Используем совместные развивающие игры с детьми;
  • Своевременно изменяем РППС;
  • Стимулируем детей для общения с воспитателем и сверстниками;
  • Не заставляем, а помогаем быть смелей и активней;
  • Хвалим ребенка за проявленную инициативность;
  • Ненавязчиво подсказываем ребенку, куда можно направить его бьющую энергию.

Метод проблемных ситуаций во многом способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры, подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде.

Картотека проблемных ситуаций

  • «Мячик закатился под кровать. Как его достать?»
  • «Надо полить цветы, но нет лейки. Как полить цветы?»
  • «Будем рисовать красками, а кисточек нет»,  
  • «Во что собрать грибы (ягоды)в лесу, если нет корзинки»,
  • «Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет»
  • «Как погладить ежика»
  • «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»
  • «Два мальчика хотят поиграть, а машинка одна»
  • «Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?»
  • «Вышли гулять, а на участок не пройти – намело много снега. Что делать, как пройти на участок?»
  • «Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет»,
  • «Нужно слепить снеговика, а снега мало»,
  • «Как сделать чай сладким»
  • «Как донести продукты из магазина,
  •        если нет сумки?»
  • «Как построить гараж для машины»,
  • «Как играть в песок без совка?»,
  • «Не хватает стульев»
  • «Как перейти через лужу»

В играх тоже создаем проблемные ситуации такие, как:

  • «Машина сломалась»,
  • «Закончился бензин»,
  • «Надо позвонить, а телефона нет»,
  • «Кукла заболела. Как вылечить куклу?»,
  • «Кукла Катя хочет спать, что делать?»
  • «Кукле хочется гулять, а на улице холодно.»
  • «Кукла хочет кушать кашу (суп). Где взять кашу?»

Главное в развитие инициативности детей -  доброжелательное отношение взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Таким образом, сформировать инициативу у детей раннего возраста возможно при выполнении следующих условий:

  • вся работа с детьми должна быть направлена на формирование инициативной личности, особенно в ведущем виде деятельности игре;
  • основным методом руководства игрой для формирования инициативы, является метод проблемных ситуаций;
  • выявление ошибок в руководстве игрой у воспитателей и их коррекция.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических см...

Конспект ООД « Формирование сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста»

Учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.Продолжать развивать умение переносить  действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответств...

Конспект ООД " Формирование сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста"

Приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками....

Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".

Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...