Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду
консультация
Тема: «Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду»
Возрастные периоды
- Младший дошкольный возраст
(от 3 до 4 лет)
- Средний дошкольный возраст
(от 4 до 5 лет)
- Старший дошкольный возраст
(от 5 до 7 лет)
Работа с детьми направлена на:
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
1. Сенсорное развитие | 1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира | 1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений |
2. Формирование представлений о материалах: | ||
песок, глина, дерево, ткань, бумага | глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса | ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика, поролон |
3. Формирование представлений о природных явлениях: | ||
снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение | времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками
| явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и временные отрезки (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)
|
4. Формирование представлений: | ||
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов) | О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)
| Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок черезлупу и т.д.)
|
5. Формирование представлений: | ||
о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп) | о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.)
| о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений) |
6. Формирование представлений о геометрических эталонах: | ||
об эталоне «1 минута» | круг, прямоугольник, треугольник, призма | овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар |
7. Формирование представлений о предметном мире: | ||
одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее | о человеке (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.) | родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр. |
Роль педагога
Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы.
В средней группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки.
Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.
С этого возраста проводятся длительные наблюдения.
В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится поэтапно: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты.
В подготовительной группе инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.
2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Приемы, используемые в процессе экспериментирования:
Младший дошкольный возраст
- сочетание показа предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;
- сравнение схожих по внешнему виду предметов: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»);
- сопоставление фактов и выводов из рассуждений (Почему стоит автобус?);
- активно используется опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)
Средний дошкольный возраст
- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?», «Почему мячик катится?»);
- группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»);
- классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая);
- активное использование строительных игр.
Старший дошкольный возраст
- активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);
- классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)
Словарь детей пополняется:
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее). | За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). | За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_osobennosti_organizatsii_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.pptx | 209.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные периоды Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет ) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет )
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. Сенсорное развитие 1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира 1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимос-ти объектов и явлений Задачи:
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 2. Формирование представлений о материалах: песок, глина, дерево, ткань, бумага глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика, поролон
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 3. Формирование представлений о природных явлениях: снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 4. Формирование представлений: О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов) О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.д.)
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 5. Формирование представлений: о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 6. Формирование представлений о геометрических эталонах: об эталоне «1 минута» круг, прямоугольник, треугольник, призма овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 7. Формирование представлений о предметном мире: одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее о человеке (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.) родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.
Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. Роль педагога
В средней группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения.
В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе продолжают вводиться длительные эксперименты.
В подготовительной групп е инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1) Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания. 2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Младший дошкольный возраст сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах; сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»); учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?) Приемы, используемые в процессе экспериментирования:
Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Средний дошкольный возраст активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?», «Почему мячик катится?»); группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»); классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая); активное использование строительных игр.
Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Старший дошкольный возраст активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»); классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Словарь детей пополняется:
Спасибо внимание! за
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".
Опыт дошкольного учреждения по организации продуктивной деятельности детей, строящейся в партнерстве с включенным в нее взрослым....
Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в детском саду.
Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в ДОУ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. Поэтому очень важно правильно организовать эту деятельность. Предлагаю собранные мною требования к орган...
Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду
Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности...
Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"
Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"...
Организация экспериментальной деятельности в детском саду
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в...