НОД "Дружат дети всей земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На день народного единства , про дружбу и уважение, Национальная одежда итд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дружат дети всей земли" | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБОУ СОШ №93
Отделение дошкольного образования
Агагишиева Айгюль Арабитдиновна
Непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной группе «Лучики »
на тему:
«Дружат дети всей земли»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.
Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- познакомить с культурой этих народов;
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
- Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание (ФЦКМ, ФЭМП), физическая культура, здоровье, музыка, чтение художественной литературы, безопасность, социализация.
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Материал:
- магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
- физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
- мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.
- картонные куклы разных рас
- карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
- бумажный хоровод народов мира;
- льдины из картона
Предварительная работа:
- изучение карты мира для детей, глобуса;
- беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
- просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
- просмотр мультфильма «Катерок»;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
- загадывание загадок о дружбе;
- разучивание наизусть стихи о дружбе;
- изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
- на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
- подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
- танец «Чунга-Чанга»;
- решение головоломок.
Ход:
- Введение в тему.
Воспитатель:
— Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие...
- Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
- Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
- Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
2.Игровая ситуация.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Фея Цветов:
- Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.
А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко.
- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
3. Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
- Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
- А как бы нам подружиться с этими детьми?
- Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
- В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
- Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.
- Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Включается экран: Дети негроидной расы.
- Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
- Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?
Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.
- А теперь расскажите, как выглядит девочка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)
- Какая одежда у неё?
Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;
Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
- Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)
Танец «Чунга-Чанга».
— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.
- Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)
Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).
Посмотрите на экран!
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
- Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
—Какое у детей настроение?
— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
- Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
- Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
- А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
- А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
- Молодцы, ребята.
- А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребёнок: Друзья познаются в беде.
4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!
6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
друга потеряешь - уже не вернёшь.
- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
- У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...
Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…
Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,
— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
—А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)
И на память вам ребята дарят русскую куклу.
«Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
: «Дружба – это дар»
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе .
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
5. «Дружат дети всей земли»
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара.
— Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...
Сценарий летнего спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп «Дружат дети всей земли»
Цель - приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом....
Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»
Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...
Занятие ко Дню защиты детей в старшей группе «Дети всей Земли – быть счастливыми должны»
Конспект образовательной деятельности «Дети всей Земли – быть счастливыми должны» в старшей группе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.(с использованием мульти...
Сценарий праздника, посвященного Дню Защиты детей: "Дружат дети всей Земли"
Данный праздник можно проводить без дополнительной подготовки детей, объеденив группы разных возрастов....
Развлечение для детей «Дружат дети всей Земли»
Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей....