«Геометрический планшет»
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс для воспитателей.
Тема мастер-класса «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности на основе нетрадиционного пособия»
Цель мастер – класса:
Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования нетрадиционного пособия «Геометрический планшет» для познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста.
3адачи:
Познакомить слушателей мастер – класса с приемами работы с нетрадиционным пособием «Геометрический планшет»
Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с нетрадиционным пособием «Геометрический планшет»
Оборудование: Мультимедийное оборудование, столы, геометрические планшеты , резиночки разные, мелкие игрушки.
Назначение пособия: данное дидактическое пособие может быть использовано при работе с дошкольниками в возрасте от 1,5года – 7 летнего возраста
Вводная часть.
Я предлагаю вам начать нашу игру. Встретились однажды предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек.
Итак, что же представляет собой «Геометрический планшет» Данное пособие было изобретено итальянским педагогом Марией Монтессори, его можно найти в книжном или детском магазине, но можно сделать и самостоятельно, это гораздо проще и быстрее.
Ребенку от 1.5 года можно предложить планшет 3 на 3 кнопки (всего 9 кнопок). Ребенку от 2.5 лет лучше предложить 5 на 5 кнопок (всего 25 кнопок). Детям старше 4 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера.А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резиночки: банковские, резинки для волос, а так же различные модели машинок, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
Хочу поделиться игровыми технологиями, которые мы применяем в работе с детьми на основе мобильного развивающего планшета.
Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми. Ребенок, не замечая, что его учат, легко преодолевает трудности умственной работы. Упражнения подбираем в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Способов игры с планшетами очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. Обратите внимание, что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию.
Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально, его можно использовать в разных видах образовательной деятельности. Игра с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Развивается координация движений обоих рук их ловкость, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображения по образцу, по схеме, фантазия, логика, кругозор. Во время работы с малыми фольклорными формами (загадками, стишками, пословицами, поговорками, закличками) развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук – всё, что необходимо для развития речи детей.
Можно попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи и словесного творчества во время работы со сказками, стихами, загадками. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, а затем их рассказать.
Данное пособие прост в использовании. "Рисование резиночками" – уникальный способ изображения предметов. Он позволяет ребенку "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемых силуэтов. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.
Еще один способ взаимодействия с пособием– это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить. Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям. И вам предлагаю послушать загадки, а отгадки – изобразить на планшете.
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (дом).
После того, как выложили дом, можно предложить детям его обыграть. Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, игрушки мелкие и т. д. Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использовать словесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. Затем каждый участник рассказывает, как его человек пришел к дому (например: спустился сверху вниз, затем повернул направо (налево) и т. д.).
Далее вы можете предложить своим воспитанникам еще одну интересную игру, называется она «Дорисуй». Возьмите, пожалуйста, равное количество резинок. Например, три. Затем начинайте «рисовать» какой – либо предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой- то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска – крестик – снежинка - цветок и т. д. Или квадрат – домик - окошко в домике – заборчик - крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.
Игровое поле планшета может быть небольшим и использоваться в индивидуальной работе с воспитанниками . А так же вы можете изготовить планшет, который рассчитан на подгруппу детей. Планшет может превратиться в лабиринт, даже в макет. Работа с таким большим планшетом предполагает подгруппой. Сюжет может быть разнообразным. Например, правила дорожного движения. Предложить детям нарисуйте с помощью резиночек лабиринт - дорожку. Затем расставьте по своему усмотрению предметы, которые у вас есть (макеты домов, дорожные знаки ,мелкие игрушки и т. д.)Именно работа в команде развивает у детей умение договариваться, слаженно работать вместе, развивать игровой сюжет.
Геометрический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.
Игры с «Геометрический планшет» способствуют развитию логики, мелкой моторики свободно ориентироваться на плоскости. Ребенок может воплотить свои фантазии.
Заключительная часть.
Сегодня я познакомила вас с математическим планшетом с помощью которого вы можете в непринуждённой игровой форме развивать познавательную, речевую, интеллектуальную сферы детей.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1) Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, Москва, “Просвещение”, 1990 г.
2) Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» ТЦ Сфера,2005г.
3) Б.Б. Финкельштейн «Учебно - игровое пособие «Математический планшет для детей 2-8 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планшет математический планшет
Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...
Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников
Формирование у дошкольников математических представлений с помощью конструирования и моделирования, используя геометрические планшеты и конструктор ТИКО...
Дидактическое пособие "Геометрический планшет"
коррекционно - развивающее пособие...
Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!
По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....
планшет геометрических фигур
Учить детей раскладывать фигуры по форме, цвету и величине...
Развивающие планшеты "Геоборд", "Математический планшет"
Дидактические настольные игры, развивающие логическое мышление, память, мелкую моторику....
Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет.
Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет....
- Мне нравится (2)