Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
картотека
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_razvitie_zritelnogo_vospriyatiya.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
Свет
Игра 1. «Пляшущие тени»
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Игра 2. «Гуляем в темноте»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) : «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло) .
Игра 3. «День и ночь»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
Игра 4. «Солнечный зайчик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее.
Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.
Если малышам понравилась игра предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.
Игра 5. «Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: электрический фонарик.
Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
Игра 6. «Свеча»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
Ход игры: когда стемнеет, зажгите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то, что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди, задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.
Игру можно повторить несколько раз.
Цвет
Игра 1. «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
Игра 2. «Цветные кубики»
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие) .
Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый.
Игра 3. «Цветные парочки»
Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.
Ход игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увелич. постепенно.
Игра 4. «Цветные палочки»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.
Игра 5. «Ниточки для шариков»
Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.
Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их пододрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.
Игра 6. «Бегите ко мне! »
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) ; развивать внимание.
Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .
Ход игры: раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите ко мне! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета.
Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков (до4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
Игра 7. «Наряжаем кукол»
Цель: учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов) ; коробка.
Ход игры: раздайте детям кукол и попросите их одеть так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают для своих кукол наряды, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол юбочки, а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения. Подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите детей подобрать куклам одежду заданных цветов.
Игра 8. «Разложи по коробочкам»
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.
Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество цветов и предметов можно увеличить.
Форма
Игра 1. «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Игра 2. «Катится – не катится»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
Игра 3. «Фигуры играют в прятки»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.
Игра 4. «Найди пару по форме»
Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.
Ход игры: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
Игра 5. «Найди лишнюю фигурку»
Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы) .
Ход игры: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.
Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
Игра 6. «Башни»
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.
Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
Величина
Игра 1. «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины.
Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.
Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Игра 2. «Накрой платком»
Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
Материалы: предметы и игрушки разных размеров; платок.
Ход игры: сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой нет.
Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.
Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы – яги.
В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».
Игра 3. «Накрой шляпой»
Цели: знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями.
Материалы: шляпа, предметы и игрушки разной величины.
Ход игры: предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте. Что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.
Игра 4. «Покормим кукол»
Цель: знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.
Материалы: миски одного цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая куклы.
Ход игры: возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».
Усложняя игру, можно предложить ребенку три миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.
Игра 5. «Большие и маленькие кубики»
Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине.
Материалы: разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки.
Ход игры: пред началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.
Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики – вот такие».
Затем покажите маленькое ведро, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведро. В нем лежат маленькие кубики. Сравните маленький кубик, с большим. Поставьте их рядом».
Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведро.
Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиком, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.
Игра 6. «Пирамидки»
Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.
Материалы: различные пирамидки.
Ход игры:
1-й вариант «Красная пирамидка».
Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
2-й вариант «Разноцветная пирамидка».
Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.
Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена не верно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.
Игра 7. «Две башни»
Цель: закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.
Материалы: кубики, маленькие игрушки.
Ход игры: построй те из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни! »
Попросите детей построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие игрушки.
Игра 8. «Два поезда»
Цель: познакомить детей с такими свойствами величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
Материалы: кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.
Ход игры: вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые) .
Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшайте разницу между поездами.
Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» - небольшие по размеру устойчивые игрушки.
Количество
Игра 1 «Собираем шишки»
Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.
Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».
Игра 2. «Зайцы и лисы»
Цель: учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного. Развивать внимание.
Материалы: шапочка лисы или маска, хвост лисы, бубен.
Ход игры: наденьте маску или шапочку лисы и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот звучит бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес.
Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного… »
Лиса уходит, и игра повторяется.
По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцем много, а лиса одна, им с ней не справится, потому что лиса хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было зайцев много, а теперь ни одного».
В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.
Игра 3. «Песочница»
Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково) .
Материалы: песок, ведерки (одинакового и разного размеров, совки.
Ход игры: эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.
Затем дайте детям два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучки песка.
Игра 4. «Наполни кувшин»
Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много.
Материалы: два пустых прозрачных кувшина, фасоль (горох, гречка) в мешочке, кружка.
Ход игры: игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».
Попросите ребенка пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин. Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».
Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду) .
Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3 – 5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.
Игра 5. «Бутылки»
Цель: учить детей определять количество жидкости в емкости одинакового размера.
Материалы: пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2 -3 шт.) ; вода (можно использовать подкрашенную воду) .
Ход игры: наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой – много воды, здесь половина, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало воды… »
Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из под крана заданное количество воды: много, мало, половину.
Дидактические игры на расположение в пространстве
Игра 1. «Возьми игрушку»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.
Материалы: различные предметы и игрушки.
Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.
В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.
В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».
Игра 2. «Прячьтесь в домик! »
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.
Материалы: игрушечный домик.
Ход игры: домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.
По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» - дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.
Игра 3. «Вверх и вниз»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.
Материалы: различные предметы и игрушки, скамейка.
Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр, турник) или слезают с неё.
Можно также предложить детям по команде «Вверх», «Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.
Игра 4. «Где же мишка»
Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.
Ход игры: предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.
Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.
Игра 5. «Лист бумаги»
Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Материалы: листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.
Ход игры: покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте детям листы бумаги и картонные картинки с изображением предметов и игрушек. Попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги – это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».
Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите вниз посредине».
Дидактические игры на целостный образ предмета
Игра 1. «Найди свою игрушку»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.
Материалы: разнообразные игрушки.
Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)
Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.
Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке.
Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 – 10 минут.
Игра 2. «Найди свое место»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.
Материалы: разнообразные игрушки и предметы.
Ход игры: предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2 -3 игрушки.
Игра 3. «Предметы и картинки»
Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.
Материалы: игрушки и картинки с их изображением.
Ход игры: игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображением. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.
Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.
В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.
Игра 4. «Собери целое»
Цель: учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.
Материалы: сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями.
Ход игры: разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите детей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание.
Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать.
Игра 5. «Разрезные картинки»
Цель: учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.
Материалы: два набора разрезных картинок (10х10) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией разрезов.
Ход игры: перед началом игры подготовьте разрезные картинки. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открытки, на которых изображены знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и четкими). Дайте каждому ребенку, целую предметную картинку (в дальнейшем сюжетную) и такую же картинку, разрезанную на части. Попросите малышей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки без образца.
Игра 6. «Собери картинку из кубиков»
Цель: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Материалы: наборы кубиков, из которых можно составить простые и сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе) .
Ход игры: игра проводится индивидуально.
Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Игра 1. «Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.
Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
Игра 2. «Мишка и зайчик»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Материалы: барабан или бубен.
Ход игры: объяснить детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».
Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.
Игра 3. «Кто там? »
Цель: развивать речевой слух.
Материалы: игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, мышка, и другие животные; картинки с их изображением.
Ход игры: в этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.
За дверью раздаётся крик животного (мяу, гав-гав, пи-пи, ква-ква, и т. д.) . Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? » Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словами.
Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте. Кто еще кричит за дверью».
Игра продолжается с другими игрушками.
Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушку за ширмой.
Игра 4.»Кто позвал? »
Цель: развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры: пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза) .
Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка и назвать его имя) .
Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.
Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.
Игра 5. «Найди картинку! »
Цель: развивать речевой слух.
Материалы: парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: сначала игра проводится индивидуально.
Положите на стол перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите её на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картинку и сравнить изображения. Правильно, это дом. Молодец – ты угадал!
Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть 2-3 слова.
Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разгадываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок.
Дидактические игры на развитие осязания
Игра 1. «Круглое квадратное»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.
Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
Игра 2. «Переливание воды»
Цель: развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости.
Материалы: лейка, воронка, ёмкости разного объеме, вода, тазик, тряпки.
Ход игры: предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная и т. п.) .
Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам переливать воду из таза в емкости.
Игра 3. «Горячо – холодно»
Цель: развивать осязание.
Материалы: вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход игры: в миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она – горячая или холодная.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая)
Можно также сравнивать воду трех температур – холодную, теплую и горячую.
Игра 4 «Прячем руки»
Цель: развивать осязание; знакомить со свой свойствами различных круп. Материалы: крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др., миска совок, маленькая игрушка.
Ход игры: Это занятие лучше проводит индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да? »
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для развития зрительного восприятия "Что за птица"
Карточки с изображением птиц (цветные и в "тумане"). Закрывается цветная карточка, отгадывается вторая. Проверяется открытием цветной....
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темнотезнакомить детей с цветом, учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинак...
Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников
Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...
Дидактическая игра для развития зрительного восприятия и мелкой моторики «Варежки».
Дидактическая игра для развития зрительного восприятия и мелкой моторики «Варежки». Ребенку предлагается подобрать пару для каждой варежки по цвету, также необходимо подобрать заплатку по ...
Дидактические игры по развитию зрительного восприятия на Прозрачном мольберте.
Зрительное восприятие является важным видом перцепции, обеспечивающим наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду (Григорьева Л.П.), поэтому...
Дидактические игры для развития зрительного восприятия детей 3-4 лет
Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия детей второй младшей группы...
Дидактические игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР
Предлагаю дидактические игры, направленных на развитие зрительного восприятия: умение детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно свойства предметов, усвоение сенсорных эталонов (цветов, форм, ...