Программа дополнительного образования "Теневой театр" на 2016-2017 учебный год.
материал (старшая группа)
Программа дополнительного образования "Теневой театр" на 2016-2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Теневой театр" на 2016-2017 учебный год. | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Теневой театр» педагога-психолога:
Кашниковой Елены Романовны на 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка.
Концепция программы:
В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ – формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности.
В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
Поэтому проблема развития речи, коммуникативных способностей и эмоционально-волевой сферы дошкольников приобрела особую актуальность.
Именно в этом возрасте закладываются фундаментальные навыки, влияющие на всю последующую жизнь ребенка. Китайская мудрость говорит «Делай великое пока оно мало, потому что все великое начинается с малого». Чем раньше мы научим ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
Актуальность.
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр теней, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дошколята очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствия добрым героям, переживаниями за победу над злом.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и таинственное оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создает дружественную атмосферу, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходима сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр теней несет в себе возможность воспитания педагогического. Ребенок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрываю роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты.
Театр теней – это удивительный зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Актерами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигуры пальчикового театра и сами актеры – люди.
Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона, из кожи, из дерева. Иногда из фанеры или металла. Такие силуэты выполнять сложнее, за то они прослужат дольше. Чаще всего фигурки делают из картона. Силуэты можно сделать цветными, если при их изготовлении использовать цветную пленку. Лучше если у фигурок будут двигающиеся головы, конечности.
«Живые» тени можно создать с помощью рук – театр ручных теней.
Театр теней развивает творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.
Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумывать свои спектакли.
развития дошкольников Программа «Волшебная тень» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что дошкольник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир тени, музыки, слова и т. д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребенка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребенок, ни его родители.
Цели:
1. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей воспитанников.
2. Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
3. Посредством театра теней воздействовать на воспитанников, развивая их художественный вкус и нравственные начала.
4. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
Задачи:
1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
2. Формирование представлений о театре теней.
3. Организация досуга детей.
4. Обучение технике работы с куклами и тенями.
5. Эстетическое и патриотическое воспитание детей.
6. Развитие творческой и трудовой активности воспитанников, их стремление к самостоятельной деятельности.
7. Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
Методы и приемы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные методы: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод играет огромную роль в отработки этюдов, постановке голоса, движении рук.
Принципы содержания программы:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создаются раскованная, стимулирующая активность ребенка атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс.
Краткая характеристика структуры программы:
Занятия по теневому театру «Волшебная тень» начинаются с сентября и проводятся один раз в неделю по 30 минут. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста с нарушение речи и имеющих сложности в поведении, замкнутых, неактивных, тревожных, импульсивных. В группе 8 детей.
Этапы выполнения программы:
1. Формирование группы.
2. Подбор игр и упражнений, сценария, музыки и т. д.
3. Организация работы с детьми.
4. Показ сказки.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение детьми, занимающимися в теневом театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
2. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
3. Показ спектаклей в детском саду.
Список средств обучения:
Оборудование: экран, магнитофон, проектор, компьютер, колонки, столы, стулья, шторы для затемнения.
Инвентарь: фигурки, музыкальные инструменты, иллюстрации к сказкам, книжки-раскладушки, краски, пластилин, карандаши, музыкальная фонотека, куклы би-ба-бо, настольный театр, массажные мячи, набор игр с прищепками, пальчиковый театр.
Перспективно-тематический план работы кружка:
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1. Введение. Театр теней. | 4 | ||
1 | Волшебный мир теней. | Знакомство с теневым театром. Основные принципы теневого театра. Сказка «Теремок» | 1 |
2 | Магическая история театра теней. | История теневого театра. Презентация. | 1 |
3 | Сказка «Теремок». | Просмотр теневого спектакля. | 1 |
4 | Тени пальцами. | Пальчиковая гимнастика. | 1 |
2. Постановка теневого спектакля «Теремок». | 9 | ||
1 | Давайте познакомимся. | Проигрывание сказки (фланелеграф). Основные понятия: сказка, действующее лицо. | 1 |
2 | Здравствуйте, сказочные герои. | Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп). | 1 |
3 | Куклы – шаблоны. | Изготовление кукол. | 1 |
4 | Куклы оживают. | Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. | 1 |
5 | Без труда не вытащить и рыбку из пруда. | Занятие сценическим движением, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки. | 1 |
6. | Магия света. | Постановка спектакля. | 3 |
7. | Чудо сказка. | Показ спектакля. | 1 |
3. Постановка теневого театра «Гуси-лебеди». | 12 | ||
1. | Здравствуй сказка. | Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». Беседа «Правила безопасности». | 1 |
2. | Роль моего героя. | Обсуждение сказки, характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Распределение ролей. Знакомство с куклами - шаблонами. Первичная отработка навыка работы с ними. | 3 |
3. | Герой своими руками. | Изготовление кукол. | 2 |
4. | Репетиция по эпизодам. | Работа с экраном, светом. | 3 |
5. | Генеральная репетиция. | Показ сказки. | 2 |
6. | Дарить радость людям. | Выступление перед зрителями. | 1 |
Итого: | 25 |
Литература:
1. С. В. Игнатова, Н. В. Илларионова «Театр теней своими руками».
2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Т. Кукольный театр дошкольникам. М.,
3. Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.
4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.
5. Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»
6. Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа дошкольного образования на 2016 - 2017 учебный год
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» разработана в соответствии с Федеральным государств...
Перспективный план реализации основной образовательной программы для подготовительной группы 2016-2017 учебного года
Тематический перспективный план реализации Основной образовательной программы МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» на 2016 – 2017 учебный год...
Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Педагог-психолог Малышева М.С. Рабочая программа педагога-психолога разра...
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2014- 2015, 2015 -2016, 2017-2018 учебные года.
Мониторинги усвоения программы...
Спектр платных дополнительных услуг на 2016-2017 учебный год
Каждый малыш стремится к творчеству и движению!!!Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Детский сад «Алёнушка» вознаграждает это стремление интересными за...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.
Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2013-2014,2014-2015,2015-2016,2016-2017,2017- учебные года
Мониторинги усвоения программы...