Городская методическая площадка " Методика организации работы с блоками Дьенеша "
статья
В статье представлен опыт проведения городской методической площадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_ploshchadka_bloki_denesha.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская методическая площадка
«Методика организации работы с блоками Дьенеша: этапы, игры, использование на занятиях и в игровой деятельности»
Цель деятельности методической площадки - представление опыта работы ДОУ по использованию в образовательном процессе блоков Дьенеша.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников семинара методам и приемам использования блоков Дьенеша в образовательномпроцессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
План проведения методической площадки
Занятие 1
8.30 – 8.45 час. – Регистрация участников.
8.45 – 8.55 час. – Введение в тему семинара. Попенова И.В.
8.55 – 9.20 час. – Методика организации работы с блоками Дьенеша. Лазовская П.Ф.
9.25 – 9.45 час. – Просмотр совместной образовательной деятельности с детьми:
- Старшая группа. Хайруллина Наиля Давлятгалиевна;
- «Поможем ежику». 2 младшая группа. Дементьева Татьяна Леонидовна;
- Видеоролик. Средняя группа. Барловская Юлия Валерьевна.
9.50 – 11.00 час.
- Анализ просмотренной СОД;
- Деловая игра;
- Подведение итогов работы площадки.
Занятие 2
8.30 – 8.45 час. – Регистрация участников.
8.45 – 9.00 час. – Введение в тему семинара. Попенова И.В.
10.00 - 10.15 час. – Деловая игра «Блоки Дьенеша – универсальное игровое пособие» (с использованием кубика Блума).
10.15–10.30 час. Подведение итогов работы площадки.
1.Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей
мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не
только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Начиная с раннего возраста, позволяют детям в игровой форме усвоить представления о сенсорных эталонах, развить умение группировать предметы по разным признакам, развивать речевой запас, внимательность, сообразительность.
2. Результаты анкетирования участников методической площадки, проведенного на первом занятии. (справка)
3. Презентация
4.Деловая игра «Блоки Дьенеша – универсальное игровое пособие» (с использованием кубика Блума)
Задания на гранях кубика Блума
Назови… | Почему… | Объясни… | Предложи… | Придумай… | Поделись… | |
1 | Задачи, которые можно решать с помощью блоков Дьенеша | Вы используете блоки Дьенеша в своей практике | Что означает схема | Игру с блоками для детей разного возраста | Вопрос для остальных команд | Какие трудности возникают при работе с блоками |
2 | Формы организации работы с логическими блоками | Задание с кругами | Мониторинг развития логического мышления у дошкольников | задание для работы с блоками Дьенеша | Что нравится в блоках Дьенеша вам и вашим детям | |
3 | Этапы работы с логическими блоками | памятку-рекомендацию для родителей по использованию блоков Дьенеша | своими наблюдениями | |||
4 |
Назови…
- Задачи, которые можно решать с помощью блоков Дьенеша
Определены следующие задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение1, классификация2, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
- Формы организации работы с логическими блоками.
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
- Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
- Дидактические игры
- Подвижные игры (ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
- Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Автобус», «Почта», «Стройка»);
- Творческие задания (индивидуальные и коллективные);
- Конструирование и моделирование (с последующей зарисовкой).
- Организация выставок, конкурсов.
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. В методическом пособии предлагаются дидактические игры - занятия с логическими блоками. Дидактические игры распределены по возрасту детей -младший (вторая младшая группа, средняя группа), старший (старшая группа, подготовительная). Но каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
- Этапы работы с логическими блоками
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
- Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом.
И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству.
Например предложить ребёнку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Можно попросить ребёнка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, или размера, или цвета. Игры: «Угадай цвет», «Найди блок», «Дружит не дружит», « Найди свой домик»и т.д. Возраст 3-4 года
- Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами блоков ( цвет и форма; цвет и размер; форма и толщина).
Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и не красные вне этого пространства. "Игра «Найди свою дорожку»
- В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами (цвет, форма, размер), (цвет, форма, толщина).
Возраст детей 5-6 лет.
- Отрицание
Мониторинг развития логического мышления у дошкольников
№ | Фамилия Имя ребенка | Знание геом. фиг. умение показать по слову | Знание 4-х св-в (цвет, форма, величина, толщина) | Нахождение по карточке-схеме | Нахожд. по Слову, удер-живая в памяти | Отсутствие Св-ва с Использ. карт «НЕ» | Умение опери-ровать 2-мя св-ми | Умение опери-ровать 3-мя св-ми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложи памятку-рекомендацию для родителей по использованию блоков Дьенеша
«Педагогическая вертушка»
- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для составления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист А4, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
Советы педагогам и родителям
• Ваша задача, не копировать уже готовые задания, а придумывать совместные игры с ребенком самостоятельно.
• Но сначала дайте ему возможность просто поиграть самому, потрогать, пощупать блоки, построить из них дорожку или башенку как ему захочется.
• Во время игры лучше всего использовать слово «фигура», а не блок, так маленькому ребенку будет понятнее.
• Занимайтесь с детьми по правилу «от простого к сложному». Сначала научите их находить признаки фигур, затем сравнивать предметы. И только после этого можно переходить к обучению умения классифицировать и обобщать все детали. А в последнюю очередь развивать у детей умение логически рассуждать и мыслить.
Помните, что все дети развиваются индивидуально. И заниматься с интересом ребенок будет лишь тогда, когда задание для него будет выполнимо, по его силам, но не настолько сложное, чтобы он самостоятельно не смог справиться. В противном случае, интерес детей пропадет надолго.
Ожидаемый результат.
Развитие:
- способности самостоятельно и творчески мыслить;
- способности конструировать по собственному замыслу;
- способности использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
- воображения;
- нестандартного мышления;
- оригинальности;
- сообразительности;
- любознательности.
Проявление:
- устойчивого интереса к различным видам детской деятельности;
- интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- инициативы и самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка дидактической игры с блоками Дьенеша «Паровозик грузы возит»
дидактическая игра направлена на развитие математических способностей детей разных возрастов....
Учебно-методический материал по работе с блоками"Дьенеша"
Проект в гости к Машеньке младшая группа,Самоанализ Нод " В гости к МАшеньке"...
Методические рекомендации для родителей "Логические блоки Дьенеша, и как с ними играть"
Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации,которые помогут создать партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников по созданию условий в семье для развития логического мышления у детей....
Городская методическая площадка " Методика организации работы с блоками Дьенеша "
В материале представлен опыт работы по использовании в образовательном процессе ДОУ блоков Дьенеша...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ (блоки Дьенеша)
В рекомендациях для педагогов даны приёмы повышения познавательной активности дошкольников, учёт индивидуальных особенностей воспитанников....
«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»
Возможности блоков ДьенешаРазвивать пространственные представления.Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множ...
Сборник заочного городского методического объединения «Организация современных (проблемных) форм работы с детьми по физическому развитию в образовательной деятельности педагога посредством использования активных методов развития (из опыта работы)»
Зиновьева Ю.С. «Форма работы по физическому развитию в образовательной деятельности детей посредством игр по технологии ТРИЗ»....