Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
проект

Богачева Алена Степановна

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем

 случае нельзя упускать их из виду». А. Прево

 

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

 Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

 Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_10_gr._finansovaya_grammotnost.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края .Шарыпово

ПРИНЯТО

На заседании методсовета

Протокол № 1 от 28.08.2019 г.

Приложение №___

К приказу №144 от 30.08.2019 г.

 «УТВЕРЖДАЮ»

 И.о. заведующей МБДОУ№ 15«Ромашка»

____________________  Н.А. Жмурина

                                                               

                                                                                                     

                                                                                                                                                                     

Проект

«По ступенькам к финансовой грамотности!»

средняя группа №10 «Брусничка»

                                                                                     

 Разработчики и руководители:

Богачева А.С.

Крашенинина О.В.

г.Шарыпово

Паспорт проекта

Тема проекта

«По ступенькам к финансовой грамотности!»

Вид проекта

 Информационно-познавательный

По времени проведения

 Долгосрочный . 3 года.

Адресация проекта

МБДОУ №15 «Ромашка» группа №10 «Брусничка».

дети 4-7  лет

Участники проекта

Воспитатели, дети,  родители.                

Цель

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 

Задачи

1.Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

2. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

3.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

4. Совершенствовать коммуникативные качества детей.

5. Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Задачи для работы с родителями:

1. Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотности детей с помощью игры «Я – активен и позитивен!»

 2. Вовлечение  родителей в работу проекта

 3. Информирование родителей о важности финансового образования детей

4. Формирование у родителей интереса к обучению своих детей  основам финансовой грамотности

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

2.Педагоги и родители, желающие участвовать в реализации проекта: подбор материала и   изготовление  дидактических, сюжетно ролевых игр.

3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД  по теме проекта

4.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.  

Внешние ресурсы:

1.Наличие в городе магазинов, банков, сберкасс (наблюдение).

Индикативные показатели (результаты)

Для воспитанников:

1.Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.

2.Формирование у воспитанников первичные экономические понятия, научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Для педагогов группы № 10:

Педагоги при внедрение в образовательный процесс получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Для родителей:

1.Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы,  родительские собрания.

Пояснительная записка

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем

 случае нельзя упускать их из виду». А. Прево

 

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

 Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

 Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочие. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.

Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и прочие. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Содержание проекта

Деятельность в рамках реализации проекта реализоваться  будет  в нескольких направлениях:

•        Организационно-методическая работа

•        Организация развивающей предметно-пространственной среды

•        Работа с детьми        

•        Взаимодействие  с родителями

Для реализации проекта определены следующие этапы:

1.Этап.        Организационно-подготовительный. 

Цель: создание условий для реализации проекта

Мероприятия:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.  

- Разработать систему бесед, игр и упражнений наглядным материалом

2.Этап.        Реализационно - практический.

Цель: реализация проекта

Мероприятия:

      - Проведение дидактических игр, бесед, упражнений в совместной и самостоятельной деятельности.

3.Этап.  Аналитико-рефлексивный, корректировочный

Цель: промежуточный анализ эффективности реализации проекта, планирование перспектив развития.

Мероприятия:

- Анализ работы педагога.

- Выступление на тему  «Промежуточные итоги работы по проекту» «По ступенькам к финансовой грамотности!»

Формы работы:

- Индивидуальные и подгрупповые занятия.

- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Перспективное планирование на первом этапе 2019-2020 уч. год.

Анкетирование родителей

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

 Ответственные: Воспитатели, дети,

 родители.

Проведение  мониторинга

Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Подбор и разработка инструментария, критериев и показателей.

Консультации для родителей

 

                      2.Этап. Реализационно – практический 2019-2020 уч. год.

1 Блок: «Потребности современного человека» (октябрь, ноябрь, декабрь)

Цель: Расширение  представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей.

Задачи:

1. Расширять знания детей о потребностях, чем отличаются потребности от желаний.

2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

3. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

  Беседа  «Потребности современного человека»

Цель: Познакомить детей с понятием «потребность». Различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

 Воспитатели, дети,

 родители

В течении всего учебного года.

Чтение

«Жадная старуха»

Обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Д.игра. «Кому, что нужно»

 Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей

Беседа «Потребности животных»

Цель: ознакомить детей с потребностями растительного и животного мира, формировать бережное и экономное отношение к окружающей среде, развивать внимание, мышление, воображение.

Чтение К.И.Чуковский «Телефон»

Цель: ознакомить детей с потребностями животного мира

Продуктивная деятельность Изготовление Дерева потребностей.

Цель: воспитание  уважения к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени

Беседа о труде родителей.

Д.игра«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин», проблемная ситуация «Как узнать, кто продавец»

Цель. Развитие интереса в игре.

 Игровая ситуация «Чего не сделает один – сделаем вместе».

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игра: Услуги и товары

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Продуктивная деятельность рисование на тему «Кем я хочу быть»

Цель: учить детей сюжетному рисованию

 

Рисование : «Мои

желания».

Цель: помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное.

Работа над сказками. «Лиса и заяц», «Теремок», «Два жадных медвежонка».

Цель: Умение детей описывать потребности героев  в этих сказках.

 Родительское

собрание 

"Когда  следует начинать обучение детей финансовой грамотности"

Выпуск серии буклетов

  •  «Деньги на деревьях не растут»
  • Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности? 
  • Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
  • «Азбука финансовой грамотности»
  • «Как можно сэкономить деньги в семье»
  • «Воспитай своего ребенка миллионером»

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни»

Цель: Определить условия, необходимые человеку для жизни

 

Анализ работы:

«Подведение промежуточных итогов реализации проекта».

2Блок: Натуральный  обмен  товаров. (январь, февраль, март).

Цель: Формирование информационных перекрестных связей для совершения бартерных сделок (обмен товаров). Подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).

Задачи:

1.Познакомить с экономическим понятием «бартер»;

2. Учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного;

3. Ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена»;

4. Развивать у детей чувство справедливости

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

Беседа «Что такое бартер»

Цель: раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей.

Воспитатели, дети,

 родители.

В течении всего учебного года.

Чтение сказок: 

«Муха-Цокотуха», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой»

 Д.Игра «Хочу и надо». 

 Цель: Дети научатся отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного.

Определять выгодность бартера; самостоятельно совершать обменные операции

Д.игра. «Товарный поезд»

   Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Д.Игра «Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов(основные и не основные).

Игры-драматизации сказок

Чтение сказки 

«Мужик и медведь»

Игровое упражнение «Экономическая минутка»

Цель. Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен».

Анализировать мыслительную деятельность детей.

Игровые проблемные ситуации «Выгодное ли предложение»,

Цель. Уточнить знания детей о в правильных добрых поступках в повседневной жизни детей.

Анализ работы 

 «Подведение промежуточных итогов реализации проекта».

3 Блок: Понятия «деньги», «монета», «банкнота».(апрель, май).

Цель:  Расширение представления детей о деньгах 

Задачи:  

1.Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические

2. Научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

3.Активизировать словарь детей

4.Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

Беседа Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

Воспитатели, дети,

 родители.

В течении всего учебного года.

Беседа: «Что такое деньги?»

Цель: познакомить с ролью денег

Чтение. Беседа по содержанию. «Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…»

Цель: Закрепить понятия: монета, копейка

Беседа: Слова «хочу» и «надо».

Цель: Расширить представления детей о различных возможностях,

которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни

каждого человека

Беседа «Доходы и расходы моей семьи»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономить

 

 Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»

Цель - заинтересовать ребёнка

экономической наукой, ввести в её мир.

Беседа «Как правильно

Тратить деньги»

Анализ игровой

ситуации

ООД «Деньги всякие нужны»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Знакомство с пословицами и поговорками о финансах

Цель: развитие образной связной речи.

Сюжетно-ролевая игра: «Маленькие покупки»

Цель: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара 

Консультация для родителей

"Правила

карманных денег"

Анализ работы 

 «Подведение промежуточных итогов реализации проекта».

                3.Этап.  Аналитико-рефлексивный, корректировочный

  Проведение  мониторинга за 2019-2020 уч.год

Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

 Ответственные: Воспитатели, дети,

 родители.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня

финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга. Планирование может менять тематику в связи с промежуточными результатами мониторинга.

                                           Планирование на  2020-2021 уч. год.

Реализационно – практический

1 Блок: «Бюджет. Семейный бюджет и расходы семьи»

 Цель: Расширение  представления детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают .

2 Блок: «Экономим играючи». Что значит экономить?

 Цель: Формирование  у детей желание экономно относиться к семейному бюджету

3 Блок:  «Обязательные и не обязательные расходы»

Цель: Формирование у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и расходы семьи.

Аналитико-рефлексивный, корректировочный

  Проведение  мониторинга за 2020-2021 уч.год

Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

 Ответственные: Воспитатели, дети,

 родители.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня

финансовой грамотности дошкольника. Планирование может менять тематику в связи с промежуточными результатами мониторинга.

Планирование на 2021-2022 уч. год.

Реализационно – практический 2021-2022 уч. год.

1 Блок: Что такое банк и вклады.

Цель: Формирование  понятия банк и  для чего нужен банк

2 Блок: Реклама: желания и возможности.

Цель: Расширение  представления о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

3 Блок:  Бизнес и капитал

Цель: Формирование представления детям о таких понятиях, как «капитал», «прибыль», «валюта», «бизнес».

Аналитико-рефлексивный, корректировочный

  Проведение  мониторинга за 2021-2022 уч.год

Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

 Ответственные: Воспитатели, дети,

 родители.

Результат нашего  опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Презентация по проекту «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево...

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»

Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!» подготовительная  группа...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...