Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
проект
«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем
случае нельзя упускать их из виду». А. Прево
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_10_gr._finansovaya_grammotnost.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края .Шарыпово
ПРИНЯТО На заседании методсовета Протокол № 1 от 28.08.2019 г. | Приложение №___ К приказу №144 от 30.08.2019 г. «УТВЕРЖДАЮ» И.о. заведующей МБДОУ№ 15«Ромашка» ____________________ Н.А. Жмурина |
Проект
«По ступенькам к финансовой грамотности!»
средняя группа №10 «Брусничка»
Разработчики и руководители:
Богачева А.С.
Крашенинина О.В.
г.Шарыпово
Паспорт проекта
Тема проекта | «По ступенькам к финансовой грамотности!» |
Вид проекта | Информационно-познавательный |
По времени проведения | Долгосрочный . 3 года. |
Адресация проекта | МБДОУ №15 «Ромашка» группа №10 «Брусничка». дети 4-7 лет |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители. |
Цель | Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста |
Задачи | 1.Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности. 2. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности. 3.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. 4. Совершенствовать коммуникативные качества детей. 5. Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.). |
Задачи для работы с родителями: 1. Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотности детей с помощью игры «Я – активен и позитивен!» 2. Вовлечение родителей в работу проекта 3. Информирование родителей о важности финансового образования детей 4. Формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности | |
Ресурсы для реализации проекта | Внутренние ресурсы: 1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой. 2.Педагоги и родители, желающие участвовать в реализации проекта: подбор материала и изготовление дидактических, сюжетно ролевых игр. 3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД по теме проекта 4.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии. Внешние ресурсы: 1.Наличие в городе магазинов, банков, сберкасс (наблюдение). |
Индикативные показатели (результаты) | Для воспитанников: 1.Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка. 2.Формирование у воспитанников первичные экономические понятия, научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Для педагогов группы № 10: Педагоги при внедрение в образовательный процесс получат систему работы по формировании экономического опыта детей. Для родителей: 1.Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях. 2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы, родительские собрания. |
Пояснительная записка
«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем
случае нельзя упускать их из виду». А. Прево
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочие. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и прочие. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.
Содержание проекта
Деятельность в рамках реализации проекта реализоваться будет в нескольких направлениях:
• Организационно-методическая работа
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
Для реализации проекта определены следующие этапы:
1.Этап. Организационно-подготовительный.
Цель: создание условий для реализации проекта
Мероприятия:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Разработать систему бесед, игр и упражнений наглядным материалом
2.Этап. Реализационно - практический.
Цель: реализация проекта
Мероприятия:
- Проведение дидактических игр, бесед, упражнений в совместной и самостоятельной деятельности.
3.Этап. Аналитико-рефлексивный, корректировочный
Цель: промежуточный анализ эффективности реализации проекта, планирование перспектив развития.
Мероприятия:
- Анализ работы педагога.
- Выступление на тему «Промежуточные итоги работы по проекту» «По ступенькам к финансовой грамотности!»
Формы работы:
- Индивидуальные и подгрупповые занятия.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Перспективное планирование на первом этапе 2019-2020 уч. год.
Анкетирование родителей | Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения. | Ответственные: Воспитатели, дети, родители. |
Проведение мониторинга | Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Подбор и разработка инструментария, критериев и показателей. | |
Консультации для родителей |
|
2.Этап. Реализационно – практический 2019-2020 уч. год.
1 Блок: «Потребности современного человека» (октябрь, ноябрь, декабрь)
Цель: Расширение представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о потребностях, чем отличаются потребности от желаний.
2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
3. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Мероприятия | Программное содержание | Ответственный | Срок проведения |
Беседа «Потребности современного человека» | Цель: Познакомить детей с понятием «потребность». Различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. | Воспитатели, дети, родители | В течении всего учебного года. |
Чтение «Жадная старуха» | Обсуждение сказок о потребностях и возможностях. | ||
Д.игра. «Кому, что нужно» | Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей | ||
Беседа «Потребности животных» | Цель: ознакомить детей с потребностями растительного и животного мира, формировать бережное и экономное отношение к окружающей среде, развивать внимание, мышление, воображение. | ||
Чтение К.И.Чуковский «Телефон» | Цель: ознакомить детей с потребностями животного мира | ||
Продуктивная деятельность Изготовление Дерева потребностей. | Цель: воспитание уважения к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени | ||
Беседа о труде родителей. Д.игра«Кто что делает?» | Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. | ||
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин», проблемная ситуация «Как узнать, кто продавец» | Цель. Развитие интереса в игре. | ||
Игровая ситуация «Чего не сделает один – сделаем вместе». | Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. | ||
Игра: Услуги и товары | Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. | ||
Продуктивная деятельность рисование на тему «Кем я хочу быть» | Цель: учить детей сюжетному рисованию |
| |
Рисование : «Мои желания». | Цель: помочь детям осознать и проанализировать свои желания, выделить среди них главное. | ||
Работа над сказками. «Лиса и заяц», «Теремок», «Два жадных медвежонка». | Цель: Умение детей описывать потребности героев в этих сказках. | ||
Родительское собрание | "Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности" | ||
Выпуск серии буклетов |
| ||
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни» | Цель: Определить условия, необходимые человеку для жизни |
| |
Анализ работы: | «Подведение промежуточных итогов реализации проекта». |
2Блок: Натуральный обмен товаров. (январь, февраль, март).
Цель: Формирование информационных перекрестных связей для совершения бартерных сделок (обмен товаров). Подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).
Задачи:
1.Познакомить с экономическим понятием «бартер»;
2. Учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного;
3. Ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена»;
4. Развивать у детей чувство справедливости
Мероприятия | Программное содержание | Ответственный | Срок проведения |
Беседа «Что такое бартер» | Цель: раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей. | Воспитатели, дети, родители. | В течении всего учебного года. |
Чтение сказок: | «Муха-Цокотуха», «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой» | ||
Д.Игра «Хочу и надо». | Цель: Дети научатся отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного. Определять выгодность бартера; самостоятельно совершать обменные операции | ||
Д.игра. «Товарный поезд» | Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. | ||
Д.Игра «Какие бывают доходы?» | Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов(основные и не основные). | ||
Игры-драматизации сказок Чтение сказки | «Мужик и медведь» | ||
Игровое упражнение «Экономическая минутка» | Цель. Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей. | ||
Игровые проблемные ситуации «Выгодное ли предложение», | Цель. Уточнить знания детей о в правильных добрых поступках в повседневной жизни детей. | ||
Анализ работы | «Подведение промежуточных итогов реализации проекта». |
3 Блок: Понятия «деньги», «монета», «банкнота».(апрель, май).
Цель: Расширение представления детей о деньгах
Задачи:
1.Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают− бумажные и металлические
2. Научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
3.Активизировать словарь детей
4.Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Мероприятия | Программное содержание | Ответственный | Срок проведения |
Беседа Демонстрация детям слайд-презентации «История денег» | Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. | Воспитатели, дети, родители. | В течении всего учебного года. |
Беседа: «Что такое деньги?» | Цель: познакомить с ролью денег | ||
Чтение. Беседа по содержанию. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Цель: Закрепить понятия: монета, копейка | ||
Беседа: Слова «хочу» и «надо». | Цель: Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | ||
Беседа «Доходы и расходы моей семьи» | Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономить |
| |
Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки» | Цель - заинтересовать ребёнка экономической наукой, ввести в её мир. | ||
Беседа «Как правильно Тратить деньги» | Анализ игровой ситуации | ||
ООД «Деньги всякие нужны» | Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». | ||
Знакомство с пословицами и поговорками о финансах | Цель: развитие образной связной речи. | ||
Сюжетно-ролевая игра: «Маленькие покупки» | Цель: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара | ||
Консультация для родителей | "Правила карманных денег" | ||
Анализ работы | «Подведение промежуточных итогов реализации проекта». |
3.Этап. Аналитико-рефлексивный, корректировочный
Проведение мониторинга за 2019-2020 уч.год | Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста. | Ответственные: Воспитатели, дети, родители. |
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня
финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга. Планирование может менять тематику в связи с промежуточными результатами мониторинга.
Планирование на 2020-2021 уч. год.
Реализационно – практический
1 Блок: «Бюджет. Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель: Расширение представления детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают .
2 Блок: «Экономим играючи». Что значит экономить?
Цель: Формирование у детей желание экономно относиться к семейному бюджету
3 Блок: «Обязательные и не обязательные расходы»
Цель: Формирование у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и расходы семьи.
Аналитико-рефлексивный, корректировочный
Проведение мониторинга за 2020-2021 уч.год | Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста. | Ответственные: Воспитатели, дети, родители. |
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня
финансовой грамотности дошкольника. Планирование может менять тематику в связи с промежуточными результатами мониторинга.
Планирование на 2021-2022 уч. год.
Реализационно – практический 2021-2022 уч. год.
1 Блок: Что такое банк и вклады.
Цель: Формирование понятия банк и для чего нужен банк
2 Блок: Реклама: желания и возможности.
Цель: Расширение представления о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.
3 Блок: Бизнес и капитал
Цель: Формирование представления детям о таких понятиях, как «капитал», «прибыль», «валюта», «бизнес».
Аналитико-рефлексивный, корректировочный
Проведение мониторинга за 2021-2022 уч.год | Цель: определения уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста. | Ответственные: Воспитатели, дети, родители. |
Результат нашего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...
Презентация по проекту «По ступенькам к финансовой грамотности!»
laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансо...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
laquo;Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево...
Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!»
Проект «По ступенькам к финансовой грамотности!» подготовительная группа...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...