Дидактические игры по трудовому воспитанию
картотека (старшая группа)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по трудовому воспитанию
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Ход игры:
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям
Игра«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Ход игры:
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать
внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.
Все идут по кругу и произносят слова:
Мы с тобой трудиться будем,
Порученье не забудем.
Не зевай, выполняй
И за мною повторяй!
Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Зачем нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять
знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Игра «Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
- космонавты мы пойдем И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)
- капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
- вертолетчики пойдем, вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
- комбайнеры мы пойдем
- комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
- пожар тушить начнем.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ В ПРИРОДЕ
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах ухода за растениями и животными, посадки и пересадки растений, деревьев, уборке сада, сборе урожая; воспитание бережного отношения к природе.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений, деревьев, овощей или уборки урожая, осенней листвы, снега, чистки аквариума и т.д, и просит разложить их по порядку выполнения действий, объясняя свой выбор.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Жила-была куколка Маша.
Все звали её Растеряша.
Вот и сегодня: проснулась,
Сладко она потянулась.
Ножки она одевала –
Носочки свои потеряла.
Платьице Маша надела:
«А фартук куда же я дела?»
Капают слёзы из глаз,
Носик захлюпал тотчас.
Где же платок носовой?
Нет его, ой-ёй-ёй-ёй!
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
- свой домишко не пропал» Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла, Ищешь, ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, Как живёшь? »
Игра «Как труд людей разрушает или
спасает нашу планету»
Цель. Уточнять представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию детей, закреплять представления о труде людей связанном с экологией страны.
Ход игры
Детям раздают двухсторонние карточки с изображением весёлого и сердитого
смайлика. Педагог задаёт детям вопросы
Если речь идёт о загрязнении планеты – дети показывают сердитый смайлик, если нет – весёлый смайлик и обосновывают свой выбор. Можно разделить детей на команды и устроить мини-соревнование. Побеждает команда, которая дала больше правильных и обоснованных ответов
Вопросы:Что происходит когда…?
- промышленные предприятия, машины, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу.
- заводы и фабрики сбрасывают отходы производства в реки и моря.
- Вырубают леса, из-за строительства городов.
- на заводах и фабриках стоят очистные сооружения.
- по дорогам сплошным потоком едут машины.
- пожарные тушат пожары в лесах.
- возле городов скапливается большое количество мусора на свалках, часто отходы горят.
- от катастроф на нефтяных танкерах нефть попадает в моря и океаны.
- учёные изобретают топливо, которое не выделяет вредных газов.
- почву удобряют химическими удобрениями.
- жители городов создают парки и заповедники и т.д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Ход игры:
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
Игра«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Ход игры:
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Игра«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Ход игры:
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то… и т.д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Угадай профессию».
Цель: Расширять представления детей о профессиях, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод. | Ведро и швабра—уборщица. | ||
Теленок — телятница. | Билет — кондуктор. | ||
Овца — овцевод. | Касса — кассир. | ||
Олень — оленевод. | Рубанок — столяр. | ||
Виноград — виноградарь. | Краска и кисть —маляр. | ||
Чай — чаевод. | Мастерок — штукатур. | ||
Хлеб — хлебороб. | Кульман — инженер. | ||
Сад — садовод. | Молот и наковальня — кузнец. | ||
Цветы — цветовод. | Огнетушитель — пожарный. | ||
Пчела — пчеловод. | Самолет —летчик | ||
Трактор — тракторист. | Космический корабль — | ||
Машина — шофер. | космонавт. | ||
Экскаватор — экскаваторщик. | Пожарная машина —пожарный. | ||
Комбайн — комбайнер. | Бульдозер — бульдозерист. | ||
Подъемный кран — крановщик. | Гоночная машина —гонщик | ||
Поезд — машинист. | Корабль — капитан. |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о
материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5лет
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 летИгра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами э...
Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы.
Дидактические игрыпо трудовому воспитанию для детей средней группы....
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Ручной труд.Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у ра...
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет
Эти игры помогут педагогам в увлекательной форме развивать и прививать навыки трудолюбия, учат детей сотрудничеству в коллективе....
Дидактические игры по трудовому воспитанию
Дидактические игры по трудовому воспитанию...
Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"
данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей во второй группе раннего возраста...