Современные образовательные технологии в контексте реализации ФГОС ДО
материал
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
Подготовил:
Заместитель заведующего по УВР Иванова Т.С.
Жизнь – бесконечное познание.
Возьми свой посох и иди!
М. Волошин
Начать хочется именно с этих слов. Наш жизненный, педагогический путь не что иное как путь познания, развития, саморазвития, стремления вперед к ранее неизведанному. Имея определенный опыт, не хочется останавливаться на достигнутом, хочется стремиться узнать большее, научиться чему-то новому, посмотреть на уже известные вещи свежим взглядом, под другим ракурсом. Наверное, именно поэтому мы с Вами здесь сегодня собрались.
Сложившаяся современная ситуация в обществе с ее скоростью обновления научных знаний, развития, информатизации различных областей, включая и образование, приводит нас к необходимости подстраиваться и меняться самим, чтобы успеть за всеми этими изменениями и оставаться способным жить, работать, творить в этом «высокоскоростном» мире. Именно эти условия диктуют нам, как педагогам, пересмотреть подходы к моделированию образовательного процесса, для того чтобы облегчить социализацию воспитанников при переходе на следующую, «школьную» ступень его жизни и пройти период адаптации к меняющимся условиям наиболее мягко, а в дальнейшем стать успешным.
В связи с этим в дошкольным образовании произошли переориентиры с предоставления детям готовой суммы знаний, отработки определенного комплекта умений и навыков к формированию у них познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Поэтому перед каждым участником образовательного процесса в ДОУ стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития ребенка. Именно развивающее обучение призвано воспитать те качества, сформировать те ценности, достичь те социально-нормативные возрастные характеристики детей по завершению ими дошкольного образования, продиктованные целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка.
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
Целью развивающего обучения является развитие способностей детей, формирование у них навыков самостоятельного поиска знаний, представлений, путей решения поставленных задач. От имени детей хорошо сказал педагог Чарльз Беббидж:
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Именно выстраивание образовательного процесса, основанного получении практического опыта, на тесном сотрудничестве, где ребенок является не объектом , а субъектом познания, дает видимые результаты. От педагогов лишь требуется создать для этого все необходимые условия. И на помощь в этом приходит интеграция в педагогический процесс образовательных технологий.
В нашем детском саду мы используем различные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психологического, творческое и познавательное развитие детей, формирование навыков самостоятельной деятельности, проектирования, исследования, что в купе дает целостную гармоничную личность. Сегодня мы продемонстрируем вам лишь некоторые из них.
Песочная терапия – в широком смысле это один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира на подносе с песком, впервые примененной Маргарет Ловенфельд еще в начале прошлого века. Заключалась она в спонтанном расположении миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или некоего мира.
В своей практике, практике детского сада, мы конечно не используем эту технологию, как медицинскую, но тем не менее обеспечить эмоциональную разгрузку и вовлечь ребенка в творческую, или даже познавательную деятельность при помощи манипуляций с песком, создать ситуацию успеха и условия для самовыражения, вполне реально.
Педагогами нашего детского сада в практике используются как небольшие песочницы (ящики с песком), так и специальные планшеты и столы для песочной анимации, интерактивная песочница. Все это вы сегодня увидите.
Аква-анимация – это еще одна технология, относящаяся к арт-терапии. Это искусство создания красочных узоров на воде с последующим перемещением аква-орнаментов с воды на бумагу. Не буду много говорить о той пользе, что приносит использование техники в работе с детьми, скажу только что по словам педагогов рисование водой повышает терпение и выдержку, помогает детям научиться усидчивости. В процессе аква-рисования можно проследить также внутренний микромир ребенка, его страхи, опасения, а также пристрастия и увлечения.
Говоря о технологиях, относящихся к арт-терапевтическим, хочется отметить такое важное направление в их использовании как работа с педагогическим коллективом в рамках профилактики эмоционального выгорания. Арт-релаксация необходима тем, кто работает с людьми, с большими объёмами информации, в профессиях, требующих высокую переключаемость внимания и способность концентрироваться; с чрезмерным уровнем стресса; ускоренным темпом; любителям слишком много работать, ориентированным на достижение результатов в заданный срок.
Еще одной технологией, эффективно входящей в жизнь детского сада, является интерактивная квест-игра. В воспитательном и образовательном процессе это понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest - «приключение».
Технология педагогического квеста разработана 1995 году американским профессором Доджем Берни в как способ организации поисковой деятельности в образовательном процессе.
Квест – это игра-приключение, в которой участники сообща должны решать определённые задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели. Эти задачи могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными.
Проводиться квесты могут в самых разных местах: в помещении - в группе, в зале, квесты на природе – на участке, на экскурсии. Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
В квестах можно выделить такие виды:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
- Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей, целепологание.
- Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
- Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
Чтобы долго не останавливаться на теории, предлагаю вам сегодня поучаствовать в педагогическом квесте. Перед вами стоит задача: «». Для этого в ходе квест-игры вам будут предлагается различные задания (разгадать загадку или ребус……), выполнив которое вы получите карточку, с одной стороной содержащую часть пазла, а с другой ориентир на дальнейший путь. После того, как все задания будут выполнены, мы сможем собрать пазл и получить ответ на поставленный вопрос, то есть достичь поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС.
Современные образовательные технологии, что это такое? Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный наб...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО
В презентации раскрывается краткая характеристика современных образовательных технологий в ДОУ....
ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется физкультурно-оздоровительное. Здоровый ребёнок – это жизнерадостный, любознательный, устойч...
Методическое объединения для педагогов ДОО "Современные образовательные технологии в контексте ФГОС дошкольного образования"
В январе 2020 года было проведено методическое объединение в форме презентации для педагогов МБДОУ детский сад №7 "Ягодка"на тему "Современные образовательные технологии в ко...
«Учебно-методическое обеспечение современного занятия с использованием информационных технологий в контексте реализации ФГОС ДО»
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе....
Свидетельство об участии во Всероссийской научно- методической конференции «Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС»
Электронное периодическое издание "Наукоград"публикация "Мир глазами детей"...
Использование современных образовательных технологий в контексте реализации ФОП ДО
Презентация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)...